1 апреля, в День смеха, клоуны и юмористы рассказывают о своей профессии
На сцене мне хорошо, легко и удобно
Алексей Павлов — заслуженный, народный артист Якутии, артист Театра юного зрителя. Зрители знают его как
яркого комедийного актера, основателя театра миниатюр «Наара суохтар» («Бесшабашные»), на основе которого родился Театр юмора и сатиры (теперь это Театр юного зрителя). И главный герой всех веселых спектаклей, конечно, Алексей Прокопьевич — король смеха. А как он пришел к профессии, какой он дома и, вообще, легко ли это — смешить зрителей…
— В школе я был очень серьёзным мальчиком. И где-то с 8 класса стал давать семейные концерты к 8 Марта для своей матери и сестренки. Изображал Юрия Платонова, пародировал Владимира Заболоцкого, пел их голосом, подражая им. Также в репертуаре у меня были юмористические рассказы. Брал их из журнала «Хотугу сулус» («Полярная звезда»). Там была рубрика «Юмор и сатира», где печатали юмористические рассказы, фельетоны. Мои мать и сестренка были счастливы, что я для них устраиваю целый концерт. Все, как в настоящем театре: занавес, сцена. Выходил из комнаты, раздвигая шторы, а там, как в театре, мама и сестра сидят на стульях.
— А началось все с куклы, Петрушки, которую мне подарил отец, когда я учился в 6-м классе. Это перчаточная кукла для театра. Отец был классным руководителем, в школе у нас каждый год проходил смотр художественной самодеятельности, каждый класс готовил концерт. Он заставил меня выучить юмористическую миниатюру, с которой я выступил на смотре. Сидя за столом, держа Петрушку, я читал эти рассказы. К моему удивлению, учителя и учащиеся просто падали со смеху. Надо же, все смеются, а вроде я и не артист, всего лишь ученик 6-го класса. И аплодируют, как настоящему артисту.
— В 10-м классе задумался, куда же поступать, очень переживал. В один прекрасный вечер сидим с мамой, пьем чай. И вдруг мама говорит: «Алеша, у тебя такая богатая мимика. Ты же можешь стать артистом». И мне так сразу легко стало, как будто тяжелый груз с плеч сбросил. Сомнений не было: я должен стать артистом. Хотя по образованию окончил режиссерское отделение, актерского не было.
— Сцена — моя стихия. Меня всегда больше тянуло к лицедейству, чем ставить на сцене спектакли. Мало ставлю, больше играю. Мне больше нравится быть актером. Мне на сцене жить очень хорошо, легко, удобно.
— Розыгрыши. Сейчас и не вспомню навскидку. Это же всегда импровизация. Ну вот, когда работали на эстраде «Наара суохтар» («Бесшабашные»). Мы тогда много разыгрывали своих коллег. Однажды шарфик у кого-то пропал, а мы тот шарфик в пакет положили и в магазин отнесли. А наш друг ищет и ищет свой шарф, никак не может найти. Мы ему: да пошли в магазин, купи себе другой. И вот в магазине уже целая комедия разыгрывается. «Смотри, это же твой шарфик…». В общем, продавцы уже со смеху катаются.
— А однажды и меня разыграли. В начале 80-х я работал директором Дома культуры в Хаяхсыте. Как-то прихожу на работу, а там афиша висит, что сегодня вечером у нас будет выступать вокально-инструментальный ансамбль «Чороон». Знаменитый ансамбль. Как я обрадовался: «Чороон» приезжает в нашу деревню! Заварил чай, купил печенье. Жду, жду их. Никто не приехал. Оказывается, меня разыграли односельчане. Кстати, позже я с ними работал, был у них конферансье.
— Дома я серьезный. Комики вообще очень серьезные люди. Это только на сцене могу кривляться, создавать образы смешных людей. И вообще, успешный актер — это думающий. Актер должен думать, играть и думать от начала до конца, как жить на сцене, как создать образ. Это не что показал режиссер, то заучил и вышел. Нет.
— Мне и сейчас страшно выходить на сцену. Так и живем с волнением в груди. Всех с 1 апреля, с Днем смеха и юмора! С шутками всегда веселей жить, не правда ли?
Клоун Никош: «Это же здорово, когда все смеются»
Трудно ли быть клоуном не только на арене, но и по жизни? Сегодня в цирке радость и веселье зрителям несут молодые клоуны Никош и Сашок. О своей веселой работе расскажет артист Бриллиантового цирка Николай Кузьмин.
— Я закончил режиссерское отделение колледжа культуры. На последнем курсе уже начались отбор и собеседование, будущие работодатели приехали из клубов, театральных коллективов директора, режиссеры, в том числе и из цирка. Там освободилось место клоуна, искали парня, владеющего актерским мастерством. Им рекомендовали меня и моего друга Александра Оконешникова. Дали нам три дня на подготовку, и мы стали готовиться, выучили несколько миниатюр. Пришли на кастинг. Должны были из нас двоих выбрать только одного, но взяли обоих.
— В мае будет четыре года, как мы выступаем на арене цирка как Никош и Сашок. Поначалу было трудно. Надо было найти свой образ, грим, костюм придумать. Долго шли к своим образам. И вообще, это непросто — рассмешить весь зал: и взрослых, и детей. Для этого нужно чувствовать публику, часто приходится импровизировать.
— Родные вначале удивились, когда сообщил, что я стал клоуном. Что? Клоун? Как это? Сходили на представления, увидели, что это серьезная профессия, а когда стал выезжать на гастроли за рубеж, и вовсе изменили отношение к моей работе.
— На встречах с друзьями, родственниками, все ждут от меня праздника, веселья и смеха. И я стараюсь оправдать эти ожидания. Это же здорово, когда все вокруг смеются, все счастливы. Мне нравится моя работа.
— Во время изоляции мы, как и все, сидели дома, спасались смехом, снимали смешные видео, тик-токи. Это уже по заданию цирка к праздникам. В социальные сети особо не выкладывал.
Коллекция клоунов
Говоря о юморе, нельзя не отметить обширную коллекцию клоунов у главного циркового артиста, директора цирка Сергея Расторгуева. Своей не менее веселой коллекцией может похвастаться и художественный руководитель Театра юного зрителя Алексей Павлов. А еще немаленькая команда веселых клоунов у заведующей литературной частью Русского театра Галины Ивановой.
Кстати, она и по жизни веселый и юморной человек, с ней точно не соскучишься. Как-то на встрече одноклассниц она вдруг появилась перед присутствующими в школьной форме, все аж попадали от школьницы в белом фартуке в белых гольфах.
— Коллекция началась с картины клоуна, которую мне подарили в Италии. Мол, я очень похожа на этого персонажа. И в тот же год коллега привезла статуэтку из Швеции, не могла пройти мимо, так эта фигурка напомнила меня. Вот и все. И с того времени все везут, дарят мне их. Каких только нет. Пока я не сказала всем своим подругам стоп (смеется).
— В школе я была очень юморная, смешила, заводила всех. Столько анекдотов знала. И после школы даже поступила в цирковое училище, в Якутске как раз шел набор в АлмаАтинскую студию. Но не поехала. Так получилось. Но все равно вся моя работа связана с театром.
— На самом деле клоуны, шуты — это очень умные люди.