Ариан Саввин: «Моего сына больше нет»
Перед тем, как позвонить Ариану Николаевичу я долго готовилась, настраивала себя, готовила вопросы и только потом позвонила. Он только на прошлой неделе похоронил своего 21-летнего сына, и то, что он был готов к разговору, это тоже подвиг.
Эрхан… Когда смотришь на его фотографии, то только умиляешься, как можно не любить такого юношу, все говорят, и знакомые, и учителя, что он всем дарил свою лучезарную улыбку. Почему он ушел так рано, ведь впереди его ждала целая жизнь.
Он был очень одаренным ребенком
Эрхан родился 16 февраля 2002 года в селе Борогонцы Усть-Алданского района первым ребенком в семье. После него в 2003 году родился его брат Ариан.
Хоть Эрхан был всего на год старше своего брата, он всегда был Старшим братом, во всех пониманиях этого слова. Он пошел в 9 месяцев, с 9,5 месяцев мог связать уже два слова «мама, иди сюда», «папа, иди сюда», «бабушка» и т.д. В год и два месяца он уже мог полностью спеть песню «Сибэкки угун».
В детский сад он пошел, когда ему еще не было двух лет, мог говорить часами, был такой щеботной, мог кого угодно заткнуть. Мы тогда жили в селе Батагай Усть-Алданского района, на новый 2004 год он принял участие в новогодном представлении, пел песни, читал стихи, хоть он и был маленького роста, всегда был бойким мальчиком.
В 6,5 лет поступил в первый класс, там он был лидером. Он был первым внуком у бабушки Лугиновой Евдокии Николаевны, был ее любимцем.
Спорт, пение, гимназия
В четвертом классе вдруг говорит: «Поехали бороться в Борогонцы», заучили несколько приемов и вдвоем поехали на соревнования. В нашем селе не было тренера по вольной борьбе, но несмотря на это Эрхан занял третье место в районных соревнованиях. После этого его стали звать на сборы и различные соревнования.
В пятом классе он прошел по конкурсу две гимназии: «Саха-Бельгийскую» (с. Кептени) и «Уолан» (с. Борогонцы), выбрал первую, т.к. с. Кептени находится ближе к нам. Он там занимался у тренера Анатолия Олесова. Ему также нравился футбол, в общем он любил спорт. Но в скором времени, из-за того, что спорт занимал много времени, он переключился на пение. Пению его учила наша родственница Лугинова Зинаида Петровна, вместе с ней они победили в нескольких районных и республиканских конкурсах. В пятом классе они с одной девушкой спели песню на французском языке «Шарманка», были запевалой в хоре.
В «Лыжне-2013» он также занял третье место в районе. В седьмом классе от имени гимназии принимал участие в международной олимпиаде, побывал в пяти европейских странах – Польше, Германии, Франции, Чехии и Белоруссии. Он оттуда принес своему учителю сувенир в виде маленькой шарманки. Сам он интересовался политехническими науками. В десятом классе полгода жил и учился у своей матери в Верхоянском районе. По прошествии полугода позвонил и сказал, что лучше будет жить со мной, так он вернулся в Батагай. 11 класс он закончил в с. Кептени, это был 2019 год.
«Папа, хочу быстрее начать работать»
После школы он поступил в СсУЗ на специальность электрика-водителя. Все удивились, почему он не поступил в ВУЗ, ведь в школе он хорошо учился. Он решил побыстрее получить специальность и начать работать. В 2020 году после получения диплома он провел лето в Батагае у бабушки, тем летом в августе не стало бабушки.
Армия, контракт, СВО…
В октябре того года он ушел в армию. Попал в артиллерийскую часть в Улан-Удэ. В мае 2021 года сказал, что будет подписывать контракт. Мы были очень близки с сыном, всегда разговаривали душа в душу, ничего от меня не скрывал, первым все сообщал мне. Когда он был в армии, мы с ним общались каждый день. Как-то он мне сказал, что хочет стать военным, что хочет поступить в какой-то военный ВУЗ. Он подписал контракт на 3 года, когда ему оставалось служить еще полгода. Мы тогда конечно и не подозревали, что начнется СВО. Контракт он подписал в 2021 году в Кяхте.
В 2022 году он должен был приехать в отпуск на Новый год, но потом сказал, что его не отпускают. 30 декабре того года, когда мы с ним общались по видеосвязи, он сказал, что они едут на специальную операцию. Вот только после этого, посмотрев новости мы поняли, что что-то грядет.
2 января они поехали в Белоруссию на поезде. Тогда я еще подумал, что он как артиллерист, будет чуть поодаль от основных событий. В своей части он был единственным якутом, все его друзья были бурятами. Он был командиром, главным наводчиком, наверное, его назначили не за красивые глазки.
Отпуск, приезд на родину
В середине июня 2022 года он сообщил, что ему дают отпуск, но сказал, что только на дорогу уйдет 10 дней, просил, чтобы мы сами к нему приехали. Тогда мои сестры Лена и Саша встретились с ним в Белгороде. Отправили ему много разной родной еды, встреча прошла хорошо. В одной из фотографий он с рюкзаком стоит, полной домашней еды.
Он ни разу не отправлял ни фото, ни видео. В том же году в октябре ему дали отпуск в 14 дней, вот тогда он к нам приехал. Приехал ровно в день рождение брата 14 октября. Отпуск провел в Якутске, встречался с друзьями, гостил у моей младшей сестры Саши в селе Сырдах Усть-Алданского улуса. Потом 30 декабря отправил фото с медалью Жукова.
