12.07.2022 | 12:30

Жизнь как подвиг: о ветеране Хангаласской районной больницы Евдокии Павловой

Медицина – это не ремесло, это во многом искусство. И, как в любом искусстве, человек должен отдать ему часть своей души. Без умения сопереживать людям, искреннего желания им помогать, невозможно трудиться в медицине так, чтобы этот очень непростой труд приносил удовлетворение.
Жизнь как подвиг: о ветеране Хангаласской районной больницы Евдокии Павловой
Автор: пресс-служба Хангаласской ЦРБ
Фото: фото из семейного архива

И главное – без этих качеств невозможно добиться уважения и доверия пациентов.

Таким ярким представителем этой особенной профессии была Евдокия Степановна Павлова, отличник здравоохранения СССР, 45 лет проработавшая в Хангаласской ЦРБ.

Сегодня мы публикуем воспоминания её дочери Елены Капустиной.

НАЧАЛО ВСЕГО

Взволнованная девушка стоит перед паспортистом – ей необходимо получить паспорт, хотя бы временный. Для этого она специально приехала из Якутска в Покровск. Она совсем недавно стала студенткой: поступила в Якутскую фельдшерско-акушерскую школу. Паспорт нужен, чтобы устроиться в общежитие и получать продуктовую карточку – война только закончилась, и хлеб всё ещё выдаётся по карточкам.

Девушка волнуется не зря: она не знает точную дату своего рождения – родители, проживающие на острове Тойон-Ары, не смогли вовремя зарегистрировать новорождённую дочь. Родители говорили, что она на 8 лет моложе своего брата Константина, который родился в 1920 г. и у которого есть метрика. Ещё говорили, что она родилась в сентябре, после того как они переехали с летника на остров. «Если назову круглое число, - почему-то решает девушка, - мне не поверят». И на вопрос паспортиста о дате её рождения отвечает: «Я родилась 21 сентября 1927 года».

И эта дата будет сопровождать её всю жизнь, будет значиться во всех её документах. А когда в стране начнётся перестройка и в газетах начнут появляться статьи на религиозные темы, она, уже пожилая женщина, узнает, что 21 сентября – День рождения Пресвятой Богородицы и что, оказывается, много лет назад она, сама того не ведая, взяла себе в крестные Богоматерь.

И крестную свою она, наша мама Павлова Евдокия Степановна, не подвела, прожив жизнь чисто и честно, совершив тем самым настоящий подвиг.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ

Каждый человек невидимыми нитями тесно связан с родным краем. Наша мама родилась и выросла на острове Тойон-Ары, что раскинулся посреди реки Лены напротив сёл Булгунняхтах и Улахан-Ан. С наступлением тёплых весенних дней жители острова перебирались на левый берег на летники, а осенью возвращались назад. Семья нашей мамы проводила лето недалеко от Булгунняхтаха в местности с поэтичным названием Кюёх оттох (Зелёные травы).

Жизнь на острове, сопряжённая со многими трудностями, закалила характер нашей мамы, а красота родной природы обогатила душу. Терпение, стойкость, доброта и мудрость – все эти качества, заложенные в неё родителями и окружающим миром, помогут ей в дальнейшем преодолеть все жизненные невзгоды и сохранить чистоту души.

«ХОЧУ УЧИТЬСЯ»

После окончания Булгунняхтахской семилетней школы в 1943 г., в самый разгар Великой Отечественной войны, четырнадцатилетняя Евдокия работала в колхозе «Рост молодёжи» 1 Мальжагарского наслега на ответственной должности кладовщика. В 1944-1945 гг. она продолжила учёбу в Покровской средней школе и после окончания 8 класса поступила учиться в г. Якутске в фельдшерско-акушерскую школу (ныне медицинский колледж). В детстве она мечтала стать ветеринаром и лечить животных, а на медицинский пошла вслед за своей подругой Кириллиной Евдокией.

«Была осень, я на поле с колхозницами собирала картошку. Из деревни пришла одна девушка и рассказывает: «В Булгунняхтахе, говорят, девчата застряли, ждут машину, чтобы ехать в Якутск на учёбу». И тут что-то поднялось во мне: я отшвырнула ведро с картошкой и заявила: «Я тоже хочу учиться!» - и пошла с поля домой. Придя домой, я сказала родителям о своём желании учиться – они возражать не стали. Я собрала свои вещи и в тот же день добралась до Булгунняхтаха, где находились девушки, собравшиеся на учёбу. Когда мы приехали в Якутск, я совершенно не знала, куда идти, где находятся те или иные учебные заведения, просто пошла вслед за Кириллиной Евдокией. Она и привела меня в ЯФАШ».

