ЛОКОМОТИВ РАЗВИТИЯ. Как Якутский медколледж готовится к чемпионату WorldSkills

18.11.2019 
Автор: Оксана ЛЯХОВА
Количество показов: 175
Якутск вновь станет рингом для борьбы за титул чемпионов по версии WorldSkills Russia. С 25 ноября по 6 декабря стартует VIII Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы», главными площадками которого станут ссузы. В Якутском медицинском колледже рассказали о самых сложных компетенциях.

В WorldSkills медколледж активно участвует с 2014 года. Наследие первого регионального чемпионата, а именно купленное для него оборудование, теперь исправно служит колледжу, на них студенты отрабатывают навыки. Как отмечает руководство, благодаря WorldSkills, практические занятия, приближенные к реальной жизни, доступны теперь не только участникам чемпионата, но и всем студентам колледжа. К примеру, на специальном тренажере они учатся правильно накладывать шов. Всего за плечами студентов ЯМК пять побед на региональном этапе и бронза национального чемпионата. Руководство возлагает большие надежды и на этот год. 

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, директор Якутского медицинского колледжа:
— Если вы спросите меня, можно ли жить без WorldSkills, скажу, невозможно. Благодаря ему, мы вводим много коррективов в свой образовательный процесс. Например, теперь наши студенты не только сидят за партами и слушают лекции, сейчас у нас больше практико-ориентированное обучение. То есть, как и участники WorldSkills, наши студенты в обычной жизни работают руками. Поэтому считаю, что это международное движение дает нашему колледжу только пользу, это локомотив нашего развития. Открытие новых компетенций чемпионата для нас — стимул изучать новые образовательные направления, что, безусловно, поднимает рейтинг колледжа. Также, благодаря этому, мы продолжаем участвовать в грантах правительства России.

ВСЁ РАДИ ПАЦИЕНТА

Вспоминая о медицине, всегда говорят о врачах, забывая о таких важных винтиках больничной системы, как медсестры. Ведь нередко именно они последние, кто остается ухаживать за тяжелобольными пациентами. В колледже открыт кабинет паллиативной помощи, где будущие медсестры отрабатывают все необходимые навыки по уходу и реабилитации.

Александра БАИШЕВА, преподаватель отделения «Сестринское дело»:
— У нас идет старение населения, много больных, кто не может за собой ухаживать, к примеру, те, кто перенес инсульт. Специфика обучения наших студентов в том, что они должны знать, как ухаживать за такими больными, чтобы у них не было трудностей. Студенты дают оценку функционального состояния пациента, измеряют артериальное давление, пульс, частоту дыхательных движений, а также проводят смену нательного и постельного белья, личную гигиену пациента: уход за глазами, ушами, носом и полостью рта.
— На что обращают внимание при оценке компетенции «Медицинский и социальный уход» в WorldSkills?
— Самое главное — коммуникативные навыки, ведь все начинается с общения с пациентом. Как оказывается, порой некоторые студенты стесняются лишнее слово сказать незнакомому человеку. По правилам чемпионата обязательна идентификация пациента. В дальнейшем участник должен решить логические задачи по тому, как ухаживать за пациентом. 
В этом году студентка отделения «Сестринское дело» стала победителем в компетенции «Медицинский социальный уход» республиканского конкурса «Абилимпикс», аналога WorldSkills для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Она успешно справилась со всеми заданиями, среди которых действия в аварийных ситуациях, перемещение с кровати на кресло-каталку, смена нательного, постельного белья, профилактика ожирения и купирование бронхиальной астмы. Теперь победительницу ждет финал конкурса, который пройдет 18 — 22 ноября в Москве.

Айталина СЕНЬКИНА, студентка второго курса Якутского медицинского колледжа:
— В мои обязанности входит помощь тяжелобольным. Сюда входит обучение вспомогательным предметам, простейшая физиотерапия. Также, к примеру, обтирание, уход за кожей и дыхательные упражнения для профилактики пневмонии и многое другое. Мне остался последний курс в следующем году. Планирую работать по специальности, наверное, по распределению.
— На твой взгляд, насколько сложна работа медсестры?
— Сложна со всех сторон: и физически, и эмоционально. Но куда же без сложностей? С другой стороны, медсестры, конечно же, играют важную роль в работе любого медучреждения, ведь она, можно сказать, зачастую становится мостиком между пациентом и врачом. Поэтому медсестра должна быть приветливой, доброжелательной уметь держать контакт с пациентом. Даже двигаться нужно так, чтобы пациенту было комфортно. 
— Какие у тебя планы на будущее?
— Мне остался последний курс в следующем году. Планирую работать по специальности, наверное, по распределению.

ХУДОЖНИКИ ОТ МИРА СТОМАТОЛОГИИ

Как далеко искусство скульптуры от лечения зубов? Оказывается, эти две сферы ближе, чем кажется. Сгорбившиеся над столами студенты в белых халатах лепят зубы.
Идет подготовка к региональному этапу. 

