Бойтесь поступков, совершенных в гневе!
Хотя, конечно, школа была родной и единственной в ее жизни – с 1-го по 11 класс она училась там. Кроме того, в этой школе работала мама почти двадцать лет, пока они, после смерти отца, не переехали в столицу республики.
Мама, окончив педучилище, совсем юной девушкой приехала в это село и прожила там большую часть своей жизни. Вышла замуж за местного парня, приехавшего из армии, родила двоих детей, Лиру и ее брата. Вместе с мужем заочно учились, оба получили высшее образование, дом построили всем на зависть на два этажа – живи - не хочу. Потом тяжело заболел отец, куда только его не возили на лечение, обращались и к народным целителям – бесполезно: молодой еще мужчина буквально сгорел от болезни за два года. Лира тогда заканчивала первый курс института, братишку, не набравшего нужные баллы, забрали в армию. Мама осталась одна в огромном доме. Чтобы не было сильно тоскливо, взяла квартирантку из молодых учительниц. Но все равно сильно тосковала – по безвременно ушедшему мужу, детям, так сказать, синдром опустевшего гнезда…
Лира при всем своем желании не могла приезжать часто: учеба, общественная работа отнимали много времени, в первое время, правда, она часто звонила, чтобы справиться о здоровье матери. В июне, приехав на летние каникулы, Лира ужаснулась: мать, которой не было и 50-ти, выглядела старухой – потухший взгляд, плохо закрашенная седина, поникшая, сгорбленная спина, неряшливая одежда… И, самое главное, страшная худоба. «Ты что, совсем ничего не ешь, что ли?» - накинулась она на мать. «Ну почему, ем, конечно, но просто нет аппетита, да и себе одной варить совсем неохота», - оправдывалась та.
Их дом, когда-то блестевший свежевыкрашенными полами, такой уютный, казалось, со смертью хозяина как-то сразу поник и выглядел неухоженным. Посоветовавшись с родней, Лира решила увезти мать в город, а дом – продать. Ей еще учиться долго, брат после армии также не останется в деревне – и зачем ей тут одной куковать? Сказано – сделано. Осенью они с мамой уже жили в своей городской квартире, правда, жилье пришлось покупать на окраине города. Матери нашлась работа в соседней школе. Лира сама отвела ее в парикмахерскую, они вместе походили по магазинам и купили подходящую по возрасту, но модную одежду. Так началась их городская жизнь. Брат служил, все было хорошо.
Прошло года два, жизнь наладилась. Брат поступил учиться в один из центральных вузов. Лира на последнем курсе института вышла замуж за городского парня и переехала к нему. Не сразу, но нашлась работа по специальности. Через два года родился сын. Три года просидела в декретном отпуске: мать не согласилась нянчиться с внуком, мотивируя тем, что ей нужно помогать сыну-студенту. Это была ее первая обида на мать.
* * *
Как часто в гневе мы совершаем непоправимые поступки, о которых впоследствии жалеем… Лире потом часто снился один и тот же сон: как будто она находится в темном лесу и вдруг видит перед собой спину уходящей женщины – это ее мама, она пытается догнать ее, чтобы попросить прощения, но женщина во сне не дает себя догнать и не показывает своего лица. После такого сна она просыпалась вся в слезах, даже подушка, и та оказывалась мокрой. Сейчас ей почти столько, сколько было матери тогда, когда она собралась замуж. Был какой-то праздник, они с мужем и сыном приехали к матери, а там – здрасьте вам! – сидит этот ее мужичок, по виду лет на десять, а то и больше ее моложе, сразу видно: альфонс, позарившийся на женщину с квартирой. Она тогда устроила матери форменную истерику, орала как резаная, ребенка испугала, швырялась посудой, в конце концов, выгнала мужичка. Муж, испугавшись скандала, вызвал такси, и они уехали. Она тогда победила: несостоявшийся альфонс уехал обратно в свою деревню. После этого случая мать уже не пыталась устроить свою судьбу, как-то сразу постарела, ушла с работы и вскоре тихо умерла, казалось бы, от излечимой болезни – воспаления легких.
Через некоторое время ей стал сниться тот сон. А вот недавно приснился совсем другой, после которого Лира все же решила съездить в родное село. Муж тоже уговаривал: мол, съезди, развейся, одноклассников встретишь… И вот она сидит в маршрутном такси, почти все едут на этот юбилей. Водитель (она сидит рядом с ним) как-то странно посматривает в ее сторону, не то чтобы плохо, но и не совсем одобрительно. А ведь она, Лира, привыкла к совсем другим мужским взглядам. Женщина отодвигается от него и вспоминает свой последний сон. Во сне мать не убегала от нее, а дождалась, когда дочь подойдет к ней, она обняла ее и поцеловала, сказала, что у нее все хорошо, но там (где там, Лира во сне не поняла) она живет с другим мужчиной, с которым наконец-то обрела истинное женское счастье. И показала рукой куда-то влево: там под лиственницей мать ждал какой-то мужчина. Они, взявшись за руки, как молодые, растаяли во мгле…
Юбилей прошел очень хорошо, после него Лиру зазвала к себе старая учительница, когда-то бывшая близкой подругой матери. После чая Анна Егоровна достала альбомы, и они стали рассматривать старые фотографии. Вот юная мама со своими первоклашками 1-го сентября, а вот она уже со старшеклассниками – это был ее первый выпуск. Некоторые фото Лира никогда не видела. Во многих из них рядом с мамой какой-то смутно знакомый паренек, он смотрит не в объектив, а с восхищением пялится на свою учительницу.
- Кто этот парень?
- Это Костик, он был влюблен в твою маму… Хороший парень был.
- Он что, умер?
- Погиб недавно, спасая тонувших подростков. Его младший брат работает таксистом, они очень похожи.
Анна Егоровна, кажется, что-то хотела добавить, но промолчала. Утром Лира отправилась к родне и вместе с дядей и тетей пошла на кладбище. Сначала навестили могилу отца, затем Лира одна пошла искать мамину могилу. Прибралась и долго смотрела на фотографию своей молодой мамы. Подошли дядя с тетей и встали за ее спиной. Когда уже уходили, что-то побудило ее подойти к соседней могиле… ее как будто током ударило или сразило молнией: с фотографии на нее смотрел… тот, которого она когда-то выгнала из материной квартиры и которого считала жалким альфонсом! Мамин ученик Костя, любивший ее всю жизнь, погибший как герой… Прости меня, мама, если можешь. Прости и ты, Константин… Я помешала вашему позднему счастью. Слезы застилали глаза, стало трудно дышать. Очнулась женщина от окликов родственников, которые ждали ее у кладбищенских ворот.
Назавтра она ехала обратно все с тем же угрюмым шофером, хорошо хоть не рядом с ним. Значит, жизнь на том свете существует, раз ей приснился такой вещий сон. Так пусть хотя бы там, в загробном мире, мать будет счастлива с тем, который любил ее больше всего в жизни.