28.04.2021 | 14:56

Самые скорые, самые первые…

28 апреля — День работников скорой медицинской помощи.
Самые скорые, самые первые…
Автор: Татьяна КУТЕРГИНА
Фото: Фото из архива Станции скорой помощи

Ангелы в белых халатах, люди, от решений, быстроты реакции и действий которых зачастую зависит не только здоровье человека, но и его жизнь. Сегодня, 28 апреля, свой профессиональный праздник отмечают работники скорой помощи. Чуть больше года назад мы тоже беседовали с главным врачом ГБУ республиканской станции скорой помощи — Татьяной АНДРОСОВОЙ. Тогда поводом для встречи послужило несколько ДТП, когда водители не пропускали карету экстренной службы. Один из последних случаев как раз пришелся на 14 февраля 2020 года — по вине автомобилистки, проигнорировавшей сирену, фельдшеры не успели довести до больницы беременную женщину. Им оставалось ­каких-то полкилометра, но итоге пришлось принимать роды прямо в машине и уже потом перевозить маму и новорожденную девочку в роддом. Ну а вторая участница происшествия, пока до нее доходило серьезность случившегося, даже успела возмутиться. Что это такое — посреди ночи мчаться с «мигалками»?!

Для чего мы сейчас это вспомнили? Уступайте! Дорогие участники дорожного движения, независимо от того, пешеход вы или водитель, пожалуйста, уступайте. Ведь может статься, что в эту минуту карета скорой помощи мчится на помощь и к вашим близким.

Рано утром в понедельник направляюсь в кабинет главного врача. На втором этаже станции кипит бурная деятельность, очевидно, пересменка бригад. Энергичные молодые люди в синей униформе легко сбегают по ступенькам, держа в руках медицинские чемоданчики. В кабинете меня уже ждут. По умолчанию обе находимся в защитных масках, соблюдая необходимую дистанцию, равную ширине рабочего стола.

— Татьяна Антоновна, год был непростым для всех, но именно ваши сотрудники были первыми, кто фактически столкнулся с коронавирусными пациентами.
— Год в плане эпидемиологической ситуации оказался сложным. Мы были первыми, кто 17 марта принял в Якутии первого пациента с новой коронавирусной инфекцией. До 1 апреля в течение 13 дней мы брали анализы — ездили к контактным. Все коронавирусные пациенты были обслужены нами до открытия стационара. Потом уже развернулись другие, включая обсерваторы. У части населения началась паника…

— Когда угроза стала более реальной…
— У нас «обвалился» вызывной телефон, потому что в «скорую» звонили как в справочное бюро. Что делать, если был контакт, или не знаю, был ли он? Где сдавать анализы? Если в обычные дни, до пандемии, у нас в сутки поступало 1 000–1 500 звонков, то в эти мартовские дни поступало до 6 000 и это на пять операторов. В принципе мы сориентировались достаточно быстро, подключили дополнительные номера. Прямо очень тяжело было максимум десять дней. Потом все вошло в колею. Нам звонили и на полном серьезе спрашивали: «Вот я сейчас прошел мимо «ЯТЭК», это означает, что я мог уже заболеть?». И это не смешно, не анекдотично. Люди боялись новой неизученной болезни. Поэтому я думаю, что этот год прошел больше в разъяснениях.

Сложновато было и потом, в весенний период, когда у многих проявились симптомы простуды, которые тоже схожи с ковидом. Мы подключили все имеющиеся номера, чтобы люди могли хоть ­куда-то дозвониться. Почти все заболевшие, «легкие» и «нелегкие», хотели немедленно госпитализироваться в стационар. И только к лету пришло понимание, что неосложненные случаи можно лечить и на дому.

Следующий непростой месяц — сентябрь. Люди вернулись из отпусков, ездили на «материк» и обратно, школьники пошли на уроки — начался рост заболеваемости. Но, как небольшое подведение итогов, мы научили население исполнять минимальные меры предосторожности. Носить маски, стоять в очереди с соблюдением дистанции.

— У вас появились специальные «ковидные» бригады?
— У нас три ковидные бригады, и они работают не «на разрыв». Ведь коронавирусная инфекция не является экстренным случаем, и за очень редким исключением пациент может подождать один-два часа. Для наглядности 99% всех случаев в нашей практике были не экстренными. Именно вала звонков по коронавирусу у нас не было, но удлинились вызовы. Почему так? До того как поехать, нужно одеться. После каждого вызова необходимо помыться. Мы же ходим домой к вам. А пока ты в одном костюме, ты защищаешь только себя. В оперативном порядке на станции была организована кабинка для обеззараживания костюмов. В самом начале их не хватало…

— А специалистов? Кадры не ушли?
— Нет, у нас вообще нет текучки кадров, коллектив достаточно молодой, средний возраст сотрудников станции 38 лет. Выездной состав у нас должен быть мобильным. Не только подняться на девятый этаж без лифта…

— …прямо мысли мои читаете.
— ..но и спуститься оттуда с носилками.