Анна ГРИДЧИК, преподаватель отделения «Стоматология ортопедическая»:
— На первом этапе WorldSkills ребята должны сделать частично-съемный протез, на втором — изготовить восковую репродукцию центрального резца и нижнего шестого моляра (шестые, седьмые и восьмые зубы постоянного ряда).
— Что за материалы используются? 
— Воск. В реальной жизни используется пластмасса или металл. Такая замена нужна, потому что иначе у нас не хватило бы времени. Над протезами работают около 24 часов, а в рамках чемпионата дается всего шесть часов, поэтому решено демонстрационными сделать самые важные и сложные этапы.
— Насколько это сложная работа?
— Эти ребята — почти художники, потому что одним из критериев их оценки становится умение хорошо рисовать, лепить. Нужны и чертежные навыки, ведь от них требуется воспроизвести полностью анатомию определенного участка. Это очень тяжелый кропотливый труд, поэтому к нам идут только высоко мотивированные. Но, несмотря на это, на этом направлении конкурс большой, около трехсот человек на 30 мест. К нам приходят уже практикующие зубные врачи, много даже тех, кто приходит с высшим образованием, чтобы переобучиться именно на эту специализацию. В итоге набрали 35 студентов, что физически тяжело, но ребят еще ждет дальнейший отбор.

ТАЙНЫ ФАРМАЦЕВТОВ

Гуляя по третьему этажу Якутского медколледжа, можно внезапно наткнуться на аптеку. Но тут вам не продадут даже витаминок, потому что витрины, заваленные макетами препаратов, — это точная симуляция, где проходят практическое обучение будущие фармацевты, а также участники WorldSkills. Здесь молодые люди узнают, как сложно работать с лекарствами — начиная от их изготовления и заканчивая приемом товара и отпуском из аптек.

Наталья ИВАНОВА, преподаватель отделения «Фармация»:
— Первым делом в компетенции «Фармацевтика» идет модуль приемочного контроля лекарственных средств согласно нормативным документам Минздрава России. Каждое из них вбивается в товарную накладную программы 1С и в приемочные журналы, в зависимости от срока годности, являются ли они наркотическими или сильнодействующими. Все это нужно, чтобы контролировать их движение.
— Где эти знания могут пригодиться студентам в дальнейшем?
— Такая работа ведется во всех аптеках и фармацевтических организациях. Фармацевты отвечают за качество лекарственных средств и должны контролировать, чтобы до конечного потребителя они дошли в соответствующем виде. После этого участники будут размещать препараты по фармакологическим группам и условиям хранения.
— Что такое фармакологические группы?
— Это лекарственные средства, которые прямо назначены на какие-то заболевания. Это те надписи в аптеках, на которые чаще всего ориентируется покупатель, отдельная группа препаратов прямо назначена для почек, печени и т. д. На мой взгляд, в этом нет никаких сложностей, но участники могут путать фармгруппы. Например, многие препараты, выдающиеся строго по рецепту, вы не увидите открыто на полках аптек, а наши студенты должны их знать.
Обывательское представление об аптекарях, как об обычных кассирах, в корне неверно. Фармацевт должен не просто уметь посоветовать лекарство, но и объяснить, как оно действует.

Наталья ИВАНОВА:
— На втором модуле разыгрываются разные ситуации, в которых участник должен правильно отпустить безрецептурные лекарства. К примеру, посетитель просит рецептурный препарат, но на руках рецепта нет. В этом случае фармацевт должен найти безрецептурные аналоги и предложить выбрать посетителю, а также проконсультировать о правильном приеме и хранении в домашней аптечке.
— То есть навязывания конкретного препарата, как обычно бывает, не должно быть?
— Нет, у покупателя всегда должен быть выбор.
— С какими сложностями здесь сталкиваются участники?
— Нередко участники начинают забывать фармакокинетику, то есть по тому, как препарат действует в организме. Из-за сильного волнения могут перепутать лекарственные препараты. Но мы каждый день проводим консультации для участников WorldSkills и на обычных занятиях разбираем все детально, чтобы наши студенты отпускали лекарства правильно по алгоритму.

МАЗИ И РАСТВОРЫ СОБСТВЕННОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Впервые студенты колледжа на чемпионате будут изготовлять препараты по требованию врача. Вооружившись ручными весами, мензурками и многочисленными лекарственными веществами, студенты усердно готовятся к соревнованиям.

Наталья ИВАНОВА:
— Заранее неизвестно, какой попадется рецепт, мы даже не знаем, из какой фармакологической группы. Обо всем этом участники узнают только в день чемпионата. Это может быть порошок, мазь или раствор. Участники должны точно дозировать все компоненты, правильно взвешивать вещества на ручных весах. Причем дозировка может быть или для взрослого, или для ребенка.
— Какие могут быть задания?
— Например, изготовить мазь, которая будет обладать противовоспалительным эффектом, нечто подобное может назначить дерматолог. То есть если это мазь, то сначала участник берет вазелин, затем к нему добавляет необходимые сухие вещества по алгоритму. 
— Получается, это очень специфичная работа. Много ли у нас таких аптек, при которых таким образом готовятся лекарства?
— Нет, раньше таких аптек в Якутске было больше, но потихонечку они почти все закрылись. Сейчас в основном работают аптечные пункты, где отпускают только готовые препараты. Конечно, было бы хорошо, как в старые добрые времена, восстановить производственные аптеки. Сейчас же тех, кто работает по заказам больниц, очень мало. 

