БОЛЬНИЦА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ К ДЕТЯМ
Система здравоохранения в последние годы претерпевает большие изменения, а акушерство и гинекология – особенно. Можно сказать, что к ним наконец-то «повернулись лицом» - акушерство поддерживают, финансируют. Новый роддом (будем его называть так) получил много современного оборудования, инвентаря, что облегчило условия работы. На сегодня роддом может провести более детальное обследование беременных на современном уровне, теперь появилась возможность выхаживать недоношенных детей весом от 500 граммов (рожденных примерно на 22 неделе беременности), а к концу этого года ожидается еще более масштабное событие для города – начало строительства Перинатального центра.
Удобство и комфорт
На сегодня в стационаре имеется отделение патологии беременных на 60 мест, послеродовое на 100 коек («А хотелось бы хотя бы 150!» - улыбается Ульяна Романовна). Есть родовый блок, отделение реанимации и отделение новорожденных.
- А что с палатами? Помнится, раньше в палатах мамочек было, как селедок в бочке, общий туалет, один душ, окошко буфета, где выдавали еду с бесконечной очередью... Не очень удобно.
- Сейчас у нас есть своя столовая с кулерами с горячей и холодной водой, с двумя вместительными холодильниками, и мамочки могут обедать или в палате, или в столовой, на свое усмотрение. Есть вип-палаты, где находится одна мама с ребенком (по системе добровольного страхования), остальные палаты – от двух до четырех человек, со своим туалетом и душевой. Во время родов могут присутствовать мужья, мамы, и эта услуга совершенно бесплатна.
Кстати, стоит отметить, что совместное пребывание матери и ребенка сразу после родов пропагандирует грудное вскармливание. Ведь как было в не столь далекое время? Мамам приносили ребенка на кормление по часам и на определенное время, а ведь каждый ребенок индивидуален – он может в это время спать или еще не проголодался, или его уже немного покормили... В результате после выписки лялька плохо брала грудь, привыкнув к тому, что молочко из соски поступает легко, а процесс сосания для малыша – это большая работа. Или мамы часами сидели и сцеживались – процесс болезненный, неприятный, и у многих молоко просто перегорало, переставало поступать или его становилось меньше. К примеру, я помню, что мне двух старших сыновей приходилось элементарно будить, тормошить, чтобы успеть покормить, пока их не унесут. Честно, удавалось не всегда. Теперь с этим легче, ребенок постоянно при маме, с первых минут жизни к груди можно приложить в любое время, да и малыш с самого начала узнает вкус материнского молока... И это уже дало свои плоды – на сегодня 96% женщин выписывается с полноценным грудным вскармливанием малыша.
Свидания пока недоступны...
Да, это так, констатировала Ульяна Новгородова. И дело тут вовсе не во вредности персонала, а в требованиях САНПИНа. Некоторые могут возразить: в медцентре-то разрешено... Но не стоит сравнивать площади огромного центра и небольшого роддома. В общую палату посетителей не могут пустить по причине того, что там находятся несколько женщин и малышей, и появление постороннего не совсем этично. Можно, конечно, выделить комнату для свиданий и назначить определенные часы, всем посетителям выдавать бахилы, халаты, маски, шапочки, иметь санминмум, чтобы не разносить заразу. Но выделение отдельного помещения не позволяет площадь. Да и вообще – ребенок останется в палате, а мамочка убежит по своим делам? Тоже не дело.
- Но мы об этом думаем! – говорит Ульяна Романовна.
«Папы, не сбегайте!»
Раньше рождение ребенка весом в 500 грамм считалось поздним выкидышем. Теперь это – жизнеспособный ребенок, который после рождения некоторое время проводит в кювезе, где оптимальные условия максимально приближены к условиям в «материнском животике».
- Это же уже ребенок! – восклицает акушер. – Ручки-ножки, глазки-ушки – все есть, все на месте, просто все очень такое маленькое, хрупкое... Лежат детки в кювезиках от двух недель до двух месяцев, а потом, по правилам, их должны переводить в отделение выхаживания недоношенных в медцентре. Но сейчас там все переполнено, поскольку обслуживает детский центр всю республику. Вот и получается, что детки остаются в роддоме.
