Частные сады выходят в "свет"
Сотрудничество государства и частных детских садов должно повысить, во-первых, уровень качества услуг, во-вторых, снизить цены, в-третьих, развить бизнес в этом направлении.
Не все предприниматели, оказывающие услуги в области детского досуга и присмотра, перейдут к образовательным процессам, требующим лицензирования. Кто-то постепенно перепрофилируется в лицензированный частный детский сад, кто-то продолжит оказывать только услуги по присмотру, развитию и досугу дошколят, но при помощи государственного бюджета и уже по более приемлемым ценам для родителей.
Во главе угла – проблема помещений
В настоящее время городская администрация озабочена внедрением самых разных форм дошкольных организаций. Частные сады являются лишь одним из множества решений. И основной задачей муниципалитета является изыскание подходящих зданий для дошкольных организаций разных форм – частных и муниципальных.
Вот как прокомментировал это Игорь Никифоров, первый заместитель главы Якутска:
- Решить проблему помещений администрация города планирует следующим образом:
- Реконструкция существующих зданий детских садов с увеличением мест пребывания;
- Реконструкция существующих зданий, сооружений, в том числе неоконченного строительства с целью перепрофилирования их под детские сады. Пока рассматривается несколько подходящих зданий, включая бывший торговый центр «Факел» в Мархе, центр на Птицефабрике, в районе 16 квартала и другие.
- Отвод помещений на первых этажах некоторых новостроек, в частности во всех новостройках по ул. Кузьмина, в жилых домах 6-7 очереди по ул. Дзержинского.
В среднем мы рассчитываем, что в каждом из вновь введенных реконструированных или встроенных помещениях будут располагаться группы на 25-50 человек. При этом, по предварительным подсчетам, создание одного места обойдется бюджету на 10-15% дешевле, чем при строительстве отдельных садов. Для примера: если стоимость возведения одного детского сада на 240 мест составляет порядка 210 миллионов, то стоимость создания одного места – порядка 800 тысяч рублей.
В настоящее время мы уже выдали проектантам задания проработать специальные помещения для размещения детских садов в домах этой серии и определили, в каких домах первые этажи будут отданы под детские сады.
Недавно мы обсуждали с руководством ОАО ДСК возможность проектирования таких помещений в домах, которые они возводят. В этом случае заинтересованность в строительстве таких домов должна быть у самих застройщиков. Расположение детского сада прямо в новостройке повышает ликвидность квадратного метра жилья, растет в целом привлекательность микрорайона. В этом случае город готов сотрудничать с застройщиками на взаимовыгодных условиях. Такой опыт пришел к нам из России, в частности, из Санкт-Петербурга, где подобная практика довольно широко распространена.
Также мы будем общаться с застройщиками на стадии формирования земельного участка о рассмотрении возможности выкупа муниципалитетом необходимых помещений для возможного дальнейшего предоставления их в аренду частным садам на условиях государственно-частного партнерства.
Социально направленный бизнес
Что такое частный детский сад? С одной стороны, он решает ныне острые социальные проблемы города, государства в целом. И его поддержка является задачей именно государства. С другой стороны, частный детский сад – это услуга, которую оказывает бизнес. А от бизнеса государство желает получать рабочие места, занятость, доходы в бюджет в виде налогов.
По инициативе предпринимателей, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми, было принято решение включить в целевую программу развития предпринимательства на 2012-2016 годы статью по поддержке негосударственных дошкольных организаций. Правда, есть небольшой нюанс: если предприниматель будет оказывать только услуги присмотра, то получить поддержку он может по линии Министерства предпринимательства, а если услуги образования – уже по ведомству Министерства образования.
Чем займется бизнес?
Сегодня частные сады оказывают услуги кто какие может: одни просто присматривают за детишками ясельного возраста, другие пытаются дать им развитие по различным программам, кто-то занимается подготовкой к школе, кто-то обеспечивает досуг и дополнительное образование – секции, кружки.
На городской коллегии по предпринимательству с участием представителей Минпреда прозвучало замечание: прежде чем начать регулировать, субсидировать деятельность таких предприятий, необходимо проанализировать и систематизировать спектр их услуг. Что готов оплачивать город в рамках муниципального заказа – присмотр или образование? По каким критериям рассчитывать их услуги? Ведь ясно, как день, что просто присмотр стоит дешевле, чем присмотр и образование. Поэтому для начала необходимо определить и внедрить перечень услуг, разработать стандарты, чтобы пришло единое понимание состава услуги и ее цены и качества. Это поможет поставить всех участников рынка в равные условия, по которым может быть сформирован муниципальный заказ.
Чем помогут предпринимателям и… родителям?
На сегодняшний день стоимость услуг частных детсадов колеблется в пределах 10-12 тысяч рублей в месяц, и оплату их производят родители из своего кармана, что, конечно, многих справедливо возмущает. В свою очередь предприниматели столкнулись с тем, что львиная доля собранных платежей уходит на аренду помещений, коммунальные услуги, зарплату персоналу, а еще и налоги надо платить. С чего-то нужно приобретать материально-технические ценности – мебель ту же, игрушки. Хорошо бы построить детские площадки, чтобы дети не сидели весь день взаперти. Именно в части этих затрат муниципалитет мог бы помочь бизнесу и родителям.
По мнению Айсена Николаева, если муниципалитет начнет субсидировать большую часть расходов бизнесменов в рамках государственно-частного партнерства и через это регулировать по соглашению стоимость услуг, то цена упадет с 12 тысяч до 4-3,5, а это уже более приемлемо для родителей.
