Армейское оружие якутских охотников
Но,пожалуй, самым массовым оружием якутских промысловых охотников (если отпустить еще царские «берданки» сестрорецкого оружейного завода) в Якутии со времен гражданской войны и по наше время стали трехлинейки. Или иначе карабин Мосина в кавалерийском или артиллерийском исполнении, переименованный заводами в карабин охотничий образца 1944 года, иначе – КО-44.
Русская магазинная
Авторство винтовки приписывают капитану Сергею Ивановичу Мосину, но на самом деле многие элементы в ней заимствованы из винтовки оружейника Нагана, полковника Роговцева и генерал-лейтенанта Чагина. Она вобрала в себя лучшее из того, что было предложено на конкурс для вооружения русской армии. Фамилия Мосина в названии винтовки появилась только в 1924 году. До того она называлась «трёхлинейная винтовка образца 1891 года». Производство винтовки началось в 1892 году на Тульском, Ижевском и Сестрорецком оружейных заводах. Из-за ограниченных производственных мощностей этих заводов заказ на 500 тысяч винтовок был размещён на французском оружейном заводе в городе Шательро. Первые боевые применения винтовки Мосина прошли в 1893 году в столкновении российского отряда на Памире с афганцами и в ходе подавления восстания ихэтуаней («боксёров») в Китае в 1900—1901 годах.
Первые миллионы
Уже в первые годы после принятия винтовки на вооружение, в ходе производства и эксплуатации оружия в исходную конструкцию начали вносить изменения. Так, в 1893 году ввели деревянную ствольную накладку для защиты рук стрелка от ожога, в 1896 году — новый шомпол, более длинный и с головкой увеличенного диаметра, не проходящей ствол, что упростило чистку оружия. Ликвидировали насечку на боках крышки магазинной коробки, которая при ношении оружия протирала обмундирование. К началу Русско-японской войны в армию было поставлено примерно 3 800 000 винтовок. После принятия на вооружение в 1908 году патрона с остроконечной («наступательной») пулей в 1910 году на вооружение был принят новый вариант винтовки с прицелом системы Коновалова, соответствующим баллистике нового патрона. К моменту вступления России в Первую мировую войну на вооружении русской армии имелось 4 519 700 винтовок, в производстве находились четыре варианта винтовки — драгунская, пехотная, казачья и карабин. В течение войны военная промышленность России изготовила 3 286 232 трёхлинейных винтовок, отремонтировала и исправила 289 431. Производилась винтовка и в Гражданскую войну и после неё.
Снайперская эксклюзивная
В 1932 году также началось серийное производство снайперской винтовки обр. 1891/30 гг. (Индекс ГАУ — 56-В-222А), отличавшейся улучшенным качеством обработки канала ствола, наличием оптического прицела ПЕ, ПБ или (впоследствии) ПУ и отогнутой вниз рукоятью затвора. Всего было выпущено 108 345 шт. снайперских винтовок, они интенсивно использовались в ходе Советско-финской и Великой Отечественной войны и зарекомендовали себя как надёжное и эффективное оружие. С такой винтовкой «охотились» на фрицев такие славные сыны Якутии, как снайперы Охлопков и Кульбертинов. В настоящее время снайперские винтовки Мосина представляют коллекционную ценность (особенно «именные» винтовки, которыми награждали лучших советских снайперов).
Винтовки обр. 1891 и 1891/30 года являлись высокоточным оружием, позволяющим уверенно поражать одиночную цель на дистанции до 400 м, снайпером с использованием оптики — до 800 м; групповую — на дистанции до 800 м. В 1946 году участник Великой Отечественной войны старший сержант Немцев разработал метод скоростной стрельбы из винтовки. На полигоне Рязанского пехотного училища он сумел произвести из винтовки 53 прицельных выстрела в минуту с дистанции 100 метров по грудной мишени, поразив её 52 пулями. В дальнейшем метод скоростной стрельбы Немцева получил распространение в войсках. Снайперские винтовки Мосина довоенного производства отличались изумительным, по меркам своего времени, качеством боя, во многом благодаря стволу с чоком (сужением канала от казны к дульному срезу), с разницей в диаметрах у казенной и дульной частей в 2-3 %. При выстреле из такого ствола пуля дополнительно обжимается, что не позволяет ей «гулять» по каналу ствола.
