«Без командировок не получается»
— Павел Анатольевич, как изменилась работа вашего ведомства в связи с пандемией и с введением карантинных мер?
— Как и во всех ведомствах, введены ограничительные меры, по возможности часть сотрудников переведена на удаленную работу, в том числе мамы с детьми. Среди сотрудников лиц старше 65 лет у нас нет. В основном наша работа сопряжена с большим количеством командировок, в том числе с проверками по жалобам в сфере жилищного надзора, а в рамках строительного надзора инспекторы выезжают на контроль хода строительства объекта. Если ими выдается предписание, по истечении срока его выполнение нужно проверить. Сократить количество командировок возможности нет — это основной вид деятельности. В самые острые периоды пандемии мы по разрешению правительства могли выезжать в районы. Для защиты своих сотрудников мы специально закупили костюмы…
(Павел Анатольевич демонстрирует костюм и маску, которые хранятся у него в тумбочке письменного стола. — Прим. Т. С.)
— Они одноразовые?
— Нет, многоразовые, их можно стирать. Так что и весной, и летом, в самые жаркие дни, мы работали.
ВИЗИТКА
В 2000 году окончил Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова по специальности «Производство строительных материалов и конструкций».
В 2007 году прошел профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО «Институт управления при президенте Республики Саха (Якутия)» по направлению «Финансовый менеджмент».
В 2016 году окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, программу бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
В 2018 году получил квалификацию «Специалист в области государственного и муниципального управления».
— Какие первоочередные задачи сейчас стоят перед управлением?
— Надзор за ходом строительства объектов, независимо от того, какое строение — государственное или частное. Если на объекте в процессе его эксплуатации будут находиться одновременно 50 и более человек, то строительство такого объекта подлежит надзору. Кроме того, обследованию подлежат все жилые многоквартирные дома и практически все дороги. Газопроводы, линии электропередачи, промышленные объекты. Особую сложность вызывают объекты, которые строятся не в населенных пунктах, до них еще нужно доехать, долететь, это как получится. Наша задача — обеспечить качество строящихся объектов. Осенью как раз сдается немало объектов в рамках национальных проектов.
Большой пласт работы составляет жилищный надзор. В него входит и контроль работы УК, и защита прав граждан, а это порядка пяти тысяч обращений в год. И мы по каждому проводим проверку.
— Судя по объемам, в Якутске не осталось ни одной семьи, которая бы хоть раз не обратилась с жалобой в ваше ведомство.
— Есть. Это я. Ни разу не писал. (Улыбается).
— Раз уж речь пошла… Какие жалобы встречаются чаще других? Знаю, что Управление Роспотребнадзора по республике к вам нередко переадресовывает.
— Перенаправленных обращений очень много, и не только от Роспотребнадзора, но и прокуратуры и органов местного самоуправления. Жалобы носят сезонный характер, осенью это по запуску тепла. Отопление в дом запустили, но завоздушило батареи, в квартире холодно, а УК бездействует. Зимой — жалобы на холод в помещениях, постоянно — по неработающей вентиляции. Весной и летом, как только пойдут дожди, жалобы по кровле. И таких моментов достаточно. К сожалению, и в новых домах есть проблемы. В тех, которые построили неблагонадежные застройщики, впоследствии обанкротились и не выполняют свои обязательства по гарантийному облуживанию. Например, проблемный дом в порту на улице Севастопольской, где из-за крыши с обратным уклоном топит несколько квартир в одном подъезде. Это головная боль длится уже долго. На самом деле проблема решаемая, но возможностей и ресурсов у УК не хватает, а скидываться, несмотря на небольшую сумму, соседи не хотят. Мотивируя тем, что их лично это не касается.
