27.07.2017 | 13:23

А может, правда, займемся экологией?

Нынешний год в России объявлен Годом экологии, и именно в этом году властями было запланировано окончательно решить «мусорную» проблему по всей стране одним махом. Еще с 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон 404-ФЗ, согласно которому уже с начала года органы власти в регионах должны были выбрать регионального оператора по обращению с бытовыми отходами – от сбора до утилизации. По нему в нашей республике ни одна картонка или банка не должны пропасть задаром, мусор следует перевезти в крупный пункт и затем отправить на переработку.
Автор: EXO-YKT

Кто такой региональный оператор? Речь идет о юридическом лице, которое на десять лет получает статус регионального оператора. И только он имеет право на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение мусора. Этакий мусорный многофункциональный магнат.

Сейчас республика разделена на несколько зон, в каждой из которых будет свой такой «магнат» - оператор.


В редакцию обратился Евгений Петров, который вот уже пять лет в качестве индивидуального предпринимателя занимается обезвреживанием и утилизацией отходов 1-5 класса опасности, начиная от ртутных ламп и заканчивая медицинскими отходами.  Предприятие «Эко-Партнер» владеет действующей производственной базой и необходимым оборудованием для всех этих целей.

- На окраине города мы имеем производственную базу площадью 4 га в специальной санитарной зоне, всю разрешительную документацию и действующее оборудование.

- Для обезвреживания ртутьсодержащих отходов («Экотрон») производительностью от 800 до 1 000 лампочек в час. В текущем, 2017 году, нами было обезврежено более 100 тысяч ламп из Якутска и некоторых сел.

- Оборудование для сжигания некоторых видов экологически опасных отходов (ГСМ, замасленный грунт, медотходы и биологические отходы) при температуре 900 градусов («Форсаж») производительностью 50 кг/час.

- Также имеется новое оборудование стоимостью 5 млн рублей пиролизного типа для утилизации любых отходов, в том числе опасных для экологии, например, резина, покрышки и прочее, производительностью 1,5 тонны в смену, на котором можно утилизировать более 200 видов опасных отходов. Одновременно при этом можно получить вторичное сырье в виде пиролизного масла, а также полукокса (печное топливо). Не запущено ввиду отсутствия средств (недостроен цех).

На сегодня оборудование по утилизации ртути загружено лишь на 30%, «Форсаж» работает в две смены, загружен на 200%. Это говорит о том, что потребность Якутска в такой утилизации имеется. При соответствующей поддержке органов власти, включая муниципальную, предприятие могло бы расширяться, считает Евгений Николаевич.


70% мусора можно просто вывезти

Сегодня предпринимателя волнует ситуация, сложившаяся в Якутске и в Якутии в целом вокруг «мусорной» проблемы. То есть, по его мнению, проблемы вообще могло не быть, если бы власти учли опыт других регионов и пошли иным путем, а не искали бы десятки миллиардов на то, что можно сделать за гораздо меньшие деньги по программам государственно-частного партнерства.

- У нас счет идет на миллиарды, а возьмите Хабаровск. Там за полмиллиарда всю проблему мусора решили. То, что годится на вторсырье, собирается отдельно – картон, бумага, пластик, пленка – и перерабатывается. Есть завод в Уссурийске, да и Китай рядом. Остальное гораздо проще утилизировать. Порядка 70% твердых бытовых отходов – это вторсырье. Вопрос в том, что его нужно просто сортировать. Тот же картон. Вы можете себе представить, сколько у нас в городе упаковочного картона? С одного «Айгуля» на свалку самосвалами вывозят. У нас город потребителей, завозится масса товара, и все это в упаковке. Это если говорить о больших торговых центрах, оптовках, магазинах. На бытовом уровне много картона в виде тетрапакетов от соков, молока. Это огромная и весьма  объемная масса мусора, который можно тем же путем просто вывезти из Якутска на переработку, а не загружать и без того перегруженную свалку. Мы организовали совместное предприятие с хабаровской фирмой, начали работать, но встречаем абсолютное недопонимание.

- И в чем проблема вывозить картон?

- Никто не хочет этим заниматься. Мы ездили по всем этим магазинам. «Милости просим! Привозите картон и упаковку к нам, а не на свалку. Принимаем бесплатно». У них до 95% мусора – это упаковка. И они платят за утилизацию на свалке по объему. Не хотят понимать. Не хотят ломать привычную схему. Не хотят отделять мусор от картона. Хотят платить за утилизацию на свалке и не хотят отдать нам бесплатно.

- А если забирать на свалке?

- Там нужна серьезная организация сортировки, а это деньги. Из-за логистической схемы, удаленности Якутии доставка картона до завода переработки обходится дорого, мы не можем платить, чтобы его собирать. Это вообще будет нерентабельно.

