Анастасия РЫЖИКОВА: «Фотография – не хобби. Это моя жизнь»
Зарисовка из детства: «Чемоданы фотографий»
... страсть к фотографированию у меня с детства. Сколько я себя помню, у нас дома всегда были фотоаппараты, реактивы, фотобумага, фиксаторы, фотоувеличитель... И много – буквально целые чемоданы! – фотографий. Чего там только не было, и мне никогда не надоедало их рассматривать, перебирать, чему-то удивляться и чем-то восторгаться. Время от времени наша маленькая уютная кухонька превращалась в таинственную «красную комнату», и мы с сестрой любили смотреть, как на чистой бумаге проявляется фотография – для нас это было собственное домашнее маленькое волшебство.
Сохранить момент
... иногда меня спрашивают: а как я пришла в мир фотографии? Наверное, для меня это было желание сохранить момент. «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» - это не просто слова. Часто происходит так: увидела что-то, и так зацепило, тронуло до глубины души, что аж плакать хочется! А через минуту – все, ушло. И не вернуть, потому что мгновение было сиюминутным, и озарение возникло спонтанно. И тогда начинаешь жалеть, что нет с собой фотокамеры, чтобы этот момент поймать, сфотографировать, чтобы потом им любовались другие. Чтобы и другие могли поплакать. Порадоваться или задуматься...
Стоп: вас снимают на телефон!
...желание фотографировать росло, постепенно принимало более четкие очертания. Сейчас, конечно, смешно вспоминать, но фотографировать спортивные соревнования я начинала на камеру сотового телефона. Естественно, девочку с телефоном никто всерьез не воспринимал. Тогда я решила купить фотоаппарат. И, конечно же, фотоаппарат обязательно должен был быть зеркальным и с «большим объективом», чтобы не отличаться от других фотографов. И вот уже после покупки первого фотоаппарата я начала постигать возможности фотографии. Мне повезло: благодаря нашей телепередаче «Мой спорт!» у меня появилась возможность фотографировать спортивные состязания хоть сутками, а это в первую очередь - бесценный опыт. Помимо спорта, я фотографировала строительство спортивных объектов, потому что была редактором телепередачи о строительстве. Так фотография очень гармонично вошла в мою жизнь: вроде тихо, незаметно, но совершенно безболезненно вытеснив все остальное, в том числе и карьеру. Спортивная съемка считается одним из самых сложных и дорогих жанров фотографии: поэтому мне повезло, что учиться фотографировать я начала именно с нее.
К похвалам в свой адрес Настя относится настороженно. Она достаточно критична по отношению к себе. «Если моя фотография нравится многим людям, - говорит Настя, это еще не значит, что она нравится мне. Часто бывает такое, что через месяц я не могу найти ничего особенного в той фотографии, которая мне нравилась, зато нахожу какие-то новые краски в той работе, на которую изначально я не обратила внимания».
Вдохновение - везде
... его я черпаю повсюду. В спорте – это эмоции спортсменов, красота тела, пластичность движений, чей-то застывший полет. В детской съемке – сами дети: до года они растут так быстро, что хочется запечатлеть и бережно сохранить буквально каждую секунду.
У Насти никогда нет четкого плана съемок. Порой она не знает, как будет снимать. Поэтому только - импровизация. План, наверное, нужен, считает она, и, возможно, когда-нибудь Настя и придет к планированию съемок, но пока живет одним моментом. Тем самым, которое прекрасно! «Импровизация мне больше по душе. Я выбрала в фотосъемке два основных направления: спорт и дети самого нежного возраста. Ну как тут можно что-либо планировать?»
Самое сложное...
... оно же и самое простое – это сами дети. Ведь они не будут делать то, о чем их просишь, они непосредственные и всегда естественные. Приходится много бегать за ними, пытаться поймать эмоции, пока они резвятся. Не все детишки любят камеру, некоторые, как только увидят объектив, сразу отворачиваются. Малыши просто устают, начинают плакать. Поэтому иногда трудность состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребеночку. А с другой стороны, мне доставляет огромное удовольствие фиксировать моменты их жизни.
... и самое привлекательное
... это возможность дарить людям радость через свои фотографии, запечатлевая моменты их жизни. Ведь дети – самое ценное, что есть у человека, и фотографии являются памятью об их детстве. Жалко, что дети так быстро растут, поэтому я счастлива, что могу быть причастной к истории разных семей. К завершению каждой съемки я уже искренне люблю «своих» детишек, а в процессе обработки фотографий укрепляю свою любовь.
Фотосъемка детей – это соединение двух искусств: фотографии и искусства общения с ребенком. Предугадать поведение ребенка, заранее определить его реакцию, понять логику его рассуждений детскому фотографу хоть и сложно, но нужно, уверена Анастасия Рыжикова. В ее фотографиях, где она запечатлевает детей, видны детская непосредственность, искренность, обаяние, так привлекающие нас в жизни и заставляющие обратить внимание на фотоработы Насти. Взрослый может внутренне настроиться, а малыш – нет. Поэтому детский фотограф ждет момента, когда ребенок раскроется.