Последняя модернизация
Последним вариантов модернизации винтовки стал карабин обр. 1944 года, отличавшийся наличием несъёмного игольчатого штыка и упрощённой технологией изготовления. Одновременно с его введением сама винтовка образца 1891/1930 гг. с производства была снята. Укорочение пехотного оружия явилось настоятельным требованием, выдвинутым опытом Великой Отечественной войны. Карабин позволил повысить манёвренность пехоты и других родов войск, так как с ним стало удобнее вести бой в различных земляных укреплениях, зданиях, густых зарослях и т. п., причём боевые качества его как в огневом, так и в штыковом бою по сравнению с винтовкой практически не снизились.
Производство основной винтовки обр. 1891/30 гг. было прекращено в начале 1945 года. Карабин обр. 1944 года выпускался вплоть до начала производства автомата Калашникова. Винтовки и карабины постепенно снимали с вооружения армии, заменяя карабином СКС и автоматом Калашникова (хотя некоторое количество карабинов обр. 1944 года продолжали использовать в системе военизированной охраны.
Винтовки и карабины Мосина продолжали использовать в армиях Восточной Европы и по всему миру ещё несколько десятилетий. В качестве оружия пехоты и бойцов иррегулярных вооружённых формирований винтовки Мосина использовались во многих войнах — от Кореи и Вьетнама до Афганистана и конфликтов на постсоветском пространстве.
Армейская охотничья
В 1959 году Ижевский завод укоротил стволы и ложи сохранившихся винтовок обр. 1891/30 гг. до размеров карабина обр. 1938 года. «Новые» карабины были выпущены в большом количестве и поступили на вооружение вневедомственной охраны и других гражданских организаций. На Западе они получили обозначение 1891/59.
Конечно, винтовка стала и основным промысловым оружием охотников. Собственно, для большинства охотников старшего поколения слово «карабин» означало только один тип оружия - системы Мосина, образца 1938 или 1944 года. Даже укороченный карабин довольно тяжелый. В наставлениях масса карабина указывается в 3,5 килограмма, на самом деле она редко оказывалась меньше 3,8 килограмма, и то без штыка и патронов. Карабин образца 1944 года имел боковой прилив для штыка, который умельцы обычно спиливали в первую очередь – как только это оружие попадало им в руки.
Проблема Мосинки как охотничьего оружия заключалась в том, что, по сути, это армейский ствол. К примеру, до середины 80-х годов российские охотники знали лишь один тип боеприпасов к этому оружию – армейский патрон и его модификации трассеры, бронебойно-зажигательные пули, пули со стальным сердечником и пули для высокоточной стрельбы… Считалось что лучше всего убивают дичь пули корректировочные (то есть разрывные), но они же катастрофически портят мясо… Так вот, самый распространенный вариант армейского патрона 7,62х54 R предусматривал стрельбу из оружия со стволом на треть длиннее, чем у кавалерийского карабина, – из винтовки Мосина и пулеметов. Поэтому фирменной «болезнью» карабинов 1938 и 1943 годов была нестабильность боя при стрельбе военным боеприпасом.
Покорение Америки
В последние десятилетия распродающиеся со складов вооружённых сил винтовки Мосина благодаря соотношению цены и характеристик завоевали большую популярность на рынке гражданского оружия многих стран мира, и в первую очередь США.
По данным крупнейшего американского оружейного интернет-магазина Bud’s Gun Shop, винтовка Мосина заняла в 2012 году первое место по продажам среди всех видов стрелкового оружия, разрешенного к продаже населению США. В списке из 20 лидеров продаж, винтовка образца 1891/30 является третьей по счёту среди самых старых принятых на вооружение в мире. Больший возраст принятия на вооружения имеют только два вида «полицейской» модели револьвера Смит-Вессон (11 и 19 строчки в списке популярности). Стоимость винтовок и карабинов из бывших мобилизационных запасов СССР образца 1891/30 составляет около $100. В набор входит штык, ремень, патронташ.