Учиться нашей маме пришлось в трудные послевоенные годы. И вот как она сама вспоминала о том времени:

«Как-то мы с Кириллиной Дуней взяли наши хлебные карточки, и пошли в магазин. Там собралась огромная толпа. Когда стали выдавать хлеб, началась давка. Нас с Дуней сильно сдавили, стало трудно дышать. От страха, что нас сейчас затопчут, мы громко заплакали. Тогда люди немного расступились, и мы смогли выбраться на улицу». «Общежитие, где мы жили, было двухэтажное деревянное. В комнатах стояли не кровати, а топчаны, сложенные из досок, на них мы и спали. Когда, проснувшись утром, мы узнавали, что воды в общежитии нет, прикладывали руки ко льду, который зимой образовывался на стёклах окон, и так умывались». «На первом курсе мы изучали в основном теоретические дисциплины, и учиться было трудно, а со второго курса начались практические занятия, и учиться стало легче и интереснее».

«Запомнилось напутствие тогдашнего министра здравоохранения нашей республики П.В. Любимова, когда нам вручали дипломы: «Скоро вы разъедетесь по своим районам, начнёте работать самостоятельно. Поначалу вам будет трудно. Если не будете знать, как лечить своего пациента, вначале назначьте ему какое-нибудь простое лекарство, а потом, придя домой, почитайте медицинские справочники, подумайте, посоветуйтесь с врачами. Всегда помните первое правило медицины: «Не навреди!»

МЕДИЦИНА СУЩЕСТВУЕТ!

После окончания в 1948 г. ЯФАШ, наша мама была назначена фельдшером в Булгунняхтахскую участковую больницу; через год её, молодого специалиста, направили в с. Едяй заведующей медпунктом, затем перевели в Кытыл-Дюру фельдшером участковой больницы. В 1950 г. нашу маму направили в с. Улахан-Ан, где она проработала заведующей медпунктом 11 лет.

…На острове Тойон-Ары тяжело заболел трёхлетний мальчик. «Мой сын умирает, вряд ли ты его спасёшь, - сказала мать ребёнка приехавшей на лодке фельдшеру. - Но если он выздоровеет, я буду знать, что медицина существует». Женщина даже постирала вещи своего сынишки, чтобы похоронить его в чистом. В середине прошлого века в отдалённых наслегах люди не очень-то верили в возможности медицины. Фельдшер видит: мальчик в тяжёлом состоянии, нужно постоянно делать уколы. Она принимает решение бороться за жизнь маленького пациента. 3 дня прожила фельдшер на острове, ставила ребёнку уколы и – болезнь отступила. Пройдут годы, мальчишка вырастет и посвятит свою жизнь безопасности нашей Родины. Ныне это генерал-майор Анастатов Симон Степанович, бывший начальник Управления ФСБ России по РС (Я).

Позже, вспоминая о трудностях работы на селе, наша мама рассказывала: «Только приедешь домой с вызова усталая, видишь: у дома опять стоят сани - надо ехать к другому больному». «Работали, не считаясь со временем – почти без выходных. Я не помню, что брала больничный. И даже в отпуск мы, сельские медработники, уходили не каждый год из-за отсутствия замены».

…Как-то, совершая подворный обход и ставя людям прививки, фельдшер зашла в дом, где проживала семья учителя Аркадия Алексеевича Пудова, и обратила внимание на нездоровый внешний вид хозяина, хотя он ни на что не жаловался. Она посоветовала учителю съездить в Покровск в больницу. Аркадий Алексеевич, как человек грамотный, послушался совета. В Покровске выяснилось, что у учителя, действительно, серьёзное заболевание. Его направили в Якутск на операцию, которая прошла успешно, и учитель прожил достаточно долго, а ведь мог умереть в сравнительно молодом возрасте.

Думается, наша мама была медиком по призванию, потому что она была хорошим диагностом. А правильно поставленный диагноз – это половина лечения. Позже она скажет: «Я хотела, конечно, учиться дальше, стать врачом, но у меня на руках были старенькие родители, потом вышла замуж, родились дети, поэтому думать о дальнейшей учёбе я не могла».

…У женщины случились трудные роды: она тяжело родила девочек-двойняшек. Первую девочку приняла акушерка медпункта, но, к сожалению, через некоторое время ребёнок умер. Вторую девочку, более слабую, приняла наша мама. И с её лёгкой руки девочка выжила и получила имя Евдокия – в честь своей спасительницы. Эта девочка вырастет и окончит Новосибирский институт советской кооперации и торговли, много лет будет трудиться экономистом на фабрике «Сардаана», дослужится до вице-президента по экономике и производству, затем станет главным государственным налоговым инспектором Управления по налогам и сборам по РС (Я). Сейчас Евдокия Васильевна Иванова – заслуженный экономист РС (Я), награждена знаком отличия «Гражданская доблесть». Да, руки у нашей мамы были лёгкие, талантливые. Их она унаследовала от своего отца Павлова Степана Семёновича, который происходил из рода Мастеров. Эти руки ей особенно пригодятся в работе окулистом, когда придётся иметь дело с таким хрупким органом, как человеческий глаз.