Не люблю мачо и кокеток
... мне скучно фотографировать людей, которые начинают позировать при одном только виде объектива. Бегут оправлять рубашку или лихорадочно мазать губы помадой. Строить кокетливые глазки и принимать позу мачо. Поэтому портретная съемка для меня еще совершенно неизведанная территория. Может быть, когда-нибудь я найду способ показать в портрете личность, но мне кажется, для этого нужен особый талант и дар раскрывать людей. Я не самый общительный человек, возможно, поэтому и не делаю портретов. Еще я редко снимаю природу. Природа сама по себе настолько великий художник, что все мои фотопейзажи кажутся лишь пародией на великую картину. Некий эрзац...
Фотография– не деньги, а моя жизнь
... у профессионального фотографа есть вполне четкое определение – это тот, кто зарабатывает на фотографировании деньги, тот, для кого фотография – это профессия. Для меня фотография – это нечто иное. Большая часть моей жизни, но не как работа и даже не как хобби, а нечто неотделимое: часть моей личности, того человека, кем я сейчас являюсь. Убери фотографию из моей жизни, и увидишь перед собой не меня. Совершенно другую Настю.
Я – романтик
... меня вдохновляют совершенно простые вещи. Общение с близкими за чашкой чая, любимая музыка, интересные книги и фильмы. Мой сын Данилка, мой муж и моя семья. А еще я люблю рассматривать хорошие фотографии, работы классиков, шедевры мировой живописи. Они помогают мне адекватно оценивать свой уровень, и вдохновляют на то, чтобы двигаться дальше, «выйти за рамки жанра», искать новые, более совершенные способы выражения своих идей в фотографии.
Антураж – своими руками
... люблю что-то делать своими руками: вязать, вышивать, валять. Мне нравится даже не сам итог, а процесс создания новых форм: из мотка ниток может получиться картина, шерсти можно придать любую форму с помощью специальной иголки для валяния нитки превращаются в вязаные вещи. Для меня это тоже своего рода волшебство: стежок за стежком, петелька за петелькой – и нечто бесформенное превращается во что-то.
Стоит сказать, что пачка балерины, все бантики, ободочки с цветами, шортики-панталоны, смешные колпачки и шапочки, в которых фотографирует детей Настя, созданы ее руками.
Не только фото, еще и ТВ!
... мы вместе с мужем Тимуром Нямсурэном трудимся в нашей студии "Мой спорт!", делаем несколько телепередач, посвященных спорту: «Мой спорт!», «ProФУТБОЛ», «Новости спорта!», «Школа здоровья, или Быть в форме». Я фотографирую, веду блоги, группы нашей студии в социальных сетях. И опять же я не хочу называть это работой – просто это естественная часть нашей жизни.
В силу своей профессии я достаточно близко подбираюсь к спортсменам, иногда страшно, что в меня прилетит мячик, или бойцы-ММА вылетят за ринг, или еще что случится. Однажды удалось сделать серию фотографий «за секунду до»: сфотографировала сноубордиста вдалеке, ближе, ближе, его доска где-то совсем рядом, ну а дальше не помню: уже на видеозаписи посмотрела на то, как я становлюсь площадкой для приземления летящего сноубордиста. Ну, а если серьезно, мне страшно фотографировать боль: когда спортсмен ломает руку или ногу, если ребенок-спортсмен неудачно падает – я удаляю эти фотографии, даже не просматривая. Хотя, например, ММА или кик-боксинг я фотографирую с удовольствием, адреналин и эмоции у спортсменов зашкаливают, но там спортсмен знает, на что идет. А вот если травма наступает неожиданно, сильный и уверенный спортсмен становится на секунду каким-то беззащитным. Именно эту секунду я и предпочитаю удалять.
Слезы и улыбки
... еще страшно фотографировать детей из детдомов или детей, на долю которых выпало испытание инвалидностью. Страшно, потому что боюсь расплакаться и этим обидеть ребятишек. С одной стороны, я надеюсь, что никогда не зачерствею до такой степени, чтобы снимать такие сюжеты без эмоций, с другой стороны, может, со временем и наберусь сил, чтобы прийти в детский дом с благотворительным фотопроектом и при этом не реветь хотя бы во время съемки. При съемке спортивных соревнований стараюсь ловить улыбки детей, моменты радости и свободы.
От автора: Когда заканчиваешь очередное интервью, то перечитываешь весь текст и пытаешься понять, что это за человек, какой он, чем живет и каким воздухом дышит. Иногда это получается, а иногда нет. После этого интервью одно мне ясно точно: Анастасия Рыжикова это не только фотограф, но личность. И пусть эта фраза и звучит достаточно затерто и банально, зато правдиво.