Помощь оказана, но не всем
По линии Министерства предпринимательства и развития туризма частным садам уже компенсируют часть арендной платы, а также помогли с приобретением оборудования в лизинг, 40% которого оплачивает министерство. Подспорье неплохое. С момента вступления закона об образовании частники рассчитывают получать компенсацию по расходам на заработную плату и образовательную деятельность. Однако привилегии пока могут получать лишь лицензированные учреждения, а таких в нашей республике всего два. Остальным придется рассчитывать на муниципальный заказ. При наличии помещений самые ответственные предприниматели смогли бы развить целую сеть своих садов с качественными услугами. В конечном итоге при должном уровне государственной поддержки выиграют только родители, которые не смогли определить своего ребенка в муниципальный сад.
Наша задача – обеспечить качество
Мария Прокопьева, руководитель общественного объединения негосударственных дошкольных организаций:
- Уход и присмотр за детьми сегодня может осуществлять любой, кто зарегистрировался в налоговой инспекции на предоставление социальной услуги без проживания. Но это в корне неправильно. К частным садам должны быть определенные требования, к тому же качеству услуг, персоналу, помещению. Мы добиваемся того, чтобы на наши услуги был муниципальный заказ, который мог бы сократить их стоимость для родителей на 80%. Любая финансовая подпитка бизнеса из бюджета подразумевает контроль. При муниципальном заказе должен быть паспорт услуги, где прописаны все критерии ее оказания. Чтобы участвовать в конкурсе, предприниматели будут прилагать все усилия, чтобы соответствовать требованиям.
Сегодня наша задача состоит в том, чтобы помочь легализоваться всем учреждениям, чтобы повысить качество услуг, ответственность со стороны предпринимателей. Рынок есть рынок, он подразумевает конкуренцию. Развиваться будет тот, кто будет работать, соблюдая все правила. Кстати, в этом году на основании прокурорских проверок были выписаны предписания и закрыты порядка восьми учреждений.
Между тем в получении лицензий есть несколько ключевых проблем: это отсутствие помещений, которые соответствовали бы всем требованиям. Они должны быть спроектированы при строительстве здания, а не перепрофилированы, но таких зданий пока нет. Также наши кадры лишены возможности учета педагогического стажа для льготного выхода на пенсию, а также получения государственных поощрений, которые получают муниципальные работники. Поэтому мы вынуждены работать на персонал в части увеличения зарплаты.
А кадры кто?
Расширять бизнес, иметь государственную поддержку – хорошее дело. Да вот частные сады в данное время имеют острую кадровую проблему. В основном туда идут работать люди пожилого возраста, которые ушли на пенсию из муниципального сада, а также молодые специалисты, вчерашние студентки, владеющие современными методами обучения и воспитания, пышущие идеями и креативом, но не имеющие опыта работы с детьми.
Закон повернулся лицом
Наталья Ситникова, руководитель отдела общего образования Министерства образования:
- Принят федеральный закон № 10, который касается только негосударственных образовательных организаций и позволяет финансировать образовательные программы в частных детских садах в размере муниципального норматива. Эти нормативы муниципалитеты должны установить, чтобы мы могли на них ориентироваться для расчета субсидий негосударственным садам. В этот норматив должны входить оплата педагогам и расходы, необходимые для организации учебного процесса, – игрушки, методические пособия.
В настоящее время размер норматива расходов на образовательные программы по Якутску составляет более 60 тысяч рублей в год на каждого ребенка, в районах – от 50 до 130 тысяч рублей. Компенсация родителям детей, посещающих пока только муниципальный и лицензированный детский сад, составляет на первого ребенка 20%, на второго - 50%, 70% - на третьего. Правда, мы можем работать лишь на условиях возмещения, то есть сначала необходимо родителям оплатить, а затем получить часть оплаченных средств обратно.
Что включает лицензирование?
Закон вступает в силу с 1 июля 2012 года, но в нашей республике пока лишь два лицензированных частных сада. Еще четыре предпринимателя заинтересованы в лицензировании и нацелены на качественное предоставление образовательной услуги.
Самое главное требование – детский сад должен быть расположен не выше второго этажа, иметь два выхода (включая эвакуационный), по квадратуре – не менее 2,5 метров игровых помещений на каждого ребенка. Если это нежилое помещение, оно должно иметь отдельную вентиляцию. По санитарным условиям в саду должны быть отдельные унитазы для взрослых и детей, либо можно использовать горшки для детей младшего возраста.
Если в саду нет условий по организации соответствующего питания и санитарных условий для его приготовления, то необходимо организовать доставку полуфабрикатов.
В настоящее время в Якутске рассматривается вариант строительства детских садов с крупным пищеблоком для обеспечения питанием частных садов в том числе.
28 частных детсадов
В соответствии с программой поддержки предпринимательства в Якутске в 2009 и 2010 годах получили субсидию на открытие частных детских садов по 11 предпринимателей, в 2011 году – 10 предпринимателей.
В данное время услуги по присмотру за детьми оказывают 28 предпринимателей с охватом порядка 600 детей, в том числе 2 учреждения, получившие лицензию на образовательные услуги.
Компенсацию платить не будут
Поправка в закон об образовании по выплате компенсаций родителям, чьи дети не ходят в детский сад, в Госдуме не прошла. Настоящий закон предписывает поощрять именно предоставление дошкольного образования, а не содержание детей в домашних условиях, пусть и вынужденно.