Авторское кино Семена Андреева
В то же время оператор должен быть художником – у него должно быть отлично развито пространственное воображение, глазомер и цветовосприятие. Хороший оператор – это редчайшее сочетание «физика» и «лирика» как у Леонардо да Винчи. Видеосъемку невозможно представить без видеооператора с обостренным чувством прекрасного. Ведь именно его глазами мы смотрим кино, видео.
30 января, свой отметил 65-летний юбилей Семен АНДРЕЕВ – кинооператор I категории Национального центра аудиовизуального наследия народов республики, автор нескольких десятков документальных фильмов, отличник культуры РС (Я), ветеран кино Якутии.
Семен Андреев и сегодня продолжает создавать интересные творческие проекты. Человек он занятой и востребованный, но нашел время и согласился ответить корреспонденту «ЭС» на несколько вопросов.
- Семен Семенович, сколько всего работ, в том числе, художественных и документальных фильмов были сняты вами? И с вашим участием?
- Мной было снято всего 29 фильмов, в том числе, один художественный фильм «Мотуо». Режиссером этого фильма выступил Вячеслав Семенов, а я работал ассистентом оператора.
Стоит отметить, что художественный фильм «Мотуо» был снят в 2005 году, но до сих пор его ищут и смотрят на одном дыхании. Многие любители кино признаются, что автор сценария и режиссер Вячеслава Семенов разгадал генетический код якутской души. Этот фильм о том, как детская дружба мальчика и девочки перерастает с возрастом в чувство, которое они, стесняясь, боятся открыть друг другу. В фильме снялись актеры Сергей Егоров и Домна Уйгурова.
- А откуда вы родом и кто ваши родители?
- Я родился и вырос в Якутске. Родители были рабочими – отец трудился плотником на стройках, в СМУ-1 и ПМК. Мама работала в совхозе разнорабочей.
- Где вы учились на кинооператора?
- В 1978 году окончил училище киномехаников в Якутске, а затем поступил и окончил в 1982 году кинотехникум в городе Советске Калининградской области.
- Как началась ваша творческая и трудовая деятельность? Какая работа была одной из первых?
- В 1982 году меня приняли на должность киноинженера в Амгинском улусе. Одним из первых опытов стала работа в качестве ассистента оператора этнографического полнометражного кинофильма первого профессионального кинорежиссера Якутии Алексея Романова «Серединный мир» и кинорежиссера В. Парфенова «Война далекая и близкая».
Семен АНДРЕЕВ являлся основным оператором таких крупных международных и республиканских мероприятий, как конференции ЮНЕСКО по проблемам коренных и малочисленных народов; международных спортивных Игр «Дети Азии»; воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны в цикле «Живые голоса победителей»; съемок проекта «Эпос Олонхо» Института гуманитарных исследований Якутии; Дней Якутии в г. Хабаровске, Москве, Санкт-Петербурге; укладки «золотого звена» железной дороги в п. Нижний Бестях и многих других. Объездил с творческими командировками десятки населенных пунктов.
- Семен Семенович, что самое сложное в плане операторской работы и почему?
- Для любого оператора не всегда просто, что называется, поймать интересные моменты героев фильма и погоду. Также отмечу, что в документальном фильме нету второго дубля, это почти во всех фильмах.
- А что самое приятное в работе кинооператора?
- Для любого кинооператор приятно, если кадры получаются интересными и красивыми.
- У Вас много работ по культуре народов Севера. Чем привлекает Вас эта тема?
- Мне просто очень интересна тема культуры, этнографии и истории народа.
... Семен АНДРЕЕВ более четверти века самостоятельно снимает фильмы, отдавая приоритет этнографической теме и в целом культуре народов Севера. Документальный фильм «Оьуор сал5аныыта» о деятельности Национального Театра танца РС (Я) был показан на республиканском канале НВК «Саха». Интересная творческая работа «Савей» о тунгусском шамане демонстрировалась в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и в Южной Корее.
С начала 90-х годов создан ряд документальных фильмов: «Якутский гобелен», «Жизненный путь» (о первом артисте кордебалета Якутии Василии Павлове), «Туойа» (о якутской керамике) (1993); «100-летие Сергея Зверева в Сунтарском улусе» (2000); «По пути парламентаризма» (2002); «Чемпионат по вольной борьбе на земле Олонхо» (2002); «Первый тюркологический съезд в Баку, 1926 год» (2003); «Факел Гиппократа» (2004).