Она отметила, что очень бы хотелось, чтобы таких детей было как можно меньше. Такой ребенок – особенный, и отношение к нему должно быть особое. Это постоянное наблюдение у специалистов, поддержка иммунитета, малыш будет постоянно требовать не только моральной, но и материальной поддержки. Потому что такой ребенок не будет 100% здоровым! Частый диагноз у таких ребятишек – ДЦП, различные степени инвалидности, и понадобится огромная сила духа, воли, терпения и любви, чтобы обеспечить такому малышу нормальную жизнь. И это относится не только к матери ребенка, но и ко всем родственникам, бабушкам, дедушкам, и в первую очередь – к мужу и отцу.
- Папы сбегают, особенно молодые, - качает головой Ульяна Романовна. – Пугаются трудностей и просто исчезают, оставив молодую маму наедине с трудностями и бедой. А ведь именно в этот момент молодой маме так необходима взаимовыручка, поддержка любящего мужа... И хотелось бы обратиться к молодым отцам – не предавайте своих детей!
Меньше и больше – одинаково плохо
Недоношенные, переношенные дети... Что лучше? А ничего! Недоношенные детки – это те, кто родился до 37 недель. Переношенные – свыше 40. Чем же это чревато?
- Недоношенные ослаблены по всем параметрам, очень восприимчивы ко всем инфекциям. Одним словом, чем меньше срок – тем больше проблем. Переношенные – тоже не лучше: у них страдает фитоплацентарный комплекс, то есть плацента стареет, что приводит к гипоксии плода, а от гипоксии страдают, в первую очередь, мозг и нервная система ребеночка. Кожа у него сморщенная, похожа на старческую руку, кости головы твердеют, и женщина не может нормально родить.
А чтобы этого избежать, нужно вовремя вставать на учет, проходить все обследования вовремя, потому что точный срок всегда ставится с ориентированием на первое узи плода. Если узи делается поздно, к примеру, в 20 недель, может идти расхождение в сроках.
- А как вообще вычисляется срок рождения?
- Есть простая формула: от начала последних месячных – 3 месяца+7 дней. Допустим, менструальный цикл начался 15 сентября, минус три месяца и плюсуем семь дней – получается предполагаемая дата рождения – 22 июня. Ну, допустима плюс-минус одна неделя.
Кстати, вот, что еще отметила Ульяна Новгородова, – каждой женщине нужно вести свой календарик менструального цикла. Это не пустые слова и не излишняя формальность, это необходимость. К тому же, именно с помощью этого календарика можно высчитать, допустим, когда, в какой день можно зачать девочку или мальчика. Но тут есть один нюанс: цикл должен быть регулярным...
Кадры – наше все!
С кадрами проблемы были, есть и будут. Что странно: у нас два медицинских колледжа, огромный мединститут, а неонатологов не хватает, с детскими врачами и реаниматологами проблема, в санитары идут неохотно... Есть еще такой термин - «профессиональный износ». Человеку бы уже давно пора уйти на заслуженный отдых, освободить место для молодых специалистов, а освобождать место просто некому. Делается ежегодный прогноз, дается определенный «заказ» в мединститут. Конечно, молодежь работает, но на сегодня средний возраст персонала роддома – 42-45 лет.
Акушерство ошибок не прощает
Каким должен быть акушер-гинеколог? Ульяна Романовна уверена, что он должен быть чутким и чувствительным. Акушер-гинеколог – эта та профессия, которая требует огромного самопожертвования. Быть акушером, педиатром или неонатологом наполовину невозможно. Тут вопрос стоит так: «Или быть, или не быть». Акушер с первого взгляда на женщину должен уметь понять, что она чувствует, какие у нее проблемы. А еще он должен быть высокообразованным, потому что акушерство оплошностей не прощает.
- Мы не имеем права допускать ошибки – мы в ответе за две жизни. И ответственность эта наступает с момента поступления женщины в роддом. И мы хотим, чтобы абсолютно все ушли отсюда здоровые, счастливые и с детьми на руках.