Частые жалобы на засор канализации, уборку мусора, перерасчеты по теплу. Сейчас вопрос стал особенно актуальным, так как ресурсоснабжающие организации напрямую заключают договора с потребителями и не торопятся делать перерасчет. А мы не можем их штрафовать, так как нет соответствующей статьи в КоАП. Вот они и пользуются лазейкой в законодательстве. Сейчас мы составили проект письма в адрес Министерства строительства РФ о внесении изменений в федеральный закон, чтобы защитить права жильцов. Практически всем жителям республики бюджет помогает в оплате за тепло, выделяя субсидии на разницу экономически обоснованного тарифа и тарифа, оплачиваемого населением. И если ресурсники не делают перерасчет, то, соответственно, и люди переплачивают, и бюджет несет дополнительные расходы.
Пишут граждане и по дополнительным расходам от УК, которые берут за них деньги, например, за утилизацию ртутьсодержащих ламп, но по факту этого не делают.
А у нас в этом году в связи с распространением коронавирусной инфекции существует запрет на проведение проверок отдельных юридических лиц без согласования с прокуратурой. А прокуратура согласовывает только в случае угрозы жизни и здоровью граждан. По мелким жалобам нам отказывают.
— Вернемся к отопительному сезону, который в этом году начался… тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Есть ли в Якутске проблемные дома, адреса?
— На сегодняшний день все дома подключены. Есть точечно квартиры без тепла, причина, как я уже говорил, — завоздушило батареи. Есть один проблемный дом на улице Пирогова: общежитие ранее находилось в федеральной собственности, затем его передали в муниципальную. Но по моим данным, процедура еще не пройдена, и, соответственно, нет УК. Город напрямую занимается этим вопросом, надеюсь на его скорое решение.
— Как в этом году в связи с постоянными ограничениями обстоят дела с капитальным ремонтом?
— Исходя из объективных и субъективных трудностей, программа регионального капремонта в этом году продвигается медленно. В связи с пандемией приостановлено проведение работ, требующих доступа в квартиры жильцов, таких как замена внутридомовых инженерных сетей. Вторая проблема затрагивает строительную сферу, в которой трудится много приезжих…
— …а в этом году они не приехали.
— Да, в этом году работников меньше, при этом все объемы, сметы и требования к подрядчикам остались на прежнем уровне. Поэтому графики завершения работ будут скорректированы и перенесены на более поздний срок и какие-то — на следующий год.
— Не секрет, что сейчас нечасто найдешь жильцов, довольных работой УК. Одна из альтернатив — непосредственное управление домов собственниками. Какую выгоду оно несет? Какие минусы могут быть?
— Под непосредственное управление могут перейти дома, в которых не больше 30 квартир.
— То есть стандартная 4–6-подъездная капэдэшка не подойдет?
— Нет. В основном это затрагивает деревянные дома. Причем инициатива исходит от самих УК, с приукрашиванием. Говорят: у вас сразу упадут тарифы. И это, отчасти, правда, так как в них не будут включены расходы управляющей компании. Но, с другой стороны, это сплошные минусы. Так как вся ответственность по содержанию жилого дома ложится на плечи жильцов. А УК становится уже и не УК, а подрядчиком.
— А с подрядчика и спрос другой?
— Так и есть. За то, что не промыта система отопления и дом не подготовлен к отопительному сезону, отвечать будут уже собственники. При этом УК сами инициируют эти собрания для расторжения договора. И первая цель для них — уйти от ответственности.
— Что делать при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества?
— Написать заявление (жалобу) в управляющую компанию, и при отсутствии реакции написать жалобу уже нам.
— Как к вам можно обратиться? В какие сроки рассматриваются обращения?
— В настоящее время личный прием граждан временно прекращен в связи с пандемией. Но вы можете оставить жалобу на нашем сайте — в разделе обращения граждан. Или через сайт ГИС ЖКХ или Госуслуги. По анонимным сообщениям мы не работаем.
Все обращения рассматриваются в срок до 30 календарных дней. При необходимости срок может быть продлен.
Фото предоставлено пресс-службой ведомства.