Женщина в голубом
* * *
Мама пропала, когда Коле исполнилось семь лет и он должен был поступить в первый класс. Он был уже достаточно большим мальчиком и хорошо помнит тот день. Буквально несколько дней назад у него был выпускной в детском саду. Мама пришла тогда в новом, очень нарядном платье голубого цвета с мелкими желтыми цветочками. Черные длинные волосы были уложены в парикмахерской в красивую прическу. В то утро она надела то, голубое, платье и большие серебряные серьги в национальном стиле, которые отец подарил ей на день рождения. Серьги были, по словам всех, кто его видел, эксклюзивные, выполненные по авторскому эскизу Колиного дяди – брата отца, окончившего художественный институт имени Сурикова. Маме очень шли эти серьги, но она их одевала только в исключительных случаях. Коля, увидев, что мать надела серьги, спросил ее об этом, но она, улыбаясь своему отражению в зеркале, ответила, что просто день такой хороший, солнечный. А вечером, в положенное время, не вернулась с работы. Коля долго ждал ее, сидя у окна, и даже заснул там же. Его разбудил отец, который обычно приходил позже матери. Он раздел его и перенес на кровать. Утром, только открыв глаза, Коля бросился на кухню – в надежде, что там сидит мама. Но ее не было. Встревоженный отец ушел заявлять о пропаже жены. Заявление у него в милиции нехотя приняли, уверенные в том, что вечером она как ни в чем не бывало заявится домой. Но Колина мама не пришла домой ни вечером, ни через неделю, никогда... Она пропала навсегда. Никто – ни родственники, ни подруги – не видели ее в тот день, никому она не собиралась в гости, не звонила, ничего не говорила. И на работе коллеги все в один голос говорили одно: все было, как обычно, в конце рабочего времени она взяла свою сумочку, подкрасила губы и вышла из здания. И все, больше ее никто не видел.
Ее фотографию несколько раз показывали по телевизору, отец, взяв отпуск, не отходил от телефона, ведь тогда не было мобильных телефонов. Приехали из деревни мамины родители. Дедушка ходил в милицию как на работу, а бабушка то плакала, глядя на фотографию единственной дочери, то кричала на отца, в чем-то его упрекая. Потом они уехали обратно, хотели забрать с собой Коленьку, но отец им не отдал. Отец, осунувшийся, с запавшими глазами, после их отъезда, стал пить в одиночестве. И, наверное, спился бы совсем, если бы не спохватились друзья и родственники. Вскоре к ним зачастили какие-то женщины, которых, видимо, приводили с благими намерениями. Так прошло два года. На третий год отец женился. Тетя Галя (так называл ее мальчик) отмыла их запущенную квартиру от накопившейся грязи, повесила новые шторы, выбросила старые, донельзя закопченные кастрюли. Она была доброй женщиной, но Коля так и не смог ее называть мамой. Еще через некоторое время у него родился брат. Отец повеселел, он как будто забыл о своей первой жене и зажил новой жизнью. И только Коля в глубине души надеялся, что мать жива, живет где-то и когда-нибудь, в один прекрасный день, вернется домой. Просто откроет дверь своим ключом, зайдет и скажет: «Как давно я не была дома! Как ты жил без меня, мой мальчик?» Он постоянно думал о ней, возможно, поэтому и вырос нелюдимым и некоммуникабельным. Впрочем, как и все дети, которые пережили раннюю семейную трагедию. У него не было ни одного близкого друга ни в обычной школе, ни в спортивной, куда его записал отец, чтобы как-то развеять его. Хотя везде он учился вполне сносно. Приходя домой, он обычно сидел в своей комнате, много читал, сидел за компьютером, благо ни отец, ни мачеха не утруждали его домашней работой, как-то справлялись сами.
На улице он непроизвольно выискивал взглядом женщин, которые чем-то напоминали ему его мать, хотя понимал, что она не могла не измениться, не вечно же ей оставаться по-девичьи стройной, с тонкой осиной талией и грациозной походкой. Вот как постарел отец: голова вся уже седая, фигура осела, погрузнела...