Когда в 1961 г. нашего отца Капустина Петра Павловича, работавшего директором 2-й Мальжагарской семилетней школы, назначили заведующим РайОНО, мы переехали в Покровск. Наша мама вначале работала медсестрой детского отделения районной больницы, а после стажировки в трахоматозном диспансере г. Якутска стала работать медсестрой в кабинете окулиста районной амбулатории. 30 лет, до самого ухода на заслуженный отдых, проработает она офтальмологом. Не раз во время отсутствия врача (а врач-окулист в районе тогда был один) она самостоятельно вела приём больных. «Я могла просто сидеть и говорить: «Сегодня врача нет и приёма нет». Но как прогонишь человека с травмой глаза? Или с повышенным глазным давлением? Таким больным необходима срочная помощь, ведь они могут ослепнуть».

За своё трудолюбие, ответственное отношение к делу, отзывчивость наша мама всегда пользовалась уважением у своих коллег и пациентов.

«На приём к окулисту постоянно было много народу. Когда не было врача, Евдокия Степановна заменяла её. Она была добрая, отзывчивая, трудолюбивая. Народ её очень любил и уважал. Больным, особенно старикам, она терпеливо объясняла, как надо принимать лекарства. От общения с ней у больных поднималось настроение. Таким чутким, любящим свою профессию человеком я её помню». (Из воспоминаний Отличника здравоохранения РС (Я) Т.Д. Гончаровой, медсестры хирургического кабинета поликлиники)

«Евдокия Степановна на работе всегда была подтянутая, аккуратная. К больным относилась чутко. В кабинет окулиста постоянно была большая очередь, и Евдокии Степановне приходилось много работать - она почти не выходила из кабинета. К своим коллегам она относилась всегда ровно, дружелюбно, вежливо. Я горжусь, что мне довелось встретиться с таким человеком и работать рядом с ней».

(Из воспоминаний Отличника здравоохранения РС (Я) А.Н. Кузьминой, старшей медсестры поликлиники)

«Всегда спокойная, уравновешенная, Евдокия Степановна каждое утро доброй улыбкой встречала пациентов. Своим многолетним трудом, доброжелательным отношением к больным она заслужила уважение нескольких поколений населения нашего района». (Из воспоминаний Отличника здравоохранения РС (Я) и РФ И.П. Андросовой, зав. поликлиникой в 1983 – 1995гг.)

В общей сложности 45 лет наша мама отдала здравоохранению родного улуса. За свой добросовестный труд она не раз была отмечена правительственными наградами: в 1970 г. была награждена юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», в 1976 г. была удостоена высокого звания «Отличник здравоохранения СССР», в 1988 г. за безупречную работу и активное участие в общественной жизни была награждена Почётной Грамотой Министерства здравоохранения Якутской АССР. Кроме того, наша мама награждена медалями «Ветеран труда» и «Ветеран тыла».

«МЫ ПЛАКАЛИ, РАССТАВАЯСЬ С КОМСОМОЛОМ…»

В Коммунистический Союз Молодёжи (комсомол) наша мама вступила в 1943 г. Это был осознанный шаг – ей, как и всей молодёжи того времени, хотелось принести как можно больше пользы Родине в трудное военное время. А в 1956 г., работая фельдшером в Улахан-Ане, она вступит в Коммунистическую партию. Вот как она сама вспоминала об этом: «Когда настало время по возрасту расставаться с комсомолом, мы плакали – для нас это было большое горе. Наверное, поэтому я и мои друзья по комсомолу дружно подали заявления на приём в ряды КПСС».

Что и говорить: молодёжь сурового военного и послевоенного времени отличалась активной жизненной позицией. Она жила по принципу: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» Наша мама несколько раз избиралась депутатом местного совета и была депутатом райсовета 4-го созыва. «Когда ещё была в комсомоле, - вспоминала она, - приглашали на работу в райкомол (районный комитет комсомола), но я отказалась». Предать свою профессию она не могла.

