BIS DAT, QVI CITO DAT!
Насколько скоро едет «скорая»
Очень часто можно услышать гневные высказывания в адрес «неотложки»: «Их не дождешься, приходится ждать часами, «Скорая» практически недоступна!». На это можно возразить. Как нам рассказал заместитель главного врача по клинико-экспертной работе станции «Скорая помощь» Вадим Милин, есть своеобразная очередность в выезде бригады.
– Вызовы делятся на несколько категорий. По программе государственных гарантий, которая была принята в январе 2013 года, четко расписано, какие вызовы должны быть обслужены в первую очередь, а какие могут быть отсрочены и на какое время. Но выезжать мы обязаны на все вызовы! Бывает, что обращаются за консультацией, в таком случае мы консультируем - и врач-педиатр, и терапевт.
Что касается по очередности, то в первую очередь обслуживаются несчастные случаи, травмы, отравления, роды и патологии, связанные с беременностью: то есть люди с состоянием, которое требует срочного медицинского вмешательства и несет угрозу жизнедеятельности организма, если нарушена функции сознания, дыхания и кровообращения. На эти случаи «Скорая помощь» отправляется в течение ближайших минут и ожидание – до 20 минут в пределах города и до 35 минут в пригородах. Это максимум. Другое дело, что транспортная ситуация в городе не всегда позволяет даже машине оперативной службы приехать быстро, причем проблему создают не только забитые транспортом дороги, но и беспорядочная парковка автотранспорта, зачастую крайне осложняющая работу оперативных служб, забитые подъездные пути во дворах, весной и осенью – слякоть и распутица. И, честно говоря, проблесковые маячки и сирены не всегда оказывают должного эффекта на участников дорожного движения. Но и в пределах этого времени пациент не должен оставаться без помощи, и родственники всегда могут полагаться на фельдшера по приему вызовов, который всегда объяснит, что делать до приезда бригады, особенно если состояние ухудшается. Потому что иногда бывает такое: если никаких действий до приезда врачей не проводилось, то даже попытки бригады спасти человека могут остаться безрезультатными.
Высокая температура, ссадины, ушибы, которые не угрожают жизни, не нарушены дыхание, сознание – эта уже та категория, которая обслуживается во вторую очередь, и период ожидания может достигать трех часов. Так написано в программе госгарантий.
«Бригадные» генералы
В сутки работают 23 бригады. Учитывая, что станция обслуживает не только город, но и пригороды – Жатай, Табагу, Хатассы, Кангалассы, Тулагино-Кильдямцы – этого очень мало! А принимая во внимание то, что едут они по любому вызову, можно понять, насколько напряжена и бесперебойна их работа. С недавнего времени в поселке Жатай открыт пункт «Скорой помощи», где дежурит одна из бригад. Три педиатрические, выезжающие к детишкам, специализированные – две реанимационные, кардиобригада и одна для пациентов нервно-психиатрического профиля. Остальные бригады – общепрофильные, которые выезжают на все остальные случаи. Это могут быть обычные боли в сердце, гипертонические кризы, лихорадка, боли в животе и так далее.
В среднем, по словам Вадима Александровича, на пульт «03» поступает до 350 вызовов. Если обслуживается свыше 500 – а это бывает в период обострения вирусных инфекций – нагрузка просто колоссальная, и задержки просто неизбежны. По какому же принципу определяется та врачебная бригада, которая направляется на вызов? Выбор бригады осуществляется исходя из двух факторов – близости к месту вызова и профиля вызова. И вполне логично, если выбирать из этих двух критериев, отдать предпочтение близости бригады к месту вызова, ибо «Дважды помог, кто скоро помог». Бригады всех профилей оснащены всем необходимым для оказания экстренной помощи, при этом в случае надобности может быть вызвана «на себя» специализированная бригада.
