10 ноября - Всемирный День качества
Каждый человек в современном обществе является потребителем. Купить сейчас можно что угодно: от обычных товаров до самых неординарных услуг. Но всегда, приобретая что-либо, человек рискует получить товар совсем не того качества, какое ему обещано. Продукты могут оказаться испорченными, техника – бракованной, а услуги – некачественными. Поэтому каждый из нас, должен знать права потребителей и главное – уметь защищать свои права.
И самым главным защитником прав потребителей является Управление Роспотребнадзора по РС (Я).
Бракованные продукты могли бы попасть на наш стол!
В рамках реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ, Управлением за 9 месяцев этого года проверено 51 предприятие, занятое реализацией алкогольной продукции. В каждом третьем случае выявлены нарушения требований законодательства к розничной торговле продажи алкоголя. Исследовано 59 проб алкогольной продукции и пива на санитарно-химические показатели, из них 5% исследованных проб не соответствовало гигиеническим нормативам. За 9 месяцев 2016 г. забраковано 8 партий алкогольной продукции и пива объемом 142 кг. По результатам проверок, к административной ответственности привлечено 19 должностных лиц, которые оштрафованы на сумму 248 тысяч рублей.
Также в этом году проведено 618 внеплановых проверок по контролю за завозом и оборотом пищевой продукции. По результатам проведенных надзорных мероприятий Управлением забраковано 245 партий объемом 17 744 кг (в том числе г. Нерюнгри - 15450 кг снято тушек птицы с истекшим сроком годности, 690 кг окорочков «бройлер» производства г. Невинномысск Ставропольского края по причине обнаружения в пробах патогенной микрофлоры).
За 9 месяцев проведены внеплановые проверки на 153 объектах торговли, на 17 объектах по производству молочной продукции. Исследовано 524 пробы молочной продукции, из них 11% проб не соответствовало требованиям по микробиологическим показателям (по наличию БГКП) и 4,3% проб по показателям идентификации.
В ходе проведения проверок в торговой сети изъято из оборота 12 партий продукции общим объемом 75 кг, реализуемой с нарушением требований технических регламентов таможенного союза.
По фактам выявленных нарушений при производстве и реализации молочной продукции юридические и должностные лица привлечены к административной ответственности в виде 222 штрафов на сумму 894 500 руб. Решением районных судов приостанавливалась деятельность 3-х молочных цехов.
На что жалуются потребители?
За 9 месяцев 2016 года по Республике Саха (Якутия) поступило 2594 обращения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления республики, общественных объединений (за 9 месяцев 2015 г. – 2453).
Тематическая структура обращений:
Обращения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 1227 (47%):
- об условиях проживания в жилых помещениях – 427 (35%);
- о сборе, транспортировке отходов потребления и санитарном содержании территорий – 260 (21%);
- о питьевой воде и питьевом водоснабжении населения – 142 (12%);
- о пищевых продуктах, продовольственном сырье, технологиях производства – 130 (1%);
- об организации питания населения – 78 (6%);
- об эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий – 40 (3%);
- об условиях воспитания и обучения – 33 (3%);
- об условиях труда – 32 (3%);
- об объектах хозяйственно-бытового водоснабжения – 24 (2%);
В области защиты прав потребителей 1352 (52%) наибольшее количество обращений поступило на нарушения:
- в сферах розничной торговли (продовольственные и промышленные товары, торговля дистанционным способом) – 556 (41%).
- об оказании услуг ЖКХ – 303 (22%);
- на финансовом рынке (банковская деятельность) – 116 (9%);
- услуги связи – 61 (5%);
- прочие виды деятельности – 78 (6%);
- в сфере бытового обслуживания населения – 67 (5%);
- в сфере общественного питания – 39 (3%);
- в сфере долевого строительства – 35 (3%);
- транспортные услуги – 30 (2%);
- медицинские услуги – 19 (1%);
- прочие вопросы – 15 (1%);
Результаты исковых заявлений в суд
За 9 месяцев 2016 года Управлением Роспотребнадзора по РС (Я) составлено 127 исковых заявлений и заключений по гражданским делам в суды общей юрисдикции на общую сумму 4 млн. руб. Из рассмотренных исков удовлетворено 98%.
В сравнении с таким же периодом 2015г:
- количество исковых заявлений, поданных от имени Управления увеличилось на 21%;
- количество исковых заявлений в защиту неопределенного круга лиц увеличилось на 43%;
- количество заключений, поданных в защиту отдельных потребителей на 46%.
Общая сумма удовлетворенных исков увеличилась на 16%.
Исковые заявления и заключения были подготовлены по следующим направлениям:
- в сфере оказания услуг ЖКХ - 45 (35%);
- в сфере торговли – 42 (33%);
- деятельность на финансовом рынке - 15 (12%);
- на оказание бытовых услуг - 4 (3%);
- туристские услуги - 3;
- транспортные, общественное питание, образовательные услуги по 2 иска;
- прочие - 12.
Если вы купили некачественный товар?
Покупатель, который приобрел некачественный товар, может потребовать:
Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
Соразмерного уменьшения покупной цены;
Замены на товар аналогичной марки;
Замены на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
Расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель возвращает товар с недостатками.
Вместо предъявления указанных выше требований покупатель также может вернуть изготовителю некачественный товар и потребовать возврата своих денег. При этом, отсутствие у покупателя чека о покупке товара не может служить основанием для отказа в удовлетворении его требований. Достаточно наличия свидетелей факта покупки.
Российское законодательство в области защиты прав потребителей считается в мире одним из самых жестких по отношению к продавцам (производителям). Так что, господа потребители, не бойтесь и не стесняйтесь требовать соблюдения своих прав.
Спорную ситуацию между продавцом и покупателем можно разрешить лишь единственно правильным способом – опираясь на нормативные документы, где четко прописаны права и обязанности обеих сторон. Ни к чему скандалить с продавцом или администратором, громко топая ногами, гораздо эффективнее будет ссылаться в своей речи на конкретные пункты в законе Российской Федерации.
В «Законе о защите прав потребителей» собраны практически все общие положения о правовом регулировании ваших прав как потребителя, различные аспекты взаимоотношений продавец-покупатель, определение основных терминов и понятий, принятых в этой отрасли права. Полезно, хотя бы раз прочитать полностью этот документ, потому как его знание дает вам полную свободу действий и уверенность в своих правах как покупателя.
Исходя из закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" магазины обязаны продавать продукты питания, соответствующие стандартам качества, поэтому вы вправе пожаловаться в органы защиты прав потребителей или инспекцию, осуществляющую надзор за торговым организациями, если обнаружили в ассортименте магазина товары ненадлежащего качества. Контролирующие органы обязаны провести проверку в магазине и вынести заключение. Если были выявлены нарушения и несоответствия качества продукции, контролирующие инстанции вправе наложить штраф на организацию или запретить коммерческую деятельность на определенный срок.
При покупке продуктов питания, обращайте внимание, в первую очередь, на сроки годности, состав продукта и информацию на этикетке.
Напомним, что если вы купили некачественные товары, продукты питания, у вас есть обоснованные претензии по качеству предоставленных вам услуг, вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Ойунского, 9, тел. 35-16-45, факс: 35-09-55. Эл. почта: yakutia@14.rospotrebnadzor.ru; телефон «горячей линии» 8 800 550 21 24.
благодарим за предоставленную информацию
И.Ю. САМОЙЛОВУ – зам. руководителя
Управления Роспотребнадзора по РС (Я)