Уберите гаджеты

27.01.2020 
Автор: Виктория ВЛАДОВА
Количество показов: 737
Задержка психоречевого развития все чаще и чаще встречается у современных детей. Педиатры бьют тревогу, пытаются достучаться до родителей, но не всегда получается. Этот диагноз нередко фигурирует на заседаниях МСЭК по признанию детей инвалидами. Что это такое ЗПРР, откуда берется и как с ним бороться, расскажет детский врач-психиатр Якутского республиканского психоневрологического диспансера Вера СИЛЬНИЧАЯ.

«РАДУЕМСЯ, КОГДА ВИДИМ НОРМУ»

— Вера Васильевна, что такое ЗПРР и почему так обеспокоены педиатры?
— В соответствии с международной классификацией заболеваний психических расстройств МКБ-10 такого диагноза «задержка психического и речевого развития» не существует. У нас он идет под другим названием. Но так мы называем по старинке, чтобы проще объяснять родителям. Да, действительно, цифры диагностирования таких заболеваний выросли. В последнее время стало больше детей не только с ЗПРР, но и с аутистическим спектром. С ЗПРР на прием приходит практически каждый второй ребенок. 
На прием к психиатру чаще идут с проблемами, но во время профосмотров в два года и шесть лет к нам приходят разные детки, в том числе и абсолютно здоровые. Когда видим норму, мы очень рады, что такие дети все-таки есть.

— Когда специалист может заметить, что у ребенка проблемы с развитием?
— До двух лет уже можно увидеть, есть задержка речевого развития или нет. Как правило, она тянет за собой и задержку психического развития. 

— Причины?
— Вообще, причин возникновения ЗПРР множество, иногда они сочетаются, и выявить первопричину сложно. Формирование психоречевых функций — это многогранный процесс, который происходит под влиянием двух больших групп факторов: биологических и социальных. 

— Что делать, чтобы не допустить? 
— Прежде всего, родители не должны сидеть и ничего не делать, ни на кого не надеяться. Если они сами не будут заниматься с ребенком, то ситуация никогда не исправится, и даже самый гениальный врач — дефектолог, логопед — не сможет помочь. Уже с рождения нужно с ребенком разговаривать, да и внутриутробно тоже. Давно доказано, что дети, находясь внутри мамы, все слышат. Тем более, когда человек родился, он должен слышать человеческую речь, не гаджетов, не телевизора, а именно мамину речь и других членов семьи. С года с ним нужно разговаривать нормальным человеческим языком, то есть не сюсюкаться, а именно говорить.

— Что вижу, то пою?
— Совершенно верно. До года у ребенка идет формирование пассивного словарного запаса. Он у них накапливается и развивается. С ребенком должны общаться все родственники. Обязательно называть вещи своими именами. Развивать ребенка по возрасту: сперва с помощью погремушек, потом собирать пирамидки, конструктор, развивать моторику. Сейчас столько игрушек, и в магазине они прямо по возрастам разложены, так что можно приобрести все по возрасту, чтобы ребенок работал ручками. Даже когда мама занята домашними делами, прибирается, готовит еду, она должна общаться с ребенком, рассказывать, что делает, с чем. 
Вот сейчас проходишь по коридору поликлиники и видишь: дети сидят с гаджетами в руках, и родители так же. Не общаются, а можно обсудить все что угодно: как они сюда ехали, на каком автобусе, машине, что по дороге видели, какие крыши, домики. Но они сидят каждый в своей стихии. Мама — в «Инстаграме» или еще где-нибудь, ребенок тоже непонятно что смотрит.

— Что должны уметь малыши? 
— К двум годам маленькую строчку уже можно выучить, ну а так с трех лет уже стишки учат. В год ребенок минимум должен знать десять слов. Но у нас дети приходят и без этого, только к двум годам появляется какой-то минимальный словарный запас. И объяснять надо, что имя — это имя, фамилия — это фамилия и т. д. Родители заучивают все механически, и у малыша нет понятия, где имя, фамилия, сколько лет. Звучит как: «Иванов Миша Петрович пять лет». Все сразу. Родителям так легче приучить, чем объяснить, что у тебя есть и что с этим делать. Большую роль в формировании личности ребенка играет семья. Мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры и т. д. должны уделять внимание ребенку в плане общения и развития. 

— Если уже есть задержка?
— Важно не опускать руки, а начинать заниматься и развивать ребенка. Учить стишки, читать книжки, все рассказывать, показывать, обсуждать. И обязательно обращаться к специалистам за помощью. Она состоит из нескольких обязательных частей. Одного медикаментозного лечения недостаточно, нужно, чтобы с ребенком работал дефектолог. Не логопед, а именно дефектолог, специалист, который работает на развитие психоречевой деятельности. Необходимы реабилитационное лечение, работа с дефектологами, детскими психологами, логопедом. В реабилитационное лечение входят ЛФК, массаж и многое другое плюс обязательно медикаментозное лечение. Когда все это в совокупности работает в связке «мама, врач и реабилитолог», тогда можно ждать положительного выхода. 
К большому сожалению, таких специалистов в Якутске очень мало. Бесплатные находятся только в реабилитационных центрах. А частные абилитационные центры, где есть дефектологи, олигофренопедагоги, очень дорогие. Одно занятие стоит тысячу и более рублей. Чтобы получить бесплатное лечение в реабилитационном центре, многие идут на признание детей инвалидами. Хотя по логике все должно быть наоборот: помогать детям на начальной стадии заболевания, реабилитировать, а не доводить до комиссии. Это неправильно, и надо менять в корне. 

