«Алло, ваша карта заблокирована» и другие уловки мошенников
К сожалению, жертвами обмана часто становятся пожилые люди. Поэтому советуем предупредить своих родителей, бабушек и дедушек о возможных опасностях лишиться денег дистанционным путем. Или дайте им прочитать данный материал, где мы собрали распространенные способы мошенничества, которые сейчас практикуют «охотники» за вашими деньгами. Ведь предупрежден - значит, вооружен!
Лже-сотрудник банка
Уловки мошенников развиваются вместе с технологиями. Теперь они, используя специальные программы и сервисы, подменяют свои номера на номера телефонов горячих линий крупных коммерческих банков и звонят своим потенциальным жертвам.
Такая ситуация произошла с жительницей Мирного: ей поступил звонок якобы с номера телефона горячей линии банка. На том конце провода псевдосотрудник банка подтвердил информацию о блокировке карты, затем для ее разблокировки попросил провести несколько операций по телефону (продиктовать паспортные данные, все реквизиты банковской карты, включая срок действия и CVV–код и поступивший на номер телефона СМС-код).
Увидев, что номер входящего звонка определился как номер телефона горячей линии банка, женщина продиктовала мошеннику все запрошенные им данные. После чего с ее счета произошло списание денег в сумме 16 000 рублей.
Настоящие сотрудники банка, в отличие от мошенников, никогда не запрашивают по телефону конфиденциальную информацию (номер карты, имя и фамилию, срок действия, трехзначный код на обратной стороне карты, одноразовый код из смс и т. д.) у своих клиентов. В случае возникновения каких–либо проблем они предлагают подъехать в ближайший офис банка для их разрешения. Если Вам позвонили якобы с горячей линии банка и потребовали сообщить по телефону реквизиты Вашей банковской карты – это мошенники!
«Вы переплатили за мобильную связь»
В последнее время все чаще злоумышленники маскируются под личиной сотрудников одного из федеральных операторов связи. Так, на мобильный телефон 65-летнему мужчине поступил звонок. Звонивший представился сотрудником оператора связи и сообщил, что по техническим причинам пенсионер переплачивал за услуги мобильной связи и теперь компания готова вернуть все потраченные деньги, необходимо только назвать реквизиты банковской карты.
Мужчина доверился лже-сотруднику и продиктовал необходимую информацию. Звонивший сообщил, что сейчас на абонентский номер мужчины будут приходить смс-сообщения с указанием кодов подтверждений, и попросил их ему сообщить. Пенсионер не проявил бдительность и даже не читал смс-сообщения полностью, а ведь там были предостережения!
В итоге вместо желаемого поступления с банковского счета мужчины были сняты деньги в сумме 113 724 рубля. По данному факту проводится проверка.
Никогда никому не передавайте персональные данные доступа к банковским картам и другим денежным носителям. При поступлении подозрительных звонков заканчивайте разговор и не выполняйте никаких указаний, поступивших от неизвестных людей.
Мошенники в социальных сетях
Не стоит думать, что только пожилые люди легко верят в «сказки» мошенников. Злоумышленники – хорошие психологи и могут убедить кого угодно. Вечером 37-летней горожанке Е. в социальной сети пришло сообщение от аккаунта ее подруги, которая проживает за пределами Якутска, с просьбой одолжить деньги якобы для оплаты кредита. Потерпевшая согласилась и спросила, куда ей отправить деньги. На что ей был направлен номер банковской карты. Женщина перевела на указанный номер 11 000 рублей через приложение «Мобильный банк».
На следующий день потерпевшая получила новое сообщение от своей подруги о том, что ее аккаунт взломали и от ее имени просили деньги у друзей. Поняв, что стала жертвой мошенников, женщина решила обратиться в полицию. По данному факту проводится проверка.
Если вы хотите сделать доброе дело и одолжить крупную сумму своему знакомому, то не договаривайтесь об этом в социальных сетях или в мессенджерах. Лучше созвониться по телефону, чтобы убедиться, что по ту сторону «экрана» с вами не переписывается обыкновенный мошенник.
«Помогу получить права»
Иногда потерпевшие сами связываются с мошенниками, которые впоследствии завладевают их деньгами. Так случилось с 65-летним пенсионером М. Он хотел помочь своему брату и собирался купить для него водительские права по объявлению. Для этого он связался с автором объявления с помощью мессенджера WhatsApp, и между ними завязалась переписка. Неизвестный мужчина сообщил, что услуга стоит 40 000 рублей, и попросил отправить три фотографии его брата и копию паспорта. На следующий день он сообщил, что права готовы и их можно уже сегодня забрать в ГАИ, но перед этим нужно в качестве предоплаты перевести 20 000 рублей. Пенсионер поверил и отправил нужную сумму.
Потом поехал в ГАИ, где прождал 1,5 часа, но никто так и не явился. На звонки мужчина не отвечал, но в мессенджере WhatsApp отправил сообщение, в котором попросил перевести еще 5 000 рублей. Тогда пенсионер понял, что общается с мошенником, и обратился в полицию. По данному факту проводится проверка.
Не спешите перечислять денежные средства на счета незнакомых граждан. Как правило, мошенники, получив деньги, перестают выходить на связь, оставляя потерпевших ни с чем.
Кредит по акции
58-летняя К. хотела помочь своему младшему сыну в оформлении кредита, которому нужны были деньги на погашение двух других кредитов, но в итоге лишилась своих денег. Сын потерпевшей нашел в Интернете объявление о том, что якобы один из банков проводит акцию «кредит без поручителей» и набрал указанный номер телефона. Молодой человек попросил свою маму помочь ему, чтобы на ее зарплатную карту перевели деньги. Женщина выполнила просьбу сына и, подойдя к банкомату, связалась с оператором банка, которая пообещала, что прямо сейчас без поручителей ей выдадут кредит и 485 000 рублей сразу же перечислят на ее зарплатную карточку. Для этого нужно было просто вставить карту в банкомат и выполнить все указания лже-сотрудницы. Затем звонившая попросила женщину продиктовать код подтверждения, который пришел на мобильный телефон потерпевшей. Узнав все необходимое, она заверила, что через 15 минут деньги поступят на счет.
Но уже через 10 минут «сотрудница банка» перезвонила и сообщила, что в кредите отказано. Это огорчило женщину, но еще больше ее расстроило смс-сообщение о том, что с ее счета неизвестные сняли 5 000 рублей. Тогда она поняла, что общалась с мошенниками, и обратилась в полицию. По данному факту проводится проверка.
Помните, ни один банк не будет пренебрегать своей репутацией и собственной безопасностью. Наивно полагать, что специалисты, в обход руководства, будут оформлять кредитные заявки с получением стопроцентной гарантии о положительном результате. За такими объявлениями скрываются мошенники.
В завершение отметим, что если вы все же стали жертвой мошенников, необходимо сразу обратиться в правоохранительные органы. Благодаря оперативному обращению за помощью у вас появится шанс вернуть свои деньги.
Наталья АРГУНОВА пресс-служба МВД по Республике Саха (Якутия) по материалам СУ МВД по Республике Саха (Якутия)