Бомба на колесах. До и после взрыва
Пункт назначения
А потом рвануло, да так, что слышно было за несколько кварталов вокруг, аж до Зеленого луга. Оглохший народ в шоке, сшибая друг друга, ринулся прочь от перрона. С другой стороны на шум взрыва бежали зеваки.
Внутри автовокзала выбило стекла, и в окно на втором этаже залетел здоровенный осколок газового баллона. Те, кто первыми прибежали на место взрыва, сразу и не поняли, какой из автобусов взорвался. Разворотило все три, стоявшие в одном ряду. У крайнего была сорвана крыша, из нее торчали баллоны. Два баллона лежали на земле, и оттуда с громким шипением выходил газ. Шипение отрезвило людей. Любопытные разворачивались и отбегали подальше. Попасть под второй взрыв желающих не было. Минут через 10 завыли сирены, на автовокзал вереницами съезжались пожарные машины, скорая, полиция, ФСБ и прочие.
Но ни пожара, ни пострадавших не было. Ни одного пострадавшего в час пик. Случись взрыв на несколько минут позже, или когда он уже набитый людьми шел мимо площадей, школ, рынка была бы совершенно другая картина... Это называется редким везением! Те, кто не сел на 104 маршрут, звонили домой и рассказывали о чудесном спасении.
Бомбы на колесах
Не верьте, если вам говорят о исключительной безопасности транспорта на газу. По сути, это бомбы на колесах. И проблемы с этими бомбами происходят с удручающей регулярностью: то выгорит автобус на газу прямо на остановке у общежитий СВФУ, то загорится у здания горсуда. В обоих случаях дойти огню до газовых баллонов, пока его не потушили, оставались сантиметры. А сколько горит или взрывается в частных гаражах автобусов - вообще не считано. Главное, что удача сопутствует, автобусы частные, жертв нет, а значит - и дела никому нет. Но удача - барышня непостоянная, и звонки эти донельзя тревожные.
В данном случае взорвался автобус марки ЛИАЗ. Ряд баллонов здесь установлен на крыше автобуса. Злополучный автобус эксплуатировался пять лет. Гарантийный срок партии газовых баллонов, один из которых рванул, - 15 тысяч заправок, заправка баллонов, которые эксплуатировались в «ЯПАК», по словам директора МУП «ЯПАК» Анатолия Чиркова, не превысила и 5 тысяч раз. То есть им еще работать и работать.
Не первый раз…
В России это уже третий случай взрыва газового баллона, работающего на метане. Все взрывы были именно на автобусах данной марки и одного производителя - Ликинского автомобильного завода. Два взрыва произошли в Якутске, один в Москве. Первый раз рвануло в феврале в Якутске, когда автобус стоял в гараже автобазы МУП «ЯПАК». Здесь также никто не пострадал. Второй раз рвануло в мае в Москве возле остановки метро. Автобус тоже был пуст, пострадали только прохожие, оказавшейся рядом девочке перебило плечо, и одна женщина потеряла слух.
Причины московского взрыва еще не озвучены: так как пострадали люди, делом занимались следственные структуры. Они, пока дело не дойдет до суда, особо распространяться не любят.
В Якутске же по факту февральского взрыва отработала комиссия, проведена экспертиза, результаты которой вместе с претензией были отправлены на завод. Как установила экспертиза, баллон с газом рванул из-за внутреннего дефекта, который образовался еще до эксплуатации. Проще говоря, внутри была трещина. На ЛиАЗе эту бумажку посмотрели и ответили длинным письмом, суть которого заключалась в том, что все свои претензии отправляйте производителю газового оборудования. Баллоны были произведены Орским машиностроительным заводом. Последние ответили, что температурный режим эксплуатации автобусов с данным оборудованием рассчитан в диапазонах от +30 до -40, а у вас он зимой выходит на маршруты и в -45, и в -50... Крыть тут особо нечем. И переписка еще продолжается, возможно, с нынешним событием она получит новое дыхание, однако кто даст гарантию, что на улице будет не +30, а, к примеру, +31...
У «ЯПАК» в связи с этими событиями пострадало четыре автобуса. А судебные перспективы довольно туманные.