— Стало ли меньше в связи с самоизоляцией криминальных вызовов, травм, «бытовухи»?
— Я бы не сказала. «Бытовухи» и травм стало меньше только в начале ведения ограничений. Но домашний травматизм, ожоги, «ребенок упал, сломал руку» — это никуда не делось. Уличный травматизм, он у нас цикличный, напрямую связан с погодными условиями. Укусы животных тоже остались на прежнем уровне.

Также по-прежнему вызовы скорой делятся на экстренные и неотложные. На первые мы едем до 20 минут. Многие думают, если вызов принят, мы должны приехать немедленно. Это не так. Даже если звонков было много, мы все 25 бригад никогда не отправляем. Потому что именно сейчас может поступить вызов, например, к ребенку, который упал с третьего этажа. И я же не скажу, что машин нет, потому что ­кто-то уехал температуру измерять. Запас машин на станции есть всегда. Но бывает, что одновременно одна бригада на ДТП, другие на утоплении, третьи откачивают пациента, тогда мы можем и отозвать машину с неотложного вызова.

— В начале эпидемии по всей стране остро не хватало СИЗ. Как выходили из положения вы?
— Как структура, мы, наверное, были самые подготовленные, так как встречали иностранные рейсы по особо опасным инфекциям. У нас были и одноразовые и многоразовые костюмы, и специальные носилки-­аэробоксы. Плюс регулярные учения. Чем хороши многоразовые защитные костюмы? Они более плотные, высокой степени защиты. До сих пор мои инфекционные бригады работают в многоразовых костюмах. Помните, раньше мы делали «коридоры»? Сперва шли мыться конкретно больные, затем медики. Потом увозили условно зараженных, чьи анализы еще не подтверждены, потом тех, кто не заражен, но контактировал. В этом году мы все обучились мерам противодействия ковиду. Есть хороший сайт непрерывного медицинского образования с видеуроками и прохождением тестовых заданий.

«НЕ КОВИДОМ ЕДИНЫМ…»

— Ковид ковидом, но не хотелось бы, что бы люди думали, что у нас одна болезнь. Ведь наши постоянные и наиболее частые выезды — это инсульт, инфаркт, бытовые травмы, проглатывание мелких предметов детьми — они никуда не делись.

— Возросло ли за последний год количество инсультов и инфарктов?
— Статистика вещь упрямая, и инфаркты и инсульты остались у нас на том же уровне. Как вы сами можете видеть, большинство вызовов — это система кровообращения (20%), на втором месте стоят травмы и отравления, болезни органов дыхания, беременность и роды. А вот инфекционные заболевания составляют всего 7%. К слову, за прошлый год мы выезжали около 8 000 тысяч раз к ковидным пациентам и примерно столько же — на беременности и роды. Умерло в этом году 1 020 человек. Что наиболее показательно для нас — это процент пациентов, которых мы откачали, «завели» сердце. Их в прошлом году было 280 человек. 31% из общего числа мы вернули к жизни. Это треть от всех случаев. По показаниям ВОЗ 25% это уже более чем хороший показатель. Если клиническая смерть пациента началась в нашем присутствии, то процент запуска остановившегося сердца составляет уже 43. Это не значит, что у человека стал лучше прогноз жизни. Но именно в этот раз мы его отстояли.

Цифры
121 000 вызовов в прошлом году отработали работники станции скорой помощи
347 000 населения, среди них 91 000 детей, прикреплены к ним для обслуживания.
В среднем обслуживается 573 человека в день.
На станции скорой помощи работают 111 врачей и 214 человек среднего медперсонала. 125 водителей. (Остальные — это администрация, диспетчеры, ремонтная мастерская и прочие)

Татьяна АНДРОСОВА:

— Как журналистам, вам будет интересен анализ безрезультатных вызовов. Не найдено на месте 4 335 человек.

— Ничего себе!
— Это социальный показатель. Первое: люди вызывают и уходят. Два: не открывают двери. И три: человек не нуждается в вызове, но прохожие вызвали. Например, лежит нетрезвый гражданин, пока едет бригада, он проснулся и ушел.

В 564 случаях вызов отменен. Но это не критические цифры. «Прошло», например, или давление снизилось. Или решили поехать сами, не дожидаясь скорой помощи, или «пришла мама» — такое тоже бывает. Иногда врача вызывают дети. Например, болит живот. Или беременные могут, думая, что начались роды. Это все нормально, в порядке вещей.

