Уезжать никуда не собираюсь!

28.10.2019 
Автор: Надежда НОВГОРОДОВА
Количество показов: 398
На этой неделе якутские телеграм-каналы разместили видео с Instagram, где якобы жена директора МУП «ЯПАК» Сергея Максимова показывает свой будущий дом в Подмосковье. На видео женщина говорит о завершении строительства трехэтажного особняка. Понятное дело, что тут же поползли слухи о том, что директор ЯПАК собирается переезжать в Москву. Мы решили встретиться с Сергеем Максимовым, чтобы поговорить не только о работе общественного транспорта, но и также задать щекотливый вопрос с переездом. 
— Сергей Николаевич, и сразу первый вопрос: вы собираетесь переезжать в Москву?
— Да нет, конечно. Никуда не уезжаю. Честно говоря, непонятно, кто там что-то взял. Наверное, перепутали. У меня старший сын переезжает на постоянное местожительство. Возможно, с ним связали. 

— То есть на видео в «Инстаграме» это не ваш дом?
— Нет. Дома нет. Сына как бы... У меня двое детей. Взрослые. 

— Хорошо, что прояснили слухи и домыслы. Расскажите тогда, чем живет сегодня ваше предприятие? Как в целом отразилось снижение тарифа на прибыли? 
— Здесь два момента. Первый — это то, что тариф понизили на два рубля на городских маршрутах, и тут, я скажу, убытков больших нет. И второе — введение единого тарифа на пригородных автобусах. Считаю это очень правильным решением, потому что здесь вопрос стоял в обеспечении транспортной доступности именно для жителей пригородов. Желание было сделать его вообще городским, для всех одинаковым. Но, к сожалению, это будет большой нагрузкой на бюджет. Сейчас всё анализируется, и в дальнейшем будет приниматься решение по пересмотру стоимости проезда, но точно не в сторону увеличения. Поэтому тут решение Сарданы Владимировны в этом направлении правильное. Так, к примеру, если стоимость проезда в Кангалассы раньше была 100 рублей, то сейчас она составляет 51 рубль. 

— Как решили проблему с терминалами? Часто ведь выходят из строя. 
— Здесь проблема больше на программном уровне и связана с самими банковскими картами. Бывает, что пропадает связь с банком. Сейчас все эти пробелы минимизировали. Но есть и второй момент, что на самой карте нет денег, и она входит в стоп-лист. Даже если владелец карты её пополнил, то со стоп-листа может выходить порой до семи дней. Но тут порядок достаточно простой. Все потери на себя практически взяли транспортники. Если действительно нельзя разобраться в причинах невозможности обслуживания карты, то у нас горожане едут за счет транспортных предприятий. Что, конечно, для нас не очень желательно. В целом работа по совершенствованию системы идет, она не останавливается. Хотелось бы также отметить, что мы единственный город в РФ, которые не побоялись принимать оплату за проезд со всех носителей. То есть это банковские карты, оплата с телефона с использованием QR-кода или NFC-интерфейса, карта «Спутник». Если раньше сбоев было много, то сейчас это лишь единичные случаи. 

— У вас в этом году пополнился автопарк. Куда направили новые автобусы?
— В этом году была сделана ставка на обновление школьного автопарка. Приобрели восемь автобусов — семь школьные и один высокого класса на пригородный маршрут. Он пока в единственном экземпляре. Низкопольный автобус со специальным пандусом для маломобильных граждан. Мы хотим опробовать его возможности в условиях нашей холодной зимы.

— И как он себя показал?
— Немного столкнулись с тем, что дороги у нас своеобразные. Работаем над настройкой подвески. Автобус сильно раскачивает. Но мы в тесном контакте с заводом-производителем. Так что эти проблемы будут решены за зиму. Хотелось бы и саму систему климат-контроля испытать. К сожалению, в этом году не успели, так как автобус к нам поступил осенью. Но в следующем году испытаем в наше жаркое лето. 

— На каком маршруте используете новый автобус?
— Стараемся использовать его на всех пригородных направлениях. 

— Жители оценили комфорт?
— Да, мы даже специально делали опрос. Были получены только положительные отзывы. На следующий год планируем обновить до 30 автобусов, которые задействованы на пригородных маршрутах. Пока по модели еще не определились. Но это точно будут низкопольные, которые соответствуют всем требованиям законодательства. Что касается городских автобусов, то здесь выбор модели уже сделан. Это будут автобусы среднего класса. В прошлом году завезли 18 таких, в этом — уже 20. На следующий год уже стоят большие планы. Это приобретение порядка 60-80 автобусов. В целом нам осталось пять лет, чтобы заменить все автобусы.
Самое главное, что прямые затраты на топливо не увеличиваются, даже если модель автобуса высокого класса. Благодаря этому, возможно эксплуатировать транспорт без резких повышений тарифов. Как пример — Нижний Новгород. Они резко начали приводить в соответствие свой автопарк, увеличивать класс. У них получилось так, что стоимость проезда была 20 рублей, а как только купили, автобусы выросла до 28 рублей. И без возможности применения каких-то льготных проездных. Мы пошли немного другим путем, чтобы население никоим образом финансово не пострадало, но при этом качество перевозок улучшилось.

