БЕЗДОМНЫЕ ЛЮДИ Так становятся бомжами
В своей псевдонравственности (или безнравственности?) мы, законопослушные и честные граждане, стараемся не замечать их и проходим мимо, и лишь единицы уделяют им время, справляясь об их здоровье и самочувствии, вызывают неотложную помощь, а то и сами помогают им приходить в чувство, не боясь заразиться или испачкаться. А ведь это наши братья и сестры побираются в поисках пищи, это они спят на ступенях подъездов, на тюках и матрацах, пропитанных собственной мочой и паразитами! И это явление сегодня стало нашей бытностью...
История каждого бомжа – это судьба человека, оказавшегося в силу безрадостных причин на дне жизни. В этих историях кто-то сам виноват, кого-то обманули, у кого-то случился пожар и прочее. О таких людях «ЭС» не раз писало: к нам приходили бездомные сироты, люди, кого руководство родного предприятия выгоняет на улицу вместе с семьей, за помощью обращаются жертвы «черных риэлторов», кого-то «просят» домочадцы, а кто-то уходит из семьи по собственной воле.
Корреспондент «ЭС» встретилась с несколькими бездомными и попыталась узнать причину их статуса. Как оказалось, практически все – больные люди и нуждаются в помощи общества.
История 1. «Сердобольный бомж»
Когда наступают холодные зимние дни, каким-то волшебным мановением они исчезают из поля нашего зрения. Говорят, что они обитают в техэтажах жилых подъездов. Но полиция, вызванная по просьбе жильцов, не может их никуда определить, так как для них это такие же граждане России, как и все остальные. Да и некуда их везти. Многие больны туберкулезом, заражены венерическими инфекциями, так что двери дежурных частей для них закрыты. Так, в мороз и стужу, в жару и непогоду их попросту «просят» на улицу.
Но наступает весна, и вот они, «родимые», снова просят на кусок хлеба, на проезд, якобы, домой в улус и на прочие потребности. Так и нашу редакцию вот уже какую неделю «терроризирует» некий бомж по имени Николай Ващенко и просит...работы: что-то подмести или убрать за кусок хлеба, мол, три дня не ел, силы иссякли. Корреспонденту «ЭС» он рассказал о своем наболевшем:
- Я родился в 1978 году в Нюрбе. Как зовут родителей не знаю, они страшно пили, отец назвал меня Николаем Владимировичем, а в 5-летнем возрасте зимой они выкинули меня на улицу. Меня тогда подобрала какая-то женщина и отправила в детский сад Верхневилюйска, а потом, когда мне было уже 10 лет, меня посадили на самолет и отправили в детский дом в Мохсоголлох. У меня была сестра, но ее убили ножом в 17 квартале. Человека, который это сделал, зовут Русев, его посадили. Еще у меня есть брат, но он куда-то потерялся, не знаю, где он, и что с ним.
А месяц назад уже освободившийся Русев сообщил, что меня ищут родственники. Оказывается, они ездят отдыхать и учиться в Москву, Китай, Америку. Так что я - олигарх, но я их на х... послал, потому что они бросили меня 5-летнего, и все.
Живу в подъездах. Как-то зашел просто в подъезд, прилег, а там женщина вышла и говорит: «О-оо, да у тебя все порванное!», и дала деньжат на проезд в Марху, одежду дала. Это было недавно. Сейчас я прихватил зрительную галлюцинацию, ходил по больницам, спрашивал, какие лекарства принимать, но они меня отправили к психиатру. Но я дойти туда не могу, потому что хочу есть. Так-то я нашел работу, завтра надо идти в 8 часов вечера, там надо сторожить гараж. Туберкулеза у меня нет, я бы кашлял, я бы знал...
