Будет ли перерасчет по воде?
Из-за чего «сыр-бор»?
Напомним, по обращениям граждан на качество питьевой воды с мая по сентябрь 2015 г., а также в соответствии с показаниями лабораторных исследований проб холодной воды, отобранных на основании заявлений потребителей, Управлением Роспотребнадзора по РС (Я) установлено несоответствие проб питьевой воды в системе водоснабжения г. Якутска. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по РС (Я) обратилось в Якутский городской суд РС (Я) с заявлением о признании действий АО «Водоканал» по некачественному питьевому водоснабжению противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
23 декабря 2015 г. Якутский городской суд признал действия АО «Водоканал» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей по некачественному питьевому водоснабжению в период с 1 мая по 30 сентября 2015 г. включительно.
АО «Водоканал» с решением суда не согласилось и обжаловало решение суда, однако 24 февраля 2016 г. Верховный суд Республики Саха (Якутия) оставил решение Якутского городского суда без изменений.
После этого Управление Роспотребнадзора через СМИ рекомендовало жителям г. Якутска обращаться в свои управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и ТСЖ (в зависимости от того, с кем заключен договор на поставку или организацию предоставления коммунальных услуг) с заявлениями о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с некачественным холодным водоснабжением. Управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и ТСЖ, как заверило Управление Роспотребнадзора по РС (Я), обязаны произвести перерасчет платы за период с 1 мая 2015 г. по 30 сентября 2015 г. включительно (при этом плата за холодное водоснабжение за эти 5 месяцев должна полностью сниматься).
«Водоканал» отделывается молчанием
Так почему многие управляющие компании и ТСЖ отказывают в принятии заявлений от жителей Якутска? Люди сейчас не понимают, обязаны ли принимать заявления и куда обращаться, если им отказывают. И вообще, будет ли им произведен перерасчет?
В некоторых СМИ само руководство АО «Водоканал» ранее обращалось к потребителям с просьбой не подавать заявлений, мотивируя тем, что это осложнит ситуацию со строительством нового водозабора.
Наша газета во вторник, 7 июня, обратились к руководству ОА «Водоканал» с просьбой разъяснить ситуацию и ответить на главный вопрос: будет ли произведен потребителям перерасчет? Но АО «Водоканал» отказались давать какие-то комментарии и отвечать на наши вопросы. Молчание – знак согласия?
Роспотребнадзор: «За холодную воду плата должна полностью сниматься»
За разъяснением ситуации мы обратились к И. Ю. Самойловой, заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по РС (Я).
- Изабелла Юрьевна, обязаны ли УК и ТСЖ принимать от жителей Якутска заявления по перерасчету за холодную воду с мая по сентябрь 2015 года?
- Исполнитель в лице УК, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации обязан вести учет жалоб - заявлений, обращений, требований и претензий потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3-х рабочих дней со дня получения жалобы, заявления, требования, направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа. Таким образом, потребителям г. Якутска необходимо обращаться в свои управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и ТСЖ (в зависимости с кем заключен договор на поставку или организацию предоставления коммунальных услуг) с заявлениями о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с некачественным холодным водоснабжением. Управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и ТСЖ обязаны произвести перерасчет платы за период с 1 мая 2015 г. по 30 сентября 2015 г. включительно (при этом плата за холодное водоснабжение за эти 5 месяцев должна полностью сниматься).
- Что делать, если УК и ТСЖ отказываются принимать заявления о перерасчете? Куда обращаться в этом случае?
- В случае отказа управляющей компании в регистрации заявления потребителя, заявитель может направить обращение посредством почтовой связи – письмом с уведомлением. Следует иметь в виду, что подача заявления в управляющую компанию не является обязательным требованием для дальнейшего обращения в судебные органы для защиты прав потребителя. Подачей заявления о перерасчете, потребитель дает управляющей компании возможность добровольного урегулирования вопроса о перерасчете. В противном случае, в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя управляющая компания уплачивает потребителю не только сумму перерасчета, но и неустойку за каждый день просрочки в размере трех процентов цены некачественно оказанных услуг.
- Почему на основании решения суда и выигранного дела, невозможно произвести автоматически перерасчет всем жителям г. Якутска?
- Акционерное общество «Водоканал» осуществляет деятельность по централизованному снабжению населения города Якутска питьевой водой и является основной ресурсоснабжающей организацией по обеспечению населения г. Якутска питьевой водой. В решении Якутского городского суда 23 декабря 2015 г. действия АО «Водоканал» признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей по некачественному питьевому водоснабжению в период с 1 мая по 30 сентября 2015 г. включительно. В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Таким образом, круг лиц, интересы которых могут быть затронуты неправомерным начислением коммунальных платежей, определен законодательно.