Я хорошо помню, как, работая в Покровской амбулатории, наша мама много сил и времени отдавала общественной работе. Она то приходила домой очень поздно – обходила с коллегой-медсестрой дворы в Покровске, проверяя чистоту, то вставала и уходила очень рано – надо было проверить санитарное состояние столовых. Однажды рано утром она со своей коллегой пешком добрались до противотуберкулёзного санатория, который тогда находился недалеко от села Немюгинцы, чтобы проверить, чем и как кормят больных. А когда её назначили ответственной за подписку, дома вечерами она подолгу засиживалась за оформлением подписных квитанций для работников амбулатории. Кроме оформления подписки, она проводила политинформации, к которым готовилась заранее, выискивая в газетах интересные статьи. А выбирать было из чего: для своей семьи ею выписывалось множество газет и журналов – они с трудом помещались в нашем почтовом ящике. Это были газеты: «Правда», «Известия», «Труд», «Советская Россия», «Социалистическая Якутия», «Кыым», «Пионерская правда», журналы: «Огонёк», «Наука и жизнь», «Работница», «Крестьянка», «Пионер», «Костёр», «Техника молодёжи». Наша мама подписывалась даже на довольно скучную «Сельскую жизнь» только потому, что этот журнал имел замечательное приложение «Подвиг», в котором печатались произведения известных писателей, чьи книги в то время невозможно было купить в книжных магазинах.

УГОРЕЛИ…

- Я хотела снять куртку с вешалки и вдруг упала на пол! Очнулась от того, что Надя меня позвала. Они с Вовкой уже одетые на крыльце сидели, а дверь дома открытой оставили, и я к ним вышла. Мы долго на улице сидели, голова у нас болела, - рассказывая маме о том, как мы угорели, я давлюсь от смеха - мне, одиннадцатилетней, весело вспоминать произошедшее. Мама слушает меня, стоя у дверей комнаты, а потом молча уходит на кухню. Тут я спохватываюсь: сестра просила не рассказывать родителям о том, как мы угорели. Это её, девятиклассницу, они, уезжая в командировки, оставили дома за хозяйку; это она вечером топила и закрывала печку. Но сестру мама не стала ругать, просто с тех пор она старалась нас, своих детей, одних надолго не оставлять.

Как позже мама вспоминала: она стала отказываться от дальних командировок, вызывая этим недовольство начальства. И вообще за всю свою жизнь она нигде, кроме Якутска, не была, не ездила на курорты и в санатории. Наша мама была самоотверженным человеком: на первом месте для неё была семья, дети. Она всегда была рядом с нами, готовая в любую минуту прийти на помощь. Позже, когда появятся внуки и правнуки, она также ответственно будет смотреть за ними, отложив в сторону все свои дела.

«И КАК ЭТО Я РАНЬШЕ ТЕБЯ НЕ ЗАМЕТИЛ…»

…У меня день рождения, мне исполняется 12 лет. По этому поводу мама постряпала пирожки. Она раскраснелась от огня, и кажется мне удивительно красивой. Я ем пирожки и не могу оторвать от неё глаз. Наверное, 12 лет – это такой переломный возраст, с которого ребёнок начинает осознавать красоту окружающего мира: природы, человека. Как будто до этого ребёнок спал, и вот теперь проснулся и с изумлением вглядывается в окружающий мир, в людей вокруг себя, восхищаясь открывшейся ему красотой.

…Мы с мамой идём в магазин через лесок по узкой тропинке. Неожиданно идущий нам навстречу мужчина расставляет руки, как будто хочет поймать мою маму. Мы с мамой подныриваем под его руки. Я понимаю, что это шутка, но всё равно с удивлением смотрю на дядю. Он знает маму, здоровается с ней и говорит: «И как это я раньше тебя не заметил, когда мы молодые были!». Ещё не раз, будучи ребёнком и идя с мамой по улице, я слышала, как мужчины говорили ей комплименты.

Красоту она взяла у своей матери Павловой – Юрьевой Арины Матвеевны, которая происходила из ямщицкой семьи. Но заметить нашу маму, несмотря на её красивую внешность, наверное, было трудно – она была удивительно скромным человеком. Общеизвестно: внешняя красота – не главное, главное – красота внутренняя. А в нашей маме они счастливо сочетались. Сохраняя здоровье людей, своё здоровье сохранить она не смогла – в последние годы жизни тяжело болела. Её не стало весной 2012 года… Вскоре после смерти она явилась мне во сне, молодая, красивая, в летнем ситцевом платье. Легкой походкой прошла она мимо меня и скрылась вдали. Проснувшись, я поняла, что её светлая, чистая душа обрела покой. Так Небеса вознаградили её за совершённый ею подвиг – жизнь, прожитую чисто и честно.

Новости

Популярное

Благотворительная акция «Ёлка добра» стартовала в Якутске
Город | 1 день назад
Благотворительная акция «Ёлка добра» стартовала в Якутске
Каждый желающий может стать волшебником и исполнить заветные желания воспитанников детских домов и коррекционных школ.
Евгений Григорьев поздравляет с Днём матери в Российской Федерации
Город | 12 часов назад
Евгений Григорьев поздравляет с Днём матери в Российской Федерации
Благодаря высокому уровню рождаемости Якутск – самый быстрорастущий город на Дальнем Востоке.