Как-то случайно он взял в библиотеке сборник рассказов Виктора Астафьева – то ли учительница посоветовала, то ли еще кто. Начал читать – понравилось, особенно поразил его рассказ, который назывался «Мальчик в белой рубахе». Настолько схожи были его переживания и тоска по матери с чувствами героини рассказа – женщины, потерявшей маленького сына. «Сорок с лишним лет минуло, а все слышит мать ночами легкие босые шажки, протягивает руки, зовет и не может дозваться маленького сына, и сон ее всегда кончается одинаково: ввысь, по горной дороге, меж замерших хлебов, осиянный солнечным светом, уходит от нее маленький мальчик в белой рубахе», - эти строки он, казалось, выучил наизусть. Ему редко снилась мать, во сне она была все в том же платье с мелкими цветочками, с серьгами в ушах, по-прежнему молодая и красивая, она тоже, как этот маленький мальчик из рассказа Астафьева, уходила от него и терялась в уличной толпе. А утром он, уже достаточно взрослый, заканчивающий школу, просыпался весь в слезах. Наверное, прав писатель, что по тем, кто лежит оплаканный и успокоенный на кладбище, не так болит сердце, как по тому, кто пропал без следа.
* * *
Он учился на третьем курсе института, когда сблизился и подружился со своей однокурсницей Надей. Девушка эта, совсем не похожая внешне на его мать, тем не менее чем-то неуловимо напоминала ее. То ли походкой, то ли женственными движениями, то ли взглядом... Она ему, конечно, нравилась, она вообще многим нравилась, не только ему, но он был очень стеснительным и боялся первым подходить, только молча смотрел на нее. А она, видимо, поняла, что он к ней неравнодушен, и однажды сама подошла к нему и пригласила на день рождения. Жила она на окраине города в большом частном доме. Родители ее имели в селе свое хозяйство и в город приезжали редко. Зимой с ней жили несколько девушек-студенток из их села, которые в данное время уехали кто куда: одна на практику в другой город, вторая взяла академический отпуск по болезни, третья уже сдала сессию и уехала домой. Так что она пока одна, немного боится ночевать, естественно, не мог бы он в первое время с ней пожить – в доме полно места. Почему именно его она попросила об этом, он был очень удивлен, на курсе его не то чтобы не любили, просто считали «ботаником» и некомпанейским парнем и редко приглашали на свои тусовки. Он с радостью согласился пожить с ней в ее доме и вместе готовиться к экзаменам. Они о многом разговаривали, с удивлением и радостью открывая друг в друге много общего. Впервые за много лет он смеялся от души и радовался жизни. Они даже сходили после удачно сданного экзамена в ночной клуб и танцевали до упаду. В ту ночь они уснули вместе, а ночью ему приснилась мама. Она протягивала к нему руки и о чем-то его умоляла, звала куда-то... Утром, с тревогой глядя в его глаза, девушка спросила:
- Почему ты так стонал? Тебе что-то приснилось? Это была женщина в голубом?
- Откуда ты знаешь? – испугался он.
- Я не хотела пугать, но тут, в этом доме, ее все, кроме меня, видели. Одна из девушек даже заболела на этой почве, ей женщина эта почти каждую ночь снилась. Что-то не то в этом доме, отец купил его за бесценок. Говорят, хозяин дома умер от разрыва сердца в баньке во дворе. Осенью отец приедет и снесет ее.
Осенью баню снесли и под полом обнаружили труп женщины в голубом платье. Рядом лежали эксклюзивные серьги авторской работы. Это была Колина мама. Наконец-то ее похоронили по-человечески, а на месте той баньки Надя с Колей посадили березку. Каждую весну она, стройная и гибкая, одевается в зеленую нарядную крону и шелестит листвой: «Все хорошо у тебя, сынок, все хорошо...»