— Кстати, вы видели сообщение в соцсетях по поводу избиения водителем пассажира? Причем пишут, что водитель был с ломом. 
— Видел. Мы пока не поняли, что там конкретно произошло. Здесь надо разобраться. Каждый инцидент однозначно не остаётся незамеченным. Если водитель виноват, тем более там звучат серьезные обвинения, то он может быть уволен. Причем всё может закончиться даже уголовным делом. Если, конечно, это правда, что пишут. 

— Надеюсь, видеокамеры в автобусе всё записали.
— Да, у нас все автобусы 100% оснащены камерами. Надеюсь только, что там нет никаких сбоев. Тут больше в интересах владельца автобуса, чтобы эти камеры работали. Потому что пострадает водитель и владелец автобуса, если они захотят доказать обратное. В принципе, мы с этой целью и оборудовали автобусы камерами. Одно дело — федеральное законодательство. Другое, когда люди пытаются оболгать. К сожалению, не секрет, что у нас была группа пожилых людей, которые жаловались, что якобы получали травмы в автобусе. Хотя на самом деле такого не было. Пользуясь моментом, что в коммерческий транспорт вынуждены были брать на работу иностранных граждан, они занимались вымогательством. Просили у водителей по 15-20 тысяч. Они отдавали им, так как боя­лись депортации. И вот, благодаря этим камерам, нам удалось разоблачить ложь. Причем это было прямо на поток поставлено. 

— Как сейчас ситуация с водителями. Хватает кадров?
— В муниципальном транспорте водителей впритык. А у наших коллег на коммерческом транспорте большая проблема. Тут два момента. Государство отказывается от услуг иностранцев. Тем, кто не вошел в Таможенный союз, запретили работать. Но, думаю, это правильно. Разрешено принимать на работу граждан тех стран, которые вошли в союз, — это Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Но там тоже выдвинули свои требования, чтобы права были именно международные, поэтому ситуация осложнилась. Летом многие граждане Киргизии по этой причине уехали на родину. Увы, наши местные почему-то не хотят работать в автобусах. Хотя зарплата, в принципе, если посмотреть, более-менее приличная, в среднем где-то 50-60 тысяч в месяц. Зависит от выработки часов. Поэтому непонятно, почему местное население не хочет работать. Возможно, боятся нагрузок. В среднем на каждом маршруте около 30 остановок в одну сторону и столько же в другую. А работать надо по времени и плюс общение с населением. Очевидно, не каждый может выдержать. 

— Раньше хоть были кондукторы в помощь, а сейчас их нет. 
— На муниципальном предприятии не хватает порядка 40 человек — кондукторов, почему в 2015 году мы и приняли решение максимально уйти от наличной оплаты проезда. Валидатор — это своего рода электронный кондуктор. Он позволяет минимизировать общение водителя с пассажирами и не отвлекает во время поездки. Однако сейчас только 50% от пассажиропотока пользуется различными видами карт, а вторая половина продолжает платить наличными. Но наша задача стоит однозначно наличную оплату с автобусов убрать и работать только через электронного кондуктора. 

— Я вот тоже до сих пор картой не пользуюсь.
— Если мало ездите, попробуйте карту «Спутник». Я, к примеру, пользуюсь ею. Приложение можно скачать на «Плей-маркете». Что характерно, можно привязать до пяти карт. Можно следить через приложение за своими поездками, и особенно за детьми. Стоимость поездки — 23 рубля. Деньги при этом не сгорают. Если потеряете, можно восстановить по номеру. 

— Вы сказали, что пользуетесь картой «Спутник». Часто ездите на автобусе?
— Конечно, обязательно. Во-первых, специально, для того чтобы видеть и понимать, как работает система, которую внедряем. А во-вторых, у меня своя машина есть, а гаража рядом нет. На автобусе бывает быстрее доехать, чем на такси. Так что в гараж добираюсь благодаря программе «Умный транспорт». 

— Могли бы бесплатно ездить.
— Кстати, многие водители не хотят иной раз брать оплату с меня. Тут вопрос касается больше проверки оборудования, потому что иногда беру с собой банковскую карту, чтобы проверить, работает оно или нет. Практически все выходные стараюсь передвигаться на автобусе. В будни не успеваю, к сожалению. На пригородных маршрутах тоже постоянно проводим обследование пассажиропотока, проверяем работу оборудования. Так что иногда бывает полезно проехать на общественном транспорте.

Количество показов: 398
Выпуск:  №41(2721) от 18 октября 2019