Работа в две смены
Впрочем, реальные размеры ущерба у МУП «ЯПАК» куда серьезнее. На неопределенный срок с маршрутов снято 14 автобусов, работающих с аналогичным оборудованием. Сегодня «ЯПАК» вывел на дороги все дизельные автобусы. По словам директор МУП «ЯПАК» Анатолия Чиркова, работать на этих автобусах придется в две смены. Если раньше при наличии резерва один автобус отрабатывал смену, и на его место выходил второй, то теперь автобус будет работать постоянно. Место второй смены займут водители освободившихся автобусов. Сколько в таком темпе протянут дизельные автобусы - большой вопрос. Других автобусов на их замену, можно сказать, нет. Разве что у города есть «Союз-авто». Резервы частников, если им платить, в принципе способны закрыть любые бреши. Вопрос лишь в том, пойдут ли они при существующих тарифах на эти невыгодные маршруты.
Пропан против метана
Есть еще одна сторона, которая понесла в этой ситуации крупнейшие репутационные потери, это предприятие «Сахаметан». В Якутске эксплуатируются автомобили с двумя видами топлива - метаном и пропаном. Как известно, наш природный газ, который идет на Якутск, в своей основе представляет метан, в котором присутствуют и другие фракции, к примеру, пропан. Пропан улавливают и производят на газоперерабатывающем заводе у нас. И большая часть машин рассчитана как раз на баллоны с пропаном. С пропаном в последнее время у водителей проблемы, завод выпускает по ряду причин газа меньше, а желающих заправляться все больше. Потому на газовых заправках сегодня просто столпотворения. А чтобы заправляться метаном, особых заводов не надо. Грубо говоря, он собственно и течет по трубам, его надо только сжать. Метан дешевле, на метановых заправках нет очередей. Есть, правда, один нюанс: баллоны под метан должны выдерживать более сильное давление. Здесь, как правило, более толстая сталь. Внедрением этого вида топлива, оптовой торговлей метаном, переоборудованием автотранспорта для работы на газе, заправкой и занимался «Сахаметан». Перспективы у этого предприятия были светлые, сегодня они под большим вопросом. Пока не будут проведены все экспертизы, судить да рядить рано.
Неправильные баллоны?
Кстати, одной из возможных причин взрыва баллонов на автобусах называют именно материал, из которого вылиты баллоны. Внутри это чистый металл, а снаружи облегченный металлокомпозит. В теории конструкция прекрасная, должна держать давление, стойкая к любой коррозии, легкая. Что касается практики, то тут большие вопросы. К примеру, если поврежден стальной внутренний каркас, то снаружи более слабая композитная часть выглядит безупречно. В данное время говорить о том, что причиной взрыва послужила неправильная эксплуатация баллонов со стороны «ЯПАК» или «Сахаметана» не приходится. Газ - вещь опасная, а «ЯПАК» в этом отношении - одно из немногих предприятий, на котором к техническим процедурам эксплуатации относятся с девизом: «Лучше перестраховаться». Здесь ведется серьезное регулярное техническое обслуживание. Тем более, после февральского инцидента эти баллоны проверили по пять раз кряду. В том числе и сам автобус, в котором разорвался баллон. Мало того, перестраховываясь, под роспись был издан приказ об ограничение давления заправки газа до 180 кг/см2, до этого заправка производилась до 200 кг/см2, хотя эти баллоны рассчитаны на 350-360 кг/см2. Водители, в свою очередь, тоже не дураки, с поправкой на то, что если начальство чего-то боится, то тебе этого надо бояться вдвойне, и они заправляли еще меньше. В случае данного автобуса по документам водитель перед выполнением рейса как раз производил заправку топлива. До заправки во взорвавшемся баллоне было 40 кг/см2. А заправил он туда 51 кг/см2. То есть давление было всего 91 кг/см2, что в 2 раза меньше даже установленной нормы «ЯПАК»...
Также по документам никаких претензий нет и к «Сахаметану», предприятие выполнило всего лишь стандартную процедуру. Баллоны опрессованы, оборудование в норме, утечек нет. Делать выводы будет комиссия в составе независимых экспертов, представителей предприятий производителей, соответствующих органов. Представители поставщика автотранспорта, завода ЛиАЗ, и производителя газовых баллонов, Орского машиностроительного завода, были в Якутске уже утром на следующий день после взрыва.
P/S
Сегодня уже есть предложения вообще запретить газ на общественном транспорте и перевести его на дизельное топливо. Но платить в этом случае придется горожанам. И тариф за проезд вырастет как минимум до 30 рублей...