Без света и тепла
Мрачная неизвестность
В понедельник в редакции начали поступать звонки от пострадавших людей. «Почти сутки света не было! Невозможно дозвониться на 05 — всегда занято! Не знаем, на сколько свет ушел, почему его нет?» - на эти и другие вопросы горожане не могли найти ответа, чтобы адекватно и, главное, вовремя отреагировать на ЧС. В итоге у нескольких собственников частного сектора были прорваны трубы отопления, с последствиями этой аварии на электрических сетях они борются до сих пор.
В связи с этим «Эхо столицы» решила разобраться, кто и за что в ответе в случае ЧС, и обратилась за комментариями в ПАО «Якутскэнерго».
"ЭС»: - Почему люди не могут дозвониться до 005?
Якутскэнерго: - При выводе в ремонт даже одной линии 6 кВ на оператора по приему заявок ложится большая нагрузка, в связи с этим не все потребители могут дозвониться до диспетчерской. Напоминаем, что в случае затруднения дозвона на наши номера оперативно-диспетчерской группы предлагается перезванивать на номера Единой дежурно-диспетчерской службы города Якутска (4112) 444-251, 444-564, 444-229. Мы работаем со службой в тесном взаимодействии, и информация по отключениям у них также имеется.
Причина аварии?
«ЭС»: - По какой причине было отключено электроснабжение на улице Воинская с 8 по 9 ноября?
Якутскэнерго: - Аварийное отключение электроснабжения 8 ноября в районе улицы Воинской было вызвано технологическим нарушением в кабельном хозяйстве. После поступления заявки на место аварии выехала бригада специалистов мобильной лаборатории для определения точки повреждения кабеля. Данное мероприятие представляет собой довольно сложную задачу по выявлению места повреждения кабеля, а поскольку кабель расположен непосредственно в земле, то визуально установить это место просто невозможно. Соответственно, для того, чтоб на сотнях метров наиболее точно установить место и глубину залегания кабеля, требуется применение специальной аппаратуры. Поисковые работы продолжились до 6 часов утра 9 ноября, специалисты со своей задачей справились. После обнаружения места технологического нарушения к восстановительным работам приступил персонал службы кабельных линий Центрального района электрических сетей ЦЭС ПАО «Якутскэнерго». В целях оперативной ликвидации аварии и с учетом того, что в настоящее время достигнуть места в мерзлом грунте крайне затруднительно, было принято решение о прокладке нового кабеля. От ближайшей воздушной линии электропередачи до трансформаторной подстанции в выкопанную в земле траншею был проложен кабель. В результате непрерывной семичасовой работы бригады службы кабельных линий Центрального РЭС энергоснабжение потребителей было восстановлено.
«ЭС»: - Люди возмущаются, что за такие высокие тарифы они должны жить спокойно, не ожидая, что в любой момент электроэнергия может отключиться и они останутся без тепла. Ведь у многих газовые котлы, которые напрямую зависят от подачи электроэнергии. Кто виноват в данной аварии? Кому компенсировать расходы, понесенные на то же дизтопливо для генераторов?
Якутскэнерго: - Технологическое нарушение 8 ноября произошло на кабельной линии КЛ-6 кВ от Л-4 с ПС «Южная» на ТП «в/ч 97718», которая на балансе ПАО «Якутскэнерго» не состоит и в перечнях к Концессионному соглашению не значится, то есть является бесхозной. Тем самым Центральные электрические сети ПАО «Якутскэнерго» ответственность за ее эксплуатацию не несут. Вместе с тем ремонтные работы проведены, а перерыв электроснабжения, необходимый для ремонта, не превысил одних суток, что соответствует Правилам устройства электроустановок для потребителей 3 категории. Согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) для потребителей 3 категории, снабжаемых от одного источника, перерыв электроснабжения, необходимый для ремонта, не должен превышать одних суток. Как правило, в течение 24 часов электроэнергию восстанавливают, либо изыскивают резервный источник питания.
Кто в ответе?
«ЭС»: - Может ли «Якутскэнерго» дать на сегодняшний день гарантию, что подобные аварии не повторятся в этот отопительный сезон?
Якутскэнерго: - Предугадать возникновение аварийных ситуаций невозможно. Нередко аварийные отключения возникают по причине внешнего воздействия посторонних лиц и предметов. Например, тот же пьяный водитель врежется в опору. В таких случаях «Якутскэнерго» подает иск в суд, и все расходы, понесенные нами по ремонту так же, как и судебные расходы, ложатся на виновника.
«ЭС»: - Много ли в городе бесхозных сетей?
Якутскэнерго: - Достаточно. Ошибочно рассуждать, что все электросети принадлежат ПАО «Якутскэнерго». Мы — поставщики электроэнергии. А в каком состоянии находятся сети у того же частника, мы не можем знать и контролировать их состояние.
«ЭС»: - Большинство потребителей считает, что тариф за электроэнергию, который из года в год меняется только в сторону увеличения, должен гарантировать бесперебойную поставку. В связи с этим вопрос: входит ли в тариф инвестиционная составляющая на развитие инфраструктуры?
Якутскэнерго: - Инвестиционная составляющая на развитие инфраструктуры в состав тарифа на электроэнергию и теплоэнергию включается. Она складывается из амортизации и капитальных вложений из прибыли. Капитальные вложения из прибыли даются не каждый год. Но в последние регулируемые периоды Госкомцен РЭК РС(Я) дает в тарифе небольшую сумму на инвестиции. Тут надо отметить, что они полностью направляются на технологические присоединения льготной группы потребителей до 15 квт.
Спасение замерзающих — дело рук самих...
А теперь заглянем в Договор энергоснабжения, который заключается между ПАО «Якутскэнерго» и гражданином-потребителем. В нем, в частности, говорится, что «подача электрической энергии потребителю может быть приостановлена... в связи с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность гарантирующего поставщика (ПАО «Якутскэнерго»), суммарно не более чем на 72 часа в год и не более 24 часов подряд, включая срок восстановления подачи электрической энергии... При наличии автономной отопительной системы на основе газового котла обеспечить резервный (независимый) источник питания (в соответствии с п 1.2.10. Правил устройства электроустановок). Уведомлять гарантирующего поставщика о наличии резервного источника питания, согласовывать с гарантирующим поставщиком схему подключения резервного источника".
Как нам стало известно, частники при этой аварии опробовали и так называемую «незамерзайку», и дизельные генераторы как резервный источник, но, увы, остались недовольны. «Незамерзайка» еще как «мерзнет», а генераторы требуют много топлива и постоянного контроля. А как уже выше было сказано, в случае аварии не с кого даже взыскать понесенные расходы. Поскольку авария — обстоятельство непреодолимой силы...