Хожу в магазины подмести, убрать, вот сегодня я все сделал сапожнику, но он ни хрена не дал. А я так старательно убрал. И в одном месте тоже ничего не заплатили, а я-то кушать хочу, воровать же не пойду. Еще я одну женщину спас: ей надо было ложиться в больницу, я сделал ей дверь, а ее, оказывается, обманывали, и она горько плакала, а после меня она со спокойной душой легла в больницу. А осенью детей спас от педофила. Я сидел на лавке, пил крепкое пиво. Сижу, расслабляюсь, подбегают дети и жалуются: «Помоги, он хочет напоить и изнасиловать! А я хромал на одну ногу, но успел только нанести два удара и все, он убежал. Хотел сдать его, но не получилось. Хромал потому что...
История 2. «Падают все, но поднимаются немногие»
Многие, наверное, наслышаны о том, что на городском мусорном полигоне, что на 16 километре Вилюйского тракта, по периметру свалки в лесном массиве стоят хижины здешних бомжей. У кого-то здесь домик из подручных средств, кто-то живет в настоящей землянке, у кого-то баня есть и автотехника. Корреспондент «ЭС» здесь побывала еще во время переписи населения в октябре 2010 года и познакомилась с 55-летней Мариной Васильевной, которая здесь проживает в своем доме вместе с сыном Павлом с 2004 года. В апреле Марине Васильевне исполнится 58 лет, и она встретила нас в компании внучки-школьницы и внука-детсадовца: дети дочери на время весенних каникул приехали в гости к бабушке на... свалку!
- Сын Пашка сейчас оформляет документы, по линии военкомата проходит обследование на Котенко. После него документы начну восстанавливать и я, - рассказывает последние новости Марина Васильевна. - Живем сами по себе, ни к кому в гости не ходим, никто к нам не приходит. Радио и телевизор есть, работают от аккумулятора, была баня, но сгорела, топим печку-буржуйку, дрова есть - вокруг леса много. Дочь живет в Якутске, но мы с Пашкой притеснять их не хотим. На свалке оказались из-за пожара: снимали частный дом на Софронова, а он сгорел.
Осенью, в конце августа – начале сентября, 2 недели нас беспокоил медведь, видите яму, все наши запасы съел, собак не боится. Сын пилу заводил, чтобы его отогнать. А потом его застрелили те, кто занимается бродячими собаками.
Здесь выживают сильные. Тот старик из землянки умер... Падают все, но поднимаются немногие. В любой ситуации человек должен остаться человеком. Мы с Пашкой обязательно вылезем отсюда!
История 3. «Спасибо за поддержку!»
Следующих «героев» мы нашли в отделении временного пребывания «Тирэх» (Опора) Комплексного центра социальной поддержки населения г. Якутска, что на Воинской. Зайдя в комнату женщин, корреспондент «ЭС» сразу увидела старую знакомую Галину Коцур, с которой нам довелось познакомиться во время праздничной акции «ЭС», проведенной к 8 Марта, в 2009 году. С тех пор Галина уже два раза успела потерять восстановленный паспорт, поэтому, когда с наступлением теплых дней она отсюда уходит, ей уже не доверяют паспорт, хранят у себя, так как знают наверняка, что осенью Галина вернется в «родные» пенаты. С тех пор ничего не изменилось, разве что Галина потеряла пальцы ног.
Сегодняшняя наша собеседница – 52-летняя Екатерина Ибрагимова, которая поделилась своими планами:
- Я родилась в 1961 году в Амге, но воспитывалась в Усть-Алданском детдоме. После детдома сразу начала работать дояркой в Малой Мархе, вышла замуж за таттинского парня, прожила с ним 17 лет, родили двух дочерей и сына. Сейчас у сына и одной дочери свои семьи, сын живет в Усть-Алданском районе, а дочери в Таатте. Не хочу их притеснять...
Случилось так, что вину сына за кражу взяла на себя и 3 года провела в исправительной колонии в Красноярске. После Красноярска 3 месяца пробыла в колонии-поселении в Якутске и в феврале оттуда приехала сюда в отделение – посоветовали полицейские. Паспорт в прошлом году в автобусе украли, сейчас его восстанавливают. Также оформляют инвалидность по общим заболеваниям, как только, так сразу хочу устроиться в дом-интернат. А пока помогаю ЖЭУ убирать подъезды, санитаркам помогаю.
