Бывшая жена
Способность видеть их дана не всем, а особенным людям, которые обладают так называемыми экстрасенсорными способностями – ясновидящим, яснослышащим, провидцам и прочим. Наши предки-саха относили к таким, кроме, конечно же, шаманов и удаганок, и знахарей, припадочных-емюряхов, всех ведунов и предсказателей. У каждого из них было свое место в жизненном круговороте.
Но в жизни иногда бывает и такое, когда вроде бы совсем обыкновенный человек подвергается преследованию жителей Нижнего мира, попросту говоря, постоянно видит давно умершего человека.
* * *
В одно якутском селе жил мужчина, про которого шла молва, что его буквально преследуют абаасы в лице его давно умершей жены. По утверждению односельчан, от такой напасти человек этот выглядел старше своего возраста, попивал и был глубоко несчастлив. Жены часто менялись, дети также не задерживались в доме отца – или уходили вместе с матерями, или умирали в младенчестве. От одиночества у мужчины появилась привычка: он постоянно разговаривал сам с собой, при этом как бы обращаясь к какому-то невидимому собеседнику. Такое странное поведение отпугивало от него людей, без особой нужды никто не наведывался к нему домой. Родственников в этом селе у него не было, поскольку мужчина был пришлым, говорили, что он родом из Вилюя. В этих краях появился где-то в 70-х годах прошлого века, до этого нигде долго не задерживался, очень может быть, что, переезжая из одного места в другое, хотел избавиться от преследования бывшей жены, однако дух женщины неизменно находил его, где бы он ни жил. Наверное, потому он и остался в этом селе.
Однако были люди, которым никакие духи-абаасы нипочем, было у него двое-трое приятелей-собутыльников. Вот им-то бедолага рассказал свою печальную историю.
* * *
В тот год в родном селе этого мужчины, Василия, глубокой осенью, когда дело уже шло к зиме, выпал самый настоящий дождь, не холодная изморось, а аномально теплый, как летом. Старики говорили: это плачет сама природа – на днях отправился по дороге предков очень сильный шаман. Дождь лил, не переставая, весь день и всю ночь. А через день сильно подморозило, земля покрылась ледяной коркой. Впоследствии от этого пало много скота, лошади остались без подножного корма. Василий год тому назад женился по огромной обоюдной любви на девушке, с которой дружил с самого раннего детства. Молодая женщина вот-вот должна была родить. В их маленьком селе не было больницы, и фельдшер дала направление в райцентр, велела ехать заранее, поскольку плод был довольно крупным, судя по огромному животу, а сама будущая роженица маленькая и худенькая, мало ли какие осложнения могут быть. Но как всегда бывает, молодые не обратили внимания на предостережения медработника, то ли не хотели расставаться раньше времени, то ли еще по какой причине, но Василий не отвез жену в больницу заранее.
К несчастью, схватки начались именно в тот злосчастный день, когда езда по тонкому льду, тем более с беременной женщиной, представляла большую опасность. Но и не ехать было также чревато последствиями: женщина могла не разродиться самостоятельно.
Василий решил рискнуть, впрочем, у него не было другого выхода. И он поехал. Теперь, задним числом винил себя в том, что не взял с собой помощника-мужчину. Вдвоем они бы, возможно, смогли бы поймать и удержать лошадь, которую понесло на склоне небольшой горки. В общем, лошадь понесла и опрокинула сани, в которых, завернутая в теплую доху, лежала беременная женщина. Она ударилась о кочку, покрытую льдом, оттого очень твердую, аккурат животом, началось кровотечение… Василий плохо помнил, как он дотащил умирающую жену до ближайшего села, как ждали машину – все было как в зыбком тумане и как будто с кем-то с другим, а не с ним, так оглушило его несчастьем. Бедная Аннушка еще была жива, но истекала кровью и умерла, не приходя в себя, уже в больнице. Ребенка также не смогли спасти, по тем временам и хороших специалистов, и лекарств, видимо, не было в маленькой районной больничке. Мужчина винил только себя, что не послушался опытного фельдшера и не привез жену заранее.
Прошло какое-то время. У якутов есть пословица: «Ёлбютю кытта ёлен барбаккын», что в переводе означает: не умирать же вместе с умершим, мол, жизнь есть жизнь, надо жить дальше, несмотря ни на что. Вскоре родня парня, видя, как тот убивается по покойнице, познакомила его с хорошей девушкой, сыграли свадьбу. Все было хорошо, жить бы и жить, тем более уже родился ребенок. Однако родственники стали замечать неладное: молодая женщина стала часто уезжать к родителям и оставалась там подолгу. Стали расспрашивать и выяснили следующее: оказывается, с некоторых пор поведение Василия сильно изменилось. Может, он даже тронулся умом: почти перестал спать, по ночам может со страшными криками вскакивать с кровати и мечется по комнате, с кем-то разговаривает, пугая жену и сына. Причину такого поведения не объясняет, стал угрюмым и неразговорчивым, попивает.
В конце концов все же узнали причину: по словам мужчины, каждую ночь к нему приходит умершая жена и лезет к нему в постель и просит ее согреть. Иногда женщина-ёр как будто живая, молодая и здоровая, но уж очень холодная, а иногда страшная, вся в черном, и от нее идет смердящий могильный запах. Тогда он отталкивает ее, бегает от нее по всему дому, ругается, чтоб оставила его в покое. Но покойница не оставляет его в покое и обвиняет его в том, что он так быстро ее забыл и женился на другой.
Если бы такое случилось в старину, обратились бы за помощью к шаману, который смог бы прогнать женщину-чертовку, но в ту пору об этом не могло быть и речи. Вскоре – ну кто выдержит такое! – жена, забрав сынишку, ушла к родителям насовсем. Мужчина же, пожив какое-то время один, уехал в другой район – в надежде, что там-то он избавится от ночных кошмаров. Но, как говорится, не тут-то было! Ночная гостья и на другом месте не оставляла его в покое. Мужчина, чтобы как-то забыться, пристрастился к спиртному и уже не мог уснуть, если хорошенько не тяпнет. А выпив, уже не сильно боялся духа и даже вступал с ним в перепалку. Мол, чего ты хочешь от меня? Я что, должен был лечь с тобой в могилу? Почему не даешь спокойно жить?
После ухода жены он еще несколько раз пытался завести подобие семьи, конечно же, это были в основном пьющие и гулящие женщины, так сказать, без царя в голове, перекати-поле, думающие только об одном – выпить за чужой счет. Естественно, они не задерживались в его доме и уходили восвояси или же он сам выгонял их. И так переезжал из одного села в другое, пока не осел в этом. Не заметил, как подступила старость, а по-настоящему как будто и не жил. Единственный сын уже вырос и называл отцом другого мужчину, который его усыновил, женясь на матери. И самое главное – его всю жизнь мучил вопрос: за что ему такая судьба? Конечно, он в какой-то степени виновен в смерти жены, но ведь это просто трагическая случайность. А ведь он любил ее больше всех, страдал очень после ее нелепой гибели, может, поэтому был холоден ко второй жене, которая никаким боком не была виновата, и даже к сыну…
А может, дело было не в нем, а в личности погибшей, которая, возможно, была чересчур ревнивой женщиной и даже после смерти не могла совладать с этим чувством?