ЗА ДВЕРЯМИ МЕДИЦИНСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Один из важнейших пунктов в любом медобследовании — сдача анализов. Мы привыкли сдавать кровь либо прозрачные баночки, а потом лишь слушать расшифровку и вердикт врача. Таинство исследований наших биоматериалов скрыто от глаз пациента. Простому смертному все эти действия можно увидеть разве что на площадке WorldSkills в компетенции «Лабораторный химический анализ».

Вера ИВАРОВА, преподаватель в клинико-диагностической лаборатории:
— На WorldSkills по гематологическим исследованиям участники демонстрируют забор крови, подготовку гематологического мазка. Далее они должны различать лейкоциты, общее состояние эритроцитов, все рассказать по времени. На одну клеточку должны уходить секунды.
— Кровь на чемпионате выдают организаторы?
— Да, и специально подбирают кровь с патологиями. Для своих практических занятий мы берем кровь из Республиканской больницы № 2 и клиники мединститута, где нам также подбирают именно патологическую кровь.
— Что включает в себя второй модуль на вашей компетенции?
— Второй модуль — общеклинические исследования по биоматериалам. Параметров много: белок, нитраты, ph мочи и т. д. Все это определяем с помощью сухой химии на стандартном аппарате, который есть в любой медицинской лаборатории. Участник должен уметь работать с ним: включать, калибровать и пропускать через него биоматериал в виде тест-полоски. И, конечно, важно уметь считывать информацию. Если что-то определяется, то в дальнейшем идет микроскопия и биохимическое исследование.

ВЫЗОВ ДЛЯ ФЕЛЬДШЕРА

В этом году впервые в России пройдут соревнования по «Лечебной деятельности», где участникам придется применить широкие знания по теме. Будущим фельдшерам и терапевтам необходимо столкнуться с различными ситуациями — от вывиха плеча и хронической обструктивной болезни легких до клинической смерти.

Марианна ФЕДУЛОВА, преподаватель терапии и гериатрии:
— В рамках этой компетенции мы создали реальные условия фельдшерско-акушерского пункта, поликлиники, а также есть модуль «Домашняя зона», где отрабатываются конкретные ситуации по оказанию неотложной медпомощи на догоспитальном этапе. К примеру, в модуле «А» наш участник играет роль фельдшера. К нему приходит пациент с вывихом правого плеча, фельдшер должен это диагностировать и наложить повязку Дезо. 
— В чем разница в имитации поликлиники и ФАП?
— Во-первых, это конечно, очереди, чем отличаются наши поликлиники. К примеру, может выпасть ситуация, когда пациенту, допустим, с гипертоническим кризом стало плохо прямо в очереди, то есть необходимо оперативно оказать помощь на месте.

ТВОРИМ КРАСОТУ

Красота не требует жертв, красота требует медицинских знаний, уверены студенты и педагоги направления «Прикладная эстетика». Это отделение открыто в ЯМК с 2016 года.

Алена СПИРИДОНОВА, преподаватель технологии маникюра:
— Компетенция «Эстетическая косметология» разделяется по модулям: макияж, уход за кожей, маникюр. На моем направлении студентки первого курса учатся работать на типсах, изучают разные дизайны, а также спа-маникюр и, самое сложное, наращивание ногтей. Участники WorldSkills оцениваются по следующим критериям: техника опиливания ногтей, правильное нанесение лака в два слоя и время. Наши участницы готовятся к соревнованиям с сентября.
С медицинской точки зрения, конечно же, мастера должны знать, что такое дезинфекция и санитария. Думаю, что все-таки мастера должны иметь медицинское образование. 
В июне этого года воспитанница этого направления привезла из Казани бронзовую медаль Национального чемпионата WorldSkills Russia.

Инга ЛУКИНА, студентка третьего курса «Прикладная эстетика»:
— На VII национальном чемпионате я представляла свадебный макияж. Для этого мы специально возили якутское национальное платье невесты. Жюри оценивали не только соблюдение эргономики и всех правил, но и поведение конкурсанта. Мы обязательно должны улыбаться и постоянно общаться с клиентом. Организаторы предоставили нам косметику корейской фирмы. На отборочных соревнованиях нас было 17 представителей разных регионов, оттуда в финал прошли девять. Из них я заняла третье место.
— Ты на последнем курсе обучения. Планируешь ли работать по специальности?
— Да, у меня будет диплом технолога-эстетиста. Кроме того, собираюсь пойти на высшее медицинское, сначала, как все, буду изучать «Лечебное дело». Затем хочу стать врачом-косметологом, для этого пойду на специальные годовые курсы. Так что все равно, как и всем врачам, придется еще долго учиться. Но мне с детства были интересны оба эти направления: и визаж, и косметология. Плюс они востребованы, в любом случае без работы не останусь.

Фото автора 
Количество показов: 175
Выпуск:  №45(2725) от 15 ноября 2019