Его последний приезд…
После этого в январе он снова был на передке, целый месяц вести от него приходили урывками. В мае 2023 он был ранен. Сначала позвонил мне, но тогда меня не было на связи, был на рыбалке. Затем позвонил Саше, она самая любимая сестра Эрхана. Его ранило осколком, который прошел на вылет. Осколок прошел на вылет через бедро, лечился в госпитале Бурденко.
Когда он был в госпитале мы общались каждый день, он никогда не говорил, что ему больно, что он сильно ранен, всегда был в хорошем настроении, много смеялся. Затем в июле он приехал в Якутск на реабилитацию, тогда он побывал и в Кептени и в Батагае, встречался с друзьями, знакомыми, посетил школу в которой учился, интернат в котором жил. Наверное, чувствовал, что больше сюда не вернется…
Мы конечно же не хотели его отпускать, говорили, что ранение тяжелое, но он говорил, что его друзья, братья ждут его, говорил, что его контракт заканчивается в мае 2024 года, так и уехал. Всегда были на связи, говорил, что иногда ранение дает о себе знать.
Его звонки, которые начинались со слов «Па» были очень дорогими мне
28 октября 2023 года они вышли с передка на отдых, 29 октября ночью звонил с другого номера, сказал, что положение у них ухудшилось. Потом связь оборвалась. После, звонил 4 ноября, сказал, что вышли на отдых. Это было в районе Запорожья. 29 ноября в 7 часов утра, когда мы завтракали он позвонил по видеозвонку через телеграм, раньше всегда звонил через ватсап. «У нас ночь, завтра должны выдвигаться на передок», - сказал он. «Ты бы поспал, отдохнул», - говорю ему, а он «нет, давай лучше поговорим». После пяти минут общения, связь оборвалась, после этого еще несколько раз созванивались в этот день. Во время этого разговора, он рассказал о всех своих планах и мечтах, что будет делать после того, как вернется домой. Сейчас думаю, что он предчувствовал… Говорил, что надо собрать всех родственников со стороны бабушки, что надо закончить дом бабушки, который она начала строить перед смертью, что надо поехать в с. Тиит-Арыы откуда была родом его бабушка, что нужно там встретиться и познакомиться с родственниками. Откуда я мог знать, что это был мой последний с ним разговор, что я больше не услышу и не увижу его?! Мы тогда общались где-то в течение часа. На завтрашний день он уехал на передок и попал там под артобстрел, при котором и погиб, это было 30 ноября 2023 года.
Я все больше думаю о нем
После того, как мне рассказали о его смерти я не поверил, думал, что он жив. У нас был номер его друга, который он нам дал во время своего ранения. 10 декабря Саша написала ему. На что получили ответ, что Эрхан погиб.
После этого мы начали приготовления к его похоронам, все ждали, что его скоро привезут, уже была готова могила и многое другое. Мы потеряли сон, время шло, а его тела все еще не было, вот прошло девять дней, а вот уже и сорок. После этого я написал Главе республики открытое письмо, разослал его по социальным сетям 8 января, чтобы народ видел и знал, что происходит.
Когда их у нас забирают, то происходит все быстро, а когда возвращают, то все долго и мытарно, тем кто ждет, это очень тяжело. После того, как мое письмо было опубликовано, поступило очень большое количество звонков, очень быстро нашелся самолет, но из-за сильных туманов, он не смог сесть в Якутске, пришлось везти тело Эрхана с Нерюнгри на поезде. Приехал он только 11 января. На родине в Батагае он провел одну ночь, а на следующий день мы его предали земле. У моего сына было очень много друзей, он легко шел на контакт с людьми, был очень общительным, жизнерадостным мальчиком, поэтому на его проводы как в Якутске, так и в Батагае собралось очень много народу.
Я ничего не могу поделать, вот так оборвалась жизнь моего сына, яркая, но скоротечная, надеюсь что память о нем будет жить долго. Всего-то в 21 год он уже был командиром, наводчиком, гвардии младшим сержантом, медаль Жукова, еще дали орден Мужества посмертно. Думаю, второго такого молодого, с такими наградами и достижениями больше в Якутии нет.
До того, как я в последний раз увидел тело сына, я не мог спать. Ожидание, вера, всю ночь ждешь звонка… Только после того, как похоронил его, я более или менее успокоился.
Оттуда из его вещей вернулся только его телефон, весь в крови и сломанный, документов нет, медали тоже, медаль Жукова он с собой забрал. Сейчас буду бегать за документами.
Когда все это закончиться, нас и так мало, это большой урон для нас.
Мы создали специальную группу для родителей. Надеюсь мы сможем что-то помочь другим родителям, будем работать со Светланой Диодоровой. Когда я остаюсь один, то сразу начинаю думать о сыне, более или менее отвлекаюсь, когда общаюсь с людьми, чем-то занимаюсь. Он всегда останется в моем сердце. Я претворю в жизнь его последние слова.
Он конечно же очень изменился после того, как отправился на Украину. Я его никогда не спрашивал про войну. Он был очень похож на меня, я тоже очень легко завожу друзей.
До конца жизни мне его так не будет хватать, который всегда со словами «Па» обращался ко мне…
18 января, 2024 год