Есть показатель — «пострадавших нет». За прошлый год таких 217 человек. Например, произошло ДТП, люди не травмировались, но случайные прохожие все же вызвали бригаду. Это тоже не страшно, мы лучше съездим. А вот когда «нет на месте» — это да. В день таких человек (считает на калькуляторе — прим. автора) 11–12 человек.

— А к пьяным ездите?
— Ездим.

— И куда их потом?
— Вызываем полицию. Поймите, если человек выпил стакан шампанского, он не стал больной. Если человек не нуждается в помощи — передаем полиции. Если нуждается, увозим в кардиологию или терапию, словом, куда необходимо.

— Получили ли ваши сотрудники «ковидные» выплаты?
— Да, мы платили даже не ковидным бригадам, если им попадались такие пациенты. Например, наш первый случай. У ребенка травма ноги. А мама с подтвержденным анализом, семья на карантине.

— И они не сказали?

— Ребенок же ногу сломал, некогда им было объяснять, что они изолированные. Наши сотрудники были в одноразовых костюмах, выкинули его, новый надели и поехали дальше. Беременные с ковидом встречались, которые тоже не говорили о болезни. Потому что внезапно начались роды, и стало не до этого. Тогда мы и поняли, что риск есть у любой бригады. У нас был момент, когда в мае заболели сотрудники в одной смене. Сначала двое, потом четверо. На девятом мы приняли решение снять целую смену — это 60 медиков. Было сложно. Всего переболело 27 человек. Однако, изолировав их, мы не заразили других. Сейчас у нас все сотрудники либо переболели, либо привились. Проблем с вакцинацией не возникло ни у кого.

— Татьяна Антоновна, в среду ваш профессиональный праздник, а за ними десятидневные майские каникулы. Чтобы вы хотели пожелать коллективу и жителям Якутска?

— Я считаю, что первая линия встречи с тяжелым больным — это всегда скорая. Наша главная задача довезти человека живым. В стационар, где есть оборудование и у пациента шансы выжить. Чем быстрее доезжаем, чем лучше работаем, тем больше шансов. Медики скорой славятся своей взаимовыручкой, но самое главное, дома у них должен быть надежный тыл. Работа ночная, посменная, круглосуточная и без праздников, важно, чтобы близкие это понимали.

Всем желаю здоровья. Для меня абсолютное счастье в том, что ни ты, ни близкие люди не болеют.
Накануне праздников прошу всех сохранять те же разумные меры. Никто не против выезда семьей на шашлыки или дачу. Но не собирать круг друзей. Несвоевременно сейчас и ездить в теплые края. Пожалуйста, смотрите за детьми, не допускайте травматизма. Самое главное, граждане в возрасте 65+, сидите дома, пожалуйста. Мы все понимаем, как вам тяжело. Пожалуйста, потерпите еще. Я также призываю вас привиться. С праздником!

ФАКТ
Знаете ли вы, что…
Первая скорая помощь появилась в 1898 году. А 28 апреля был подписан приказ, согласно которому к двум полицейским участкам должны были быть прикреплены кареты скорой помощи.


В октябре прошлого года произошло слияние водителей скорой помощи и предприятия «Медтранс», теперь это одна целая структура. Благодаря программам модернизации автопарк состоит из новых машин. Лишь одна из них старше пяти лет. В прошлом году в республику поступила 31 специализированная автотехника. 14 из них передали Якутску, остальные уехали в районы.

КАК ВЫЗВАТЬ СКОРУЮ?
Станции скорой медицинской помощи Якутска и районов республики работают круглосуточно, без выходных и праздничных дней.
Номера для вызовов — 03 (со стационарных телефонов), 103 (с сотовых телефонов).
Кроме того, скорую медпомощь можно вызвать по единому номеру вызова экстренных служб 112.

Новости

Популярное

Руководитель МФЦ ответит на вопросы в прямом эфире соцсетей в аккаунте SakhaGov
Город | 1 день назад
Руководитель МФЦ ответит на вопросы в прямом эфире соцсетей в аккаунте SakhaGov
Таисия Никитина расскажет о сервисах и услугах для семей с детьми в центре «Мои документы».
Капремонт дороги к микрорайону Кангалассы начался в Якутии
Город | 1 день назад
Капремонт дороги к микрорайону Кангалассы начался в Якутии
Дорога получит асфальтобетонное покрытие с двумя полосами движения и шириной проезжей части 6 метров.
Весенний призыв-2024 стартовал в России
Город | 1 день назад
Весенний призыв-2024 стартовал в России
В настоящее время подлежат призыву граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
В Якутске среди детей зафиксирована вспышка кори
Город | 1 день назад
В Якутске среди детей зафиксирована вспышка кори
Объявлена эпидемическая ситуация высокой степени и массовая вакцинация учащихся и педагогов.