- Вы не только оператор, но и автор фильмов. Что интереснее и сложнее – снимать кино или создавать?
- Конечно, создавать кино, сложнее.
- Интересно узнать Вашу оценку молодым авторам и операторам якутского кино. Можете кого-то выделить из них, кого считаете талантливым?
- Да молодежь сейчас вообще молодцы! Хочется отметить, что хорошие операторы это – Семен Аманатов, Иван Семенов. Из молодых режиссеров хочу выделить Михаила Лукачевского.
- За каждым талантливым человеком обычно находится крепкий тыл – его семья. Кто Вас поддерживает в любые минуты?
- В моем творчестве и работе меня всегда поддерживает моя семья. Это жена Татьяна Михайловна, она ранее работала в методическом кабинете в ЯГУ, сейчас на пенсии. Наш сын Александр работает научным сотрудником в ЯНЦ СО РАН, невестка Нарыяна работает дизайнером. И, конечно, особый позитив и радость в нашу жизнь вносит наш внук Дима.
- Семен Семенович, спасибо большое за встречу. Примите наши поздравления с юбилеем!
Благодарим за помощь в подготовке статьи отличника культуры РС(Я) Г.В. ЧОМЧОЕВУ, ведущего архивиста ГАУ РС(Я) «НЦАНН РС(Я) им. И.С. Жараева».
Cправка «ЭС»
Из фильмографии
… В 2007 году Семеном Андреевым сняты такие фильмы как фильм «Верой и службой» о православном казачестве Якутии, удостоенный звания Дипломант III Всероссийского конкурса документальных фильмов. В этом же году были сняты фильмы «Кэпсээ эрэ, Мэлдьэхси» об истории наслега (Чурапчинский улус) и фильм «Якутский конь – от Китая до Парижа». По идее Юрия Васильева – Дьаргыстай был снят фильм, приуроченный к юбилею школы «Тапталлагым Тулуна» об истории наслега, (Уус Алданский улус). Отметим, что Юрий Иванович – Дьаргыстай внес свой весомый вклад в создание многих фильмов.
В 2008 году родилась идея создания работы об известном советском государственном, общественно-политическом деятеле Якутии начала XX века, участнике гражданской войны Исидоре Никифоровиче Барахове. Фильм «Норуокка анаммыт олох» был снят при содействии администрации Верхневилюйского улуса, транслировался на канале НВК «Саха», демонстрировался в Монголии, г. Улан-Удэ на Международной тюркологической конференции.
2009 год – совместно с Институтом гуманитарных исследований вышел в свет фильм «Олонхосут» о ярком олонхосуте Петре Егоровиче Решетникове. Феномен П.Е. Решетникова – в том, что исполняя произведения Олонхо, он не пользовался готовыми текстами, а придумывал их на ходу.
2010 год – фильм «Дьанхаады», приуроченный к 300 – летию наслега Мегино- Кангаласского улуса.
2012 год – фильм «Книга жизни Татьяны Жараевой» о видном деятеле библиотечного дела РС(Я).
2013 год – фильм «Рубежи коммунистов Якутии», снятый по заказу члена ЦК КПРФ, первого секретаря Якутского рескома КПРФ Губарева Виктора Николаевича.
2013 год – фильм «Санитарная авиация РС(Я)»
2014 год – фильм «Национальный театр танца им. С.Зверева – Кыыл уола»
2015 год – фильм «Время полета» об артисте национального театра танца Якутии, народном артисте Р(Я) и заслуженном артисте России Афанасии Афанасьеве.
2016 год – фильм «Служи сынок…», снят по заказу регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей России» в Республике Саха (Якутия).
2016 год – фильм «Ньырбакаан» об одноименной общественной организации
2017 год – фильм «Айылга талаана холустага» о Николае Николаевиче Рязанском – самодеятельном художнике, члене Творческого союза художников РФ и РС(Я), Почетном гражданине Соморсунского и Сулгачинского наслегов Амгинского улуса.
2020 год – фильм «Кузнецы земли Олонхо» повествует о традиционном ремесле народа Саха – производстве и обработке железа, о развитии кузнечного дела в Якутии.