- А нельзя ли в таком случае открыть завод по переработке картона и бумаги прямо в Якутске?

- Завод можно открыть где угодно. Переработка картона - это сложный процесс, требующий больших затрат. Однако из этого сырья делается снова тот же упаковочный картон. Но мы - потребители, а не производители. Что мы будем паковать в эти коробки? Да и производство у нас дороже. Мы изучали разные варианты. Оптимальный вариант – собирать здесь, прессовать и отправлять. Не только картон, бумагу, макулатуру, но и ПЭТ-бутылки, стрейч-пленка, полиэтилен. Все то, что и составляет львиную долю мусора.

- Как выглядит решение вашей проблемы?

- Считаю, что необходимо принять нормативные документы на уровне Ил Тумэна и Горсобрания о запрете вывоза полезного вторсырья на полигон. То есть нужна помощь в раздельном сборе. В месяц только наше предприятие может переработать до 200 тонн бумаги и картона. Это сократит нагрузку на свалку, что благоприятно отразится на экологии. 


А нужен ли мусорный завод?

Евгений Николаевич уверен, что мусорную проблему всей республики можно решить за гораздо меньшие деньги и время, чем это предполагается сейчас.

- Проектов по утилизации много, и они, по примеру Татарстана, могли бы существовать и работать при выделении каких-то государственных субсидий. Год экологии закончится, и о нас забудут.

Мое мнение – у нас нет проблемы с мусором, у нас есть неправильный подход. Ребята, вот вам работающее предприятие, все организовано, есть все лицензии и документы, давайте работать! Но нет. Они ждали федерального закона, а вы, предприниматели, оставайтесь в канаве со своими лизингами, кредитами и оборудованием.

В Тикси достаточно поставить один инсинератор (специальная печь для сжигания отходов), которая стоит три миллиона, доставка, монтаж – итого пять. Плюс три рабочих места. Пять миллионов и вопрос свалки в небольшом населенном пункте снялся. Поставь триста инсенераторов, а на всю Якутию хватило бы и пятидесяти – и проблема мусора решена. Это все работает и сегодня, но почему-то власти ни разу не пришли, не поинтересовались – как? Как это работает, как это организовано, не хотите ли, ребята, помочь нам своим опытом? Мы ведь уже работаем, а они только собираются. Годами собираются, и сколько еще будут собираться – неизвестно. Есть ведь разница – кто-то реально занимается экологией, а кто-то зарабатывает на этом.


Кишки – отдельно, или Оборотни в пакетах

Кроме привычного нам бытового мусора, общество производит и опасные отходы, среди которых – ртутьсодержащие, медицинские и биологические отходы. Например, вы задумывались, куда в Якутии деваются, извините за прямоту, отходы морга, роддомов, операционных? В год наша республика производит 4 тысячи тонн потенциально опасных отходов из 82 лечебных учреждений, которые требуют особой утилизации, а не вывозиться просто на свалку, как сейчас. 

- Кроме шприцов и прочего медицинского мусора, представьте себе полный комплект человеческих биоотходов. Тех, которые должны утилизироваться с особой тщательностью? На территории республики только Национальный центр медицины имеет оборудование – две печи, но им уже 20 лет, они обе стоят на профилактическом ремонте. Во многих больницах есть установки для обезвреживания отходов, но их производительность оставляет желать лучшего. По факту желтые мешки с опасными медицинскими отходами должны на специальном транспорте вывозиться на специальный полигон. У нас же делают не так: все отходы больниц выносятся на площадку для мусора, чаще всего расположенную в свободном доступе, а затем на обычных мусоровозах, как бытовой мусор, отвозятся на обычный полигон и по-обычному закапываются в землю. Все эти инфекции и прочее – утверждает Евгений Петров.

- Или вы знаете, где у нас есть специальный медицинский полигон? Проблема не в том, что врачи так хотят, а в том, что такова система. В среднем в год на утилизацию опасных отходов расходуется всего порядка 30 млн рублей по республике, да и то делается варварским методом. Варварским по отношению к населению и экологии. У нас есть лицензия на утилизацию таких отходов, именно медицинских, соответствующая разрешительная документация и оборудование. Но вот клиентов – нет. Несколько лет назад медотходы подчинялись Росприроднадзору, но затем стали отдельным подразделением и теперь никому не подчиняются, никто проверить не может. И кстати, и градусник, и лампочка из больницы теперь тоже могут оказаться медотходами. То есть ртуть из больницы как бы больше не ртуть, на ее утилизацию не заложены средства, и она выкидывается в одну яму вместе с кишками, простите.

- Может быть, ваши услуги слишком дороги, и медучреждениям не по карману оплачивать правильную утилизацию?