От имени всех клиентов хочу поздравить работников отделения с 20-летним юбилеем Комплексного центра, желаю здоровья, счастья, успехов в работе. Они нам здорово помогают, спасибо им за поддержку! Если мы в чем-то виноваты, пусть простят нас.
История 4. «Одинокий «волк»
Если у многих наших респондентов где-то есть родные дети и родственники, то у 63-летнего Станислава Жехова в его годы нет ни семьи, ни детей. Он вообще один. Станислав Евгеньевич поведал нам свою историю:
- О существовании такого отделения я узнал в автобусе, где познакомился с одним инвалидом, и сразу обратился сюда. До этого я жил в съемных квартирах, спасибо добрым людям, которые сдавали их по сносной цене. Я же получаю пенсию. А ногу потерял из-за врачей, которые вовремя не оказали помощь по удалению тромба в артерии. Три дня держали, пока не началась гангрена. Знакомый из больницы зовет в Ленск, поэтому хочу туда, все же лучше, если в доме-интернате есть знакомый. А руками делать все могу.
Было время, когда и в подъездах приходилось ночевать, есть всухомятку. Люди не пускают в подъезд, говорят, мол, идите в другой подъезд. Им без разницы: на костылях ты или без ног...
История 5. «Инвалид-драчун»
50-летний Сергей Астанин находится в отделении с начала февраля. А приехал он из Капитоновского дома-интерната, откуда, по его словам, выкинули на улицу из-за драки. Сергей – инвалид 2 группы, и на мой вопрос: «Как же, инвалиды дерутся?» ответил следующее:
- Еще как дерутся! Там инвалиды бегают о-го-го - не догонишь! Родственников у меня нет, жена умерла, есть сын, ему 18 лет должно быть, и он где-то в Киргизии. В Якутск приехал в 90-х годах из Киргизии за женщиной (надо полагать, еще та была любовь! – прим. авт.), которая оттуда же приехала сюда работать по распределению. Планирую попасть в дом-интернат, как только где-нибудь место освободится. А места освобождаются, когда кто-нибудь умирает или, как в моем случае, за драку или другое нарушение внутреннего распорядка. Могу попасть и обратно в Капитоновку. Инвалидом 2 группы стал из-за ДТП, и меня парализовало с левой стороны, руки и ноги отказали, вот, хожу с помощью специального приспособления.
История 6. «Педикюрщик»
39-летний Олег Власьев развелся с женой, ее сестры Олегу сообщили, что бывшая с их дочерью уехала в Тикси, но Олег говорит, что их там нет, мол, наводил справки. Но надежды он не теряет, ищет свою бывшую жену Ксению с 7-летней дочерью, которая, по его словам, когда-то работала ведущим инженером в «Сахателекоме». У Олега есть родной брат в Санкт-Петербурге, который ничего о бедственном положении брата не знает. Олега не пришлось за уши тянуть, чтобы он рассказал свою историю жизни, он буквально руки поднимал, как школьник за партой, чтобы выслушали и его:
- Я работал бульдозеристом, и мы с женой снимали квартиры. Но однажды жена устроила в квартире переполох, сестры ее сдали в дурдом, якобы, «погнала», а хозяйка выгнала меня из квартиры. Так я оказался на улице. Скитался по подъездам, не в техэтажах, для меня техэтаж – это что-то из ряда вон выходящее... Люди стали злыми, в подъезд даже погреться не пускают. 30 декабря 2012 года пока искал, где погреться, отморозил себе пальцы рук. Одна женщина открыла домофон, я зашел туда, поднялся на 5-й этаж, и тут вышла женщина покурить. Она и вызвала «Скорую», когда увидела, что у меня все руки распухли. Месяц лежал в ожоговом отделении, а оттуда медики меня направили сюда. Благодаря работникам этого отделения у меня сегодня есть койка, трехразовое питание. С документами у меня все в порядке, сейчас оформляют инвалидность, тогда начну получать пенсию.