Кроме того, в Якутске существует много УК, ТСЖ, кроме АО «Водоканал». Потребители по своему выбору заключают договора с УК, ТСЖ и АО «Водоканал», а также производят оплату, как по нормативу, так и по индивидуальным приборам учета. То есть каждый потребитель оплачивает за холодную воду разные суммы. Таким образом, в случае отказа управляющей компании, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации в добровольном перерасчете, спор разрешается только в судебном порядке при подаче искового заявления собственниками жилых помещений.
От редакции: таким образом, все жители Якутска имеют полное законное право подать заявление о перерасчете холодной воды за период с 1 мая по 30 сентября 2015 года. Управляющие компании и ТСЖ ОБЯЗАНЫ принять ваши заявления и произвести перерасчет. При отказе от принятия заявления на перерасчет вы можете смело обращаться в суд. А управляющим компаниям и ТСЖ во избежание начисления неустойки, штрафа и морального вреда, кроме сумм самого перерасчета за некачественное холодное водоснабжение, Роспотребнадзор по РС (Я) рекомендует делать перерасчет потребителям в досудебном порядке при поступлении заявлений о перерасчете.
Полная информация с приложением решения Якутского городского суда от 23.12.2015 г. и апелляционного определения Верховного суда Республики Саха (Якутия) размещена на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) http://14.rospotrebnadzor.ru в разделе «Защита прав потребителей». Информация для потребителей размещена 21.03.2016 г. под названием «О перерасчете за некачественную воду в период с 1 мая по 30 сентября 2015 г.».
АО «Водоканал»: «У нас есть право обратиться в Верховный суд РФ»
Когда верстался номер, руководство АО «Водоканал» все-таки дало нашей газете официальные ответы на вопросы.
- Ваша позиция по поводу перерасчета за холодную воду с мая по сентябрь 2015 года? Будете ли вы производить перерасчет по заявлениям потребителей?
- Вопрос по перерасчету либо уменьшению размера платы за коммунальные ресурсы регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
- Можно ли потребителям направлять заявления о перерасчете непосредственно в вашу организацию?
- В случае если потребитель считает, что нарушаются его права, он вправе обратиться за защитой в судебные органы.
- Почему на основании решения суда и выигранного дела Роспотребнадзором РС (Я), невозможно произвести автоматически перерасчет всем жителям Якутска?
- Во-первых, до 24 августа 2016 года АО «Водоканал» вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на решение Якутского городского суда от 23 декабря 2015 года и апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2016 года. Это право будет реализовано в установленный срок. Кроме того, решением Якутского городского суда от 23 декабря 2015 года на АО «Водоканал» не возлагалась обязанность по уменьшению размера платы за холодное водоснабжение; на АО «Водоканал» возложена обязанность по приведению качества оказания услуг в соответствие с действующими СанПиН. Следовательно, само по себе решение Якутского городского суда от 23 декабря 2015 года не может являться основанием для «автоматического» перерасчета всем жителям города Якутска.
P. S. Судя по ответу АО «Водоканал», страсти по воде и перерасчету продолжатся. В любом случае мы, обычные жители Якутска, имеем полное право подавать заявления о перерасчете воды. Будет ли он произведен, покажет время. Наша газета будет держать вас в курсе событий.
Образец заявления в адрес управляющей компании на перерасчет
______________________________
______________________________
наименование организации (управляющая компания,
ТСЖ, ресурсоснабжающая организация)
от ___________________________.
проживающего по адресу: Республика Саха (Якутия) г.Якутск _____________________
______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Якутским городским судом РС (Я) от 23.12.2015 г. принято решение о признании дейстий АО «Водоканал» по некачественному питьевому водоснабжению противоправными в отношении неопределенного круга потребителей в период с 01 мая 2015 г. по 30 сентября 2015 г. включительно. Апелляционным определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2016 г. данное решение городского суда оставлено без изменения.
В соответствии с пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), согласно которому при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В п. 1.2 приложения N 1 указано, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается.
Согласно п. 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Учитывая вышеизложенное прошу произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с некачественным питьевым водоснабжением за период с 01 мая 2015 г. по 30 сентября 2015 г. в десятидневный срок после получения заявления.
В случае отказа в проведении перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с некачественным питьевым водоснабжением за период с 01 мая 2015 г. по 30 сентября 2015 г. включительно вынужден(а) буду обратиться в судебные органы с исковым заявлением о понуждении управляющей компании, иной организации провести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, взыскании неустойки и возмещении морального вреда.
подпись, дата