02.09.2014 | 16:33

Айсен Николаев: "Якутск должен стать локомотивом развития всей республики"

23 июня исполняется сто дней с момента вступления Айсена Сергеевича Николаева в должность главы городского округа Якутск.
Автор: EXO-YKT
- Айсен Сергеевич, считается, что избранные руководители, как пишет патриарх американской политической журналистики Кеннет Уолш, «наиболее эффективны, когда они впервые вступают в должность, когда их стиль руководства кажется свежим и новым, когда аура победы еще мощная и когда их влияние максимально» именно во время первых ста дней. Ваши сто дней вписываются в эту формулу?
- Стодневный стандарт для измерения эффективности руководителя, вероятно, рационален для Америки с ее уже устоявшейся политической, социально-экономической и административной системой. Для нашего города с его накопившимися за многие годы проблемами в управлении, бюджетного дефицита, с изношенностью коммуникаций, на мой взгляд, более оправданна оценка по результатам первого года. Именно такой срок я себе и своей команде наметил, чтобы к марту 2013 года переломить ситуацию в решении назревших проблем Якутска, чтобы ясно стали видны большинству горожан и населения Якутии перспективы развития столицы.

Тем не менее, приживающаяся и у нас в России традиция оценивать эффективность нового руководителя по промежуточным результатам первых ста дней, соглашусь, в чем-то оправдана.

Что касается стиля руководства, то он уже очевиден аппарату и руководителям городских учреждений и ведомств.

- Как бы вы характеризировали свой стиль руководства?
- Как жесткий по отношению к аппарату. Требовательный по отношению к городскому депутатскому корпусу: от него ожидается большая эффективность и вовлеченность в управление столицей. Как внимательный к заботам горожан: власть в городе избрана и функционирует для того, чтобы жители столицы ощущали эффективное управление, которое должно решать проблемы жизнеустройства и жизнеобеспечения Якутска, должно реагировать на их обращения.

- За эти дни выработалась ли у вас идеология развития столицы?
- Основные идеи по развитию Якутска, естественно, были у меня и раньше. А сейчас они обретают завершенность. И эта идеология выражается очень просто: Якутск должен стать локомотивом развития всей республики.

В столице и пригородах фактически проживает треть населения республики, а также свыше 45% молодых в возрасте от 20 лет, то есть наиболее энергичных, инициативных и способных к восприятию нового. И это важнейший ресурс для развития столицы. Причем ресурс качественный – доля лиц с высшим, неполным высшим и средним профессиональным образованием среди занятого населения в Якутске в настоящее время приближается к 70%, что выше, чем по республике (58%), России (54%), Дальневосточному федеральному округу (54,3%).

Важно понимать, что наряду с сохранением добычи алмазов на западе Якутии, развитием добычи нефти и газа на юго-востоке, дальнейшим расширением добычи угля на юге и формированием нового южно-якутского промышленного кластера, центральная Якутия во главе со столицей также может стать локомотивом развития республики.
Мы привыкли считать, что Якутск – политический, административный, культурный, научный центр, но он должен стать еще и деловой столицей.

С приходом железной дороги город становится крупным транспортным центром. В перспективе Якутск станет важным межрегиональным коммуникационным узлом, если железная дорога все же будет строиться дальше к северо-востоку.

Если не добьемся экономического развития Якутска, то столица, где сосредоточена треть населения республики, может стать городом-потребителем, где у значительной части населения средний доход будет ниже, чем в промышленных районах. Тогда громадные бюджетные деньги, вкладываемые в Якутск, будут уходить без серьезной отдачи. Этого допустить нельзя. И мы все вместе этого не допустим.

- А будет ли в Якутске развиваться промышленность?
- Обязательно, потому что без развития промышленности не создать достаточное количество рабочих мест.
Ныне существующий крен, когда Якутск является городом преимущественно «беловоротничкового» труда и средоточием молодежи с низким уровнем трудовой занятости, должен быть обязательно выправлен.

Как реально этого добиться?