А где кончается юрисдикция «Скорой помощи»? Этот вопрос связан с тем, что некоторые пациенты жалуются, на то, что их довозят до приемного покоя больницы и там они часами ожидают врачей. К сведению населения: задача бригады «Скорой помощи» в случае госпитализации – доставить больного в приемное отделение стационара, проведя необходимое лечение на догоспитальном этапе, если это требуется. Факт госпитализации должен быть оформлен росписью врача, принимающего пациента у бригады с указанием его фамилии и времени приема. Передав пациента медицинскому персоналу стационара, бригада отзванивается диспетчеру и докладывает о том, что она свободна, то есть готова к выполнению следующего вызова.
Если пациент не хочет ехать…
Бывает и такое. Вроде и показания есть к госпитализации, и ситуация требует немедленного медицинского вмешательства, а больной уперся – и все. «Никуда не поеду, лучше отлежусь дома, тут и стены родные помогают, нет полиса, СНИЛСа, паспорта...» Эта ситуация сложна и для пациента, и для бригады – то есть и в медицинском, и юридическом аспекте. В таком случае больному дают подписать документ – существует утвержденный бланк отказа от госпитализации. В него собственноручно вписываются ФИО пациента и врача, время отказа. Там же содержится подробная информация для пациента, какие могут быть последствия и что все последствия он берет на себя. Или на себя эту ответственность берет родственник первой линии – мать, отец, сын, дочь. Родственники могут и настоять на госпитализации, даже если больной против.
Что год грядущий нам готовит?
2014 год привнесет в службу «03» ряд изменений. Правда, это не коснется порядка оказания медицинской помощи, в этих пунктах все останется как прежде. Скорее это коснется организационных моментов. К примеру, комплектации бригад – теперь в них не будет санитаров, только врачи и фельдшеры. Кроме того, скорую медицинскую помощь на местах будут обязаны оказать врачи участковых служб поликлиник и стационаров, во всяком случае, до прибытия «скорой».
Платная «Скорая помощь»
Помнится, когда-то за приезд «Скорой», допустим, к пьяному человеку, приходилось раскошелиться. В то время составлялись так называемые «сирены» - когда выезд был связан непосредственно с опьянением или снятием интоксикации. А это в обязанности бригад не входило. Да и в медицинской «укладке» не было препаратов, которые бы могли помочь пьяному. Сейчас этим будет заниматься наркологическая служба, куда пациент может обратиться сам. Если же на дворе глубокая ночь, а человеку на фоне алкогольной интоксикации стало плохо, он, конечно, может обратиться в «03». Но не по факту «я перепил, и мне плохо», а когда болит что-то конкретно, к примеру, сердце схватило. Или у него имеется некое соматическое заболевание, которое именно сейчас, в этот момент, обострилось: появились боли в груди, нарушение сна, что может представлять собой предпсихозное состояние, появление судорог. В таком случае родственники смело могут вызывать «Скорую». А что касается платных услуг, по словам Вадима Милина, то в них входит транспортировка больного из стационара домой – человека на носилках, каталке, инвалидном кресле, когда обычным способом родные доставить его домой, даже до подъезда, не говоря уж до квартиры, просто не могут. Связано это с проблемами в сфере социального такси. Стоит эта услуга 1 тысяча 36 рублей в час. Или, допустим, дежурство на различных мероприятиях, куда направляется бригада из тех самых 23-х суточных.
P.S. В любых, самых сложных ситуациях, бригада «Скорой» представляет собой единый, отлаженный механизм. Такая слаженность, полное взаимопонимание между врачом и фельдшером крайне важны, ведь речь идёт о здоровье, а нередко и самой жизни больного человека. Специфика работы «Скорой» заключается в том, что приходится работать в самых различных условиях. Нередко несчастные случаи или внезапные заболевания возникают не только дома, но и на улице, в офисе, учебных заведениях, транспорте и общественных местах. При этом качество помощи напрямую зависит от быстроты и целенаправленности действий врача и фельдшера, их профессиональной подготовки, грамотности. Их труд сложен и напряжён и многообразен, и он требует постоянной готовности к самым непредвиденным случаям.