- У меня есть сертификат мастера маникюра и педикюра, 2 года работал мастером педикюра в «Золотом лотосе» на Ярославского, один раз даже за месяц заработал 60 тысяч рублей. И это на одних ногах! Сам удивился. Это было в августе, время бархатного сезона, когда девушки наводят лоск... А сейчас с такими руками женщины от меня только шарахаться будут. Могу делать массаж ног до колен, убираю вросшие ногти у толстых. Могу еще работать автослесарем.
У Олега 3 группа инвалидности, а таковых в дома-интернаты не берут, поэтому администрация отделения ищет ему работу с предоставлением жилья.
Есть мнение
- Испытывать можно разные чувства - жалость, сострадание, презрение, ненависть, но остаться равнодушным - нет. Не стану вдаваться в рассуждения о судьбе каждого такого человека в отдельности. Причины, по которым он оказался БОМЖом, различны - слабость характера, стечение обстоятельств, асоциальная психология личности. Но вот размышляя об этом в масштабах общества и государства, как же могут быть таковыми люди в современном обществе в развитых государствах с социальной политикой.... Ведь БОМЖи, клошары существуют во всех государствах, были и будут при любом общественно-политическом устройстве.
Однажды маленькая девочка спросила отца: «Папа, зачем на свете существуют тараканы? Ведь они такие противные, разносят заразу, а пользы от них никакой?». Умудренный жизнью отец ответил: «Наверное, затем, чтобы было видно, у кого в доме все время грязно».
Я думаю, такие категории людей искоренить полностью никогда не удастся. Они необходимы обществу. Необходимы именно для того, чтобы каждый из нас не позволял душе лениться, упражнял себя в чувствах сострадания, эмпатии. Ведь проявление сострадания, помощи ближнему формируют в личности человека все то, что отличает нас от стаи. Проявление сострадания к этим людям надо не столько им, сколько нам самим. Они - индикатор общественной озлобленности и человечности.
Ночлежка
Но не все так печально. В Якутске давно существует отделение временного пребывания, в народе именуемое «ночлежкой». Здесь 50 мест, которые постоянно заняты, а это, как минимум, 50 бомжей находится под присмотром специалистов и врачей. Здесь им восстанавливают документы, оформляют инвалидность, помогают в дальнейшем устройстве, ищут родственников. 90% клиентов обращаются сюда самостоятельно, 10% - кто-то приводит.
А в мае «ночлежка» справит свое новоселье, переехав в новое здание (бывший гранильный завод) на Богдана Чижика площадью 1600 м2., что позволит расшириться до 100 койко-мест. Новая ночлежка будет работать по трем направлениям:
- 20 койко-мест чисто для ночлега – вечером поступил, прошел санобработку, утром позавтракал и «до свидания»;
- содержание бездомных до 3-х месяцев, за которые человек пройдет углубленную индивидуальную реабилитацию;
- будет организована работа выездной столовой по определенным местам. Сейчас уже известно, что горячее питание смогут получить возле бывшего магазина «Туймаада» по проспекту Ленина, возле Автовокзала. Работа ведется с округами по вопросам дополнительных «точек» в районе Крытого рынка, аэропорта, Промышленного округа, в Сайсарах.
И напоследок...
...вспомните «Униженные и оскорблённые» Достоевского: нищий старик, у которого нет ничего, кроме преданной, такой же старой собаки... Он любил посещать кондитерский магазин немецких владельцев. И, заметьте, его никто никогда не выгонял!!! В наше время его бы за порог не пустили. Значит, люди были более милосердными и терпимыми...
Вот и получается, что, может, это мы – больные? Может, нам нужно начать исправлять себя, в первую очередь, менять свое отношение к бездомным, быть лояльнее и внимательней к тем, кто слабее? Тогда и восстановится справедливость? Именно справедливость, где каждый человек зовется человеком, где каждому больному нужна помощь и понимание, где каждому совершившему ошибку необходимы возможность искупления и сострадание без осуждения.
За 2012 год из «ночлежки» в туберкулезный диспансер госпитализированы 7 человек с диагнозом «туберкулез легких», трое – в кожвендиспасер с диагнозом «сифилис», а по общим заболеваниям 9 человек направлены на лечение в РБ №2- ЦЭМП.