Первое направление – замещение привозной продукции технического назначения: строительных и иных материалов. Несмотря на приход в центральную Якутию железной дороги, завоз продукции технического назначения будет оставаться дорогим, поэтому ее замещение экономически будет эффективным.

В Покровске уже действует завод базальтовых материалов – хороший пример такого замещения. Следует дальше пойти по этому пути – производить и другую номенклатуру, включая газо- и нефтехимию. Причем, с использованием современных высоких технологий, поскольку именно и только так можно обеспечить в условиях Якутии реальную энергоэффективность, а значит и рентабельность. Также это необходимо и с точки зрения жестких экологических требований.

Второе направление – надо поднимать на промышленный уровень традиционные отрасли, в первую очередь, сельское хозяйство. Агропояс столицы – это крупный аграрный кластер, способный не только обеспечить продуктами горожан, но и запустить глубокую переработку уникального местного сельскохозяйственного сырья. Так мы ставим задачу, и самый первый шаг уже сделан: в Тулагино-Кильдямцах заложен крупный высокотехнологичный животноводческий комплекс, в декабре он будет введен.

Следующее направление – человеческий капитал. Уникальный фактор Якутска – наличие крупного сегмента населения с высшим образованием.

Раньше все разговоры о высокотехнологическом производстве в Якутии казались и действительно являлись фантастикой. Но в последнее время внедрение технологических инноваций становится все более реальным.

Широко обсуждаемый проект «Олонхолэнд» следовало бы развернуть не как чисто культурологический, а именно как инновационный проект – надо создавать центр не только якутской культуры, но и культуры всех народов Якутии. «Олонхолэнд» должен стать уникальным проектом мирового масштаба.

Направление технологических инноваций, как показывает мировая практика, процесс с ярко выраженным мультипликативным эффектом. Раз возникает такое направление – оно способно саморазвиваться. Возникнет потребность в кадрах в области высоких информационных технологий – компьютерщиков, программистов, виртуальных дизайнеров и пр. Именно через этот канал наиболее одаренная часть молодежи республики смогла бы не отставать от ведущих глобальных трендов развития информационного общества и создать сегмент экономики с достаточно высоким уровнем оплаты.

Если валовой продукт Якутска будет достаточно высоким, то запустится самоподдерживающийся процесс, который показал свою эффективность на примере Сингапура, где главным ресурсом был именно человеческий капитал.

- Но инфраструктура Сингапура и Якутска – разные вещи.
- Конечно. Несовершенная инфраструктура – слабое место Якутска.

Нам необходимо приложить максимум усилий для развития инфраструктуры Якутска: дорог, инженерных коммуникаций, внедрить высокоскоростной недорогой Интернет. Работа предстоит большая и сложная.

- Руководство республики тоже считает, что Якутск должен стать локомотивом республики?
- Именно президент республики Егор Борисов озвучил мысль, что столица становится центром притяжения молодежи и этот фактор необходимо учитывать при выстраивании всей государственной политики.

Руководство республики понимает, что необходима качественно новая модель экономического развития Якутска. Мы вместе сейчас ставим цель превратить наш город в северный мегаполис с развитой экономикой, который в социально-экономическом отношении сможет стать локомотивом развития всей республики.

Мы должны понять, что перед нами объединяющая всех цель – превратить столицу в настоящую столицу республики. И я уверен, мы будем гордиться своей столицей.

Новости

Популярное

Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
Город | 1 день назад
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
В республике зарегистрировано более 8 тысяч случаев острых респираторных вирусных инфекций, что выше показателя предыдущей недели на 20,6%.
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Город | 1 день назад
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Ледовая переправа Нижний Бестях – Якутск будет открыта 5 января для транспорта массой до 10 тонн. 
Яндекс Карты начали показывать маршруты через отапливаемые остановки Якутска
Город | 1 день назад
Яндекс Карты начали показывать маршруты через отапливаемые остановки Якутска
Карты разметили более 30 отапливаемых остановок города, чтобы предлагать жителям комфортные маршруты.