Загадка снежных людей
Валерий Аркадьевич Бушуев, который служил в начале 1960-х годов в одной из среднеазиатских республик, очень заинтересовался этой темой. В его части было много местных солдат – киргизов и таджиков.
И вот однажды Валерий в очередной раз прочитал заметку о йети и решил порасспрашивать сослуживцев, не слышал ли кто об этих существах. Проблема была в том, что многие солдаты плохо говорили по-русски и долго не могли понять, чего от них хотят. Парень уже потерял было надежду узнать что-нибудь новое о загадочных снежных людях, как вдруг в казарму вошел высокий парень-таджик. К удивлению Валерия, он стал говорить на чистом русском языке, без какого-либо акцента. Молодые люди разговорились и подружились. Звали солдата Аюб Гадойбаев, он был родом из Худжанда, тогда город назывался Ленинабад.
Оказалось, что Аюб видел йети совсем рядом. Это было так. Будучи городским мальчиком, он каждое лето ездил в горную деревушку к дяде. Тот работал в колхозе чабаном, пас овец в горах, мальчик помогал ему. Там у дяди была маленький домик. Перед дверью была маленькая площадка, посередине которой торчал пенек от толстого спиленного дерева. Пенек был расколот пополам, в эту щель дядя забил колун – специальный топор, на котором они отбивали косу. Рано утром паренек вместе с дядей уходили на пастбище в горы и брали с собой ружье, топорик и косу.
Однажды вечером они, усталые, возвращались домой и издалека увидели сидящего на пеньке человека в какой-то мохнатой шубе. Мальчик тогда, помнится, очень удивился, поскольку стояло жаркое лето и даже в горах было очень душно. Человек этот не просто сидел, без конца вертелся и елозил на пне. Дядя тоже был удивлен, так как в эти дни он не ждал никого в гости. Но еще больше они были поражены, когда подошли поближе. Это был не человек, это было какое-то существо, сплошь покрытое шерстью. Лицо существа (если, конечно, можно было назвать лицом его мохнатую морду) исказила гримаса боли, он издавал звуки, похожие на стон. Он злобно зыркнул на подошедших хозяев, но почему-то не убежал (по рассказам очевидцев, обычно снежный человек, завидев людей, быстро убегает, так что те немногие, кому довелось встретиться со снежным человеком, не успевают хорошо рассмотреть его внешность). А причиной тому было то, что бедняга не мог встать: его половой член был защемлен половинками пня. Видимо, когда существо село на пень, колун выпал, и половинки пня сработали как капкан. Дядя пожалел незадачливого йети и топором забил колун, валявшийся тут же рядом, на прежнее место. Существо, освободившись от своего капкана, вскочило на ноги и стало подпрыгивать и растирать травмированную часть тела.
Мальчик во все глаза глядел на это дивное существо и хорошо запомнил, как тот выглядел. Он был чуть выше среднего роста, с широкими плечами, с длинными могучими руками, с могучей короткой шеей, с крепкими пальцами и суровым, жестким взглядом. Но это был взгляд человека, а не зверя. Вдруг он сделал какое-то неуловимое движение – и дядино ружье оказалось в его мощных руках. Без какого-либо видимого усилия он согнул его почти под прямым углом и сунул его мальчику, а сам медленно удалился.
После того, как дядя пришел в себя, он рассказал племяннику, что когда-то, еще до войны, он видел в горах небольшую группу таких волосатых людей, но с тех пор не встречал их. До этого случая. Думал, что они вывелись или ушли высоко в горы, где не ступала нога человека. Оказывается, они еще существуют. А то, что никакие экспедиции их не могут обнаружить, объяснил тем, что эти люди – йети – чрезвычайно осторожны и обладают сверхъестественным чутьем.
* * *
У нас, в Якутии, также видели снежных людей в горах Верхоянья. Правда, местные называют их по-другому – чучунаа. Они, по рассказам очевидцев, обладают достаточно высоким ростом, крепким телосложением, очень быстроногие – за ними не угнаться даже на оленях. Кроме того, чучунаа такие же мохнатые, обросшие шерстью, как и йети. К сожалению, до сих пор в науке нет однозначного ответа, кто такие снежные люди, существуют ли они на самом деле или это просто вымысел людей, откуда они пришли и почему до сих пор не удается обнаружить их и изучить. Но ведь их, снежных людей, действительно видели в разных местах планеты, по крайней мере, их следы – огромные и босые – даже удалось запечатлеть на фотопленку. Не могут же быть все эти явления массовым обманом или психозом. Ведь наша планета еще недостаточно хорошо изучена и может таить в себе еще много неразгаданных загадок.
У писателя Николая Слепцова – Абыйчанина есть повесть, которая называется «Чучунаа и Суланнья», написанная по мотивам северных легенд. В этой книге рассказывается о любви снежного человека и простой смертной девушки по имени Суланнья», которая сумела сделать из дикого существа человека и вышла за него замуж. Постепенно у Чучуныы выпадает мохнатый покров, и он становится таким же хорошим мужем и удачливым охотником, как и другие эвенкийские мужчины. Но тут нужно сделать оговорку о том, что этот Чучунаа, так сказать, не настоящий чучунаа, а осиротевший эвенкийский мальчик, которого подобрали (или украли) снежные люди и воспитали по своему подобию. Поэтому, естественно, что переход от дикости к нормальной человеческой жизни проходит у героя повести довольно быстро и успешно.
А в Абхазии, в одном из горных аулов, в конце 19 века проживала настоящая снежная женщина, которую с большим трудом удалось поймать. Ее назвали Заной, что по-даргински обозначало «черная», поскольку цвет кожи у нее был темно-серого цвета. Это была женщина двухметрового роста, вся обросшая густыми волосами темно-бурого цвета, невероятно сильная, с красными глазами. Поначалу ее держали в загоне из вертикальных бревен по причине ее буйного нрава, затем стала жить в яме, которую сама же и вырыла. зана не признавала никакой одежды и разгуливала по аулу голышом. По свидетельству очевидцев, она бегала со скоростью лошади и могла поднимать мешок весом в 80 килограммов. Человеческой речи она так и не научилась, выражалась рычанием или вскрикиванием. Что удивительно, Зана не старела, хотя родила от разных мужчин около пяти детей. Первого ребенка она угробила, искупав младенца в ледяной воде. Последующих детей у дикарки отнимали, поэтому им удалось выжить. Если дети были очень похожи на мать, то уже внуки Заны были полноценными людьми, правда, некоторые из них унаследовали от бабушки таинственные особенности. К примеру, обладали телепатией, одна из внучек «видела кожей», то есть с завязанными глазами становилась на газету и подошвой ног читала все, что было напечатано. Младший сын Заны, которого звали Тхил, умер в 1954 году, осталась его фотография, он очень похож на неандертальца – те же мощные надбровные дуги, та же челюсть, волосатость…
В последнее время некоторые ученые утверждают, что Зана была всего-навсего африканской женщиной, каким-то чудом оказавшейся в горах Кавказа. Однако с эти мнением не все согласны. Жители Африки хоть и черные, но не волосатые и не такого огромного роста. Так что загадка и этой снежной женщины, думается, еще не разгадана.