— Во сколько лет ребенок может быть признан инвалидом по ЗПРР?
— У врача-психиатра показанием для ограничения жизнедеятельности (это инвалидность) являются умственная отсталость и другие стойкие психические расстройства. Диагноз «ЗПРР» не является показанием для оформления инвалидности. К нам направляются на оформление инвалидности детей с двух лет (были случаи, когда ребенку ещё и двух лет не исполнилось). Раньше неврологи ребенку двух-трех лет с диагнозом «ЗПРР» давали направление на комиссию и оформляли на МСЭК. Там давали добро, и ребенок получал реабилитацию и мог выйти из этого состояния и снять инвалидность. Теперь только с четырех лет. 


— Выход — оплачивать процедуры самим или ждать четырех лет для бесплатного лечения?
— Ждать не стоит. Из ЗПРР есть два выхода: в нормальное развитие либо в умственную отсталость или еще какое­-то психическое расстройство. Как уже было сказано, необходимо обращаться за помощью к специалистам. 

— Как долго ставится диагноз?
— Нам нужно как минимум полгода понаблюдать за ребенком и выяснить, все-таки это грубая задержка развития, умственная отсталость, аутизм или другое психическое расстройство.
Чтобы понять и поставить диагноз, у нас имеются психологические тестирования, которые нужно провести с ребенком, чтобы была ясная картина. Иногда тестирование и осмотр психиатра необходимо провести неоднократно. Ведь один раз ребенок пришел утомленный, ничего не хочет делать и не будет, не заставишь. В другой раз у него хорошее настроение, он выспался — и совершенно другой результат теста. В плане диагностики нужно быть очень аккуратным, чтобы правильно выставить диагноз. Для этого нужно чаще видеть ребенка на приеме. Либо мы предлагаем стационар для наблюдения в детском отделении в ЯРПНД. Отделение очень хорошее, но не все соглашаются. Там дети находятся под регулярным наблюдением персонала, и врач динамически ежесуточно смотрит за ребенком и понимает: задержка или УО, или аутизм, или детский тип шизофрении. Поэтому мы рекомендуем в плане дифференциальной диагностики стационар. 

— Многие боятся медикаментозного лечения. Тем более в противопоказаниях и побочных действиях что только не указывают. Иногда врачи грешат назначением «лишних» препаратов. 
— Медикаментозное лечение необходимо, но его нужно подбирать индивидуально. У всех организм функционирует по-разному. И здесь должен быть тандем «мама и врач». Нужно выбрать такого специалиста, которому будешь доверять. При ЗПРР медикаментозное лечение обязательно. Это ноотропы — препараты, которые улучшают мозговое кровообращение. Центры речи нужно стимулировать. Плюс еще и витаминотерапия обязательна, укрепление иммунной системы. Каждое простудное заболевание или любое другое будет оттягивать ребеночка назад. Вот только динамика пошла, ребенок заболел вирусным или любым другим заболеванием — и все, мы опять шаг назад. Прежде всего, должно быть доверие к врачу. Если один не понравился, то нужно искать другого, но помнить, что частая смена специалистов вредно сказывается на лечении. Сменяясь, врачи не видят динамику заболевания, могут назначать разные препараты. В итоге получится каша и результата не будет. Мама и врач должны работать в одной связке. 

— Какие симптомы должны насторожить родителей, чтобы пойти выяснять, есть ли у ребенка задержка развития?
— В год ребенок должен реагировать на свое имя, на обращение к нему. Должен знать около десяти слов. Пусть они будут маленькие, короткие. Понимать и выполнять простые инструкции: на, дай, иди. Самое главное, должен быть зрительный контакт. Очень важно вовремя отучать от памперса. К году ребенок уже может проситься на горшок, если его приучали и работали с ним. 

— Если этого нет, что нужно требовать от своего педиатра? Направление к какому врачу?
— Родители могут обратиться к психиатру без направления. Те, кто боится сразу идти к психиатру, могут пойти к неврологу. Невролог тоже знает все стадии развития ребенка, и он уже подскажет, нужна ли дальнейшая консультация психиатра. 

— Но у нас боятся, что поставят клеймо умственно отсталого и т. д.
— У нас есть две группы учета: консультативная и динамическая. Сразу никто не поставит на учет и не объявит диагноз. Половина картотеки — это дети, которые приходят на консультацию. Конечно, мы заводим карточку на всех, но лишь для того, чтобы в динамике видеть развитие ребенка.

— Куда обращаться и где найти специалиста-психиатра?
— Мы находимся не в ЯРПНД, а в шаговой доступности для населения в педиатрических службах. Один врач находится в третьей детской поликлинике, и два врача — в филиале первой поликлиники на Семена Данилова. В Медцентре — для приезжих из районов. Мы консультируем детей до 15 лет. С 15 до 18 лет есть подростковый психиатр, который находится на Лермонтова, 178/1 в поликлинике ЯРПНД. К подростковому психиатру можно записаться на прием по телефону 507-899. А в поликлиниках живая очередь без талонов. 

— Сколько детей сейчас стоит на учете?
— За 2019 год на диспансерном учете по Якутску состоят 560 детей — это все диагнозы. Почти половина из них — ЗПРР. В консультативной группе — 395 деток. 

— Удается детей снимать с учета, исправлять ситуацию?
— Если ребенок «выровнялся», обычно мы его снимаем с учета либо передаем в консультативную группу, где не требуется постоянное наблюдение, а только по обращению. Выход из задержки развития всегда есть.

Фото героя материала
Количество показов: 737
Выпуск:  №2(2733) от 24 января 2020