- Что, будем считать деньги или природу беречь? На сегодня цена утилизации медотходов стоит примерно 150 рублей за килограмм, потому что утилизироваться они должны сложным способом. Но если бы республика могла профинансировать создание центра по обезвреживанию медицинских и биологических отходов, цена могла бы упасть на порядок.

- Скажем прямо, и население-то у нас ртутные лампочки выкидывает по привычке в мусорку… 

- За два года мы утилизировали порядка 150 тысяч ртутных лампочек и около 12 кг металлической ртути, которая не попала в окружающую среду. Это далеко не все лампочки, потому что большинство все-таки просто выбрасывается в мусорное ведро. Считаю, что ведется недостаточная работа с населением по сбору ртутьсодержащих предметов – градусников, ламп. 

В каждом серьезном предприятии есть инженер-эколог. Ему выделяются деньги на утилизацию отходов предприятия. Возьмем для примера Хлебозавод. Там выделяется что-то около 30 тысяч рублей в год. А отходы – автошины и масла, и кислоты, и ртуть… Предприятие больше не имеет денег. На экологию как таковую почему-то дают денег по остаточному принципу. 

- Неужели с приходом единого оператора вам придется вообще закрыться, или можете стать субподрядчиками? 

- Единый оператор работает только с твердыми бытовыми отходами и не имеет права перерабатывать какие-то отходы, можем работать с ним в рамках сотрудничества. Если, конечно, нас услышат и заметят те, кто принимают соотвествующие решения. К слову сказать, и сегодня власти рассматривают множество предлагаемых проектов по переработке мусора, проще говоря, сжиганию, а другой альтернативы у нас нет. Но большинство этих проектов очень дорогостоящие и не всегда отвечают всем экологическим требованиям. Сами понимаете, что в этом деле цена проекта, установок, лицензирования также имеет существенное значение, ведь все это в конечном итоге ляжет на плечи населения в виде тарифов на утилизацию мусора. Поэтому важно искать оптимальные варианты – не загибать цену, но при этом соблюсти все экологические нормы. Как раз то, что мы и предлагаем.


Как решили проблему мусора в Хабаровске

Там организовали прием макулатуры в специальных пунктах, сдавать ее могут все желающие – и граждане, и организации, никаких ограничений, принимаются и мелкие партии, и опт. В основном сотрудничество ведется с торговыми центрами, супермаркетами, коммерческими  и бюджетными организациями. 

Как этого достигли?

На законодательном уровне Хабаровска был принят закон, который обязал организации сдавать макулатуру на переработку, запретил ее вывоз на свалку. Также администрация приобрела специальное оборудование для прессования вторичного сырья и передало его ООО «Чистая Планета». Коммерческие компании быстро увидели преимущество от совместной работы с экологическими компаниями. Теперь им не нужно платить деньги за утилизацию большей части мусора, который у них на 70-90% состоит из картона и полиэтиленовой пленки.

Какие преимущества получили жители Хабаровска? Звание самого чистого города России. Предприниматели сократили издержки на утилизацию мусора. Появились новые рабочие места в перерабатывающем и производственном секторах. В городе каждый год проходят акции по сбору макулатуры, что прививает детям привычку правильного обращения с отходами.


Вдогонку

На этой неделе в Торгово-промышленной палате Якутии состоялось внеплановое совещание по вопросам участия малого бизнеса в утилизации вторичного сырья на территории Якутска. Были приглашены представители Министерства ЖКХ, члены экологического комитета при ТПП и другие. Также присутствовал президент ТПП Якутии Владимир Членов. На совещании, помимо прочего, поднималась тема по вопросу утилизации медотходов и сбору и утилизации вторичного сырья (макулатура, пленка, пластмасса). По итогам совещания должна быть подготовлена резолюцию, которую  направят народным депутатам, а также в Минздрав, коммерческие предприятия и ЖКХ, на обсуждение администрации города.


Новости

Популярное

Якутяне рассказали, сколько дней хотели бы отдыхать на новогодних каникулах
Город | 1 день назад
Якутяне рассказали, сколько дней хотели бы отдыхать на новогодних каникулах
31% якутян считают, что 11 дней каникул — с 29 декабря по 8 января — достаточно для отдыха.
Более 80 мероприятий пройдет в рамках декады Олонхо в Якутии
Город | 1 день назад
Более 80 мероприятий пройдет в рамках декады Олонхо в Якутии
В этом году она посвящена памяти фольклориста, заслуженного работника культуры республики Агафьи Захаровой.
Пригородные автобусы не будут заезжать в центр Якутска
Город | 23 часа назад
Пригородные автобусы не будут заезжать в центр Якутска
Два транспортно-пересадочных узла появятся в районах Аэропорта и Медцентра.
На участке улицы Кулаковского ограничат движение транспортных средств
Город | 19 часов назад
На участке улицы Кулаковского ограничат движение транспортных средств
На участке от ул. Дежнева до автобусной остановки «КФЕН».