Чего мы не замечаем в кинозалах?
Когда узнаешь, что у кого-то появились новые кресла, тут же второй меняет их тоже. Кто-то установил современный звук - появляется он и у других, и так далее. Всем этим занимаются инженеры кинотеатров, с одним из которых мы и познакомились. Юрий Залепукин, главный инженер кинотеатра «Лена», рассказал о новом звуке, новых креслах, а также о секретах кинопоказов...
Новые кресла для зрителей
- Я слышала, что в этом году вы порадуете нас новыми креслами! Что еще новенького готовите?
- Совершенно верно, в конце августа-начале сентября мы займемся установкой новых кресел производства Кореи, которые уже прибыли в Якутск, также будут увеличены проходы между рядами, на что до этого некоторые зрители жаловались. Планируем зимой замену кинопроектора. Собираюсь в сентябре на «Кино Экспо» в Санкт-Петербург, буду выбирать новую систему 3D. Решили, что если меняем, то меняем все!
- Какое качество кино должно быть в кинотеатрах?
- Кинотеатр — это в первую очередь киновидеопоказ, от дисков и от «блюрэев» я полностью отказываюсь, чтобы не портить имидж. Мы уже можем дома посмотреть тот же DVD. Если мы поставили цифру, то давайте будем цифровать и показывать, чтобы действительно видео было растянутое, качественное, больше пикселей. Наши фильмы весят примерно 200-300 гигабайт. В этом году мы заменили звук на более современный, также обновили усилители мощности и кроссоверы. Кстати, в 2001 году в городе мы самыми первыми поставили DOLBY-звук. Тринадцать лет, оказывается, простояла наша система, и за эти годы почти не ломалась!
- Как часто надо обновлять технику в кинотеатре?
- Если честно сказать, я думаю, что надо обновлять через каждые пять лет, это самый оптимальный вариант. Цифра у нас стоит уже 4,5 года. Пришло время сменить! Вот пленочным аппаратам, которые были у нас раньше, давалось пятнадцать лет — механику легко менять, а цифра — это электроника, менять ее очень сложно. Если выгорит чип, то легче купить новый проектор.
В погоне за зрителями
- А какая техника еще была раньше?
- Открывалась «Лена» как широкоформатный кинотеатр с нашим российским «долби» — да, у нас был российский «долби», на лампах стояли, я менял их затем на транзисторные, более современные, на пленочные аппараты, потом я ставил бесперемоточное устройство «Виктория-5» киномеханика, потом перешли на цифру. Я здесь работаю с 1981 года, начинал с киномеханика, главным инженером стал, когда здесь начали делать перестройки: то объединение кинотеатров было, то их разъединение. По городу Якутску тогда было шесть кинотеатров: «Айхал», «Мир», кинотеатр на Кирзаводе, «Труд» в Жатае, «Центральный» и мы. И остались только сами знаете кто.
- Была ли тогда конкуренция среди вас?
- Раньше сильной конкуренции не было, раньше и в кино ходили больше, потому что Интернета не было, DVD не было, в кино ходили толпами, билеты были дешевенькие — 25 копеек за один сенанс. Народу очень много было. Когда началась перестройка и начали появляться первые видеомагнитофоны, компьютеры, DVD-проигрыватели, bluray, некоторые перебрались домой, в кино ходить не стали. В 90-е годы кинотеатры перестраивались: кто выживал, кто не выживал. В то время-то как раз многие кинотеатры и позакрывались. Я даже могу вам такую цифру назвать: в республике до перестройки работало почти 4 000 кинотеатров. Сейчас их можно по пальцам пересчитать, наберу 50 и то с большой натяжкой. Хорошо, что находятся такие энтузиасты, которые покупают довольно дорогую аппаратуру и развивают кино в улусах. Я это очень приветствую.
- А есть ли конкуренция сейчас?
- Мы не гоняемся за всеми, мы просто стараемся для зрителей. Есть конкуренция среди инженеров для улучшения качества показа, для удобства зрителей.
- Ходите ли вы сами в кино?
- Да, раньше ходил. И в свой ходил, а в последнее время даже в свой не хожу. Вчера я ходил на сеанс именно слушать звук, а раньше спокойно смотрел все сеансы от начала до конца. Если хожу, то смотрю именно на качество. Как открылся «Синема-центр», мне, как инженеру, было интересно туда попасть.
- А не хотите открыть еще залы, как в «Синема»?
- Я инженер по технике, за новые залы не отвечаю, но знаю, что планы у нас есть, есть даже проект и территория, где можно было бы построить второй зал. Планов у нас много, но это все решается не так быстро.
- Сейчас активно развивается культура кино в улусах. Помогаете ли вы тем, кто собирается открывать свои кинотеатры в районах?
- Да, мы помогаем, даем консультации, вот даже вчера приходили ребята из Сунтара, хотят у себя устроить кинотеатр, уже закупили оборудование в той же фирме, что и мы, звук взяли такой же, как у нас. У них зал на 60-70 мест всего, думают о приобретении наших старых кресел. Но боюсь, что с таким количеством мест они будут еще долго окупаться.
Звук должен быть мягким
- А у вас бывали какие-нибудь промашки?
- Промашки были, уходил свет, бывало. Проектор капризничал. Два года назад, например, проектор сгорел, и три дня мы не работали. Начальник репертуарного отдела Георгий специально летал в Санкт-Петербург и привез практически на себе ценный груз. Но вообще мы всегда готовы к подобным случаям.
- Вы много говорили о звуке. Какой он должен быть?
- В 2001 году мы очень долго привыкали к Dolby-звуку, люди даже с непривычки приходили и возмущались, что слишком громко. Мы тогда еще подстраивались под зрителя, убавляли его, хотя качество немного терялось, но все равно было хорошее. У нас звук по сравнению со всеми якутскими кинотеатрами мягче и приятнее. Отделка зала у нас сделана умно, в других кинотеатрах ровные стенки, а у нас специальная звуковая стенка как в театре, с выступами — это чтобы не было отражения звука. Из экрана идет звуковая волна, которая отражается от стенки и возвращается обратно — такого не должно быть. Если будет отражение, то зритель будет сидеть как в баночке, по залу будет гулять эхо, и он ничего не поймет. Должно быть очень хорошее поглощение. Раньше у нас стенки были обтянуты коричневой тканью, стояла даже простая стекловата, покрашенная белым для мягкости звука. И я специально слетал в Иркутск, купил материал, который звук пропускает, а обратно не выпускает.
- Ух ты, сколько тонкостей! А какие кинотеатры вам больше всего нравятся в других городах?
- Я был во многих кинотеатрах: в «Юности», «Родине» и других, но понравился больше всего кинотеатр «Художественный» в Санкт-Петербурге. Это ретро-кинотеатр, он сделан под СССР, но у них очень хороший показ и очень мягкий звук. У них он даже чуть лучше, чем у нас в данный момент. В других кинотеатрах я даже сидеть не могу: звук орет, хоть уши затыкай.
- В больших городах есть IMAX-кинотеатры, могут ли устроить такой и у нас?
- Аймакс в наших существующих кинотеатрах не поставишь. Аймакс — это знаете что? Это очень большие экраны и обязательно квадратные. Я смотрел Аймакс в Москве размером с пятиэтажный дом! Шикарная вещь, но очень дорогая. Даже файлы 3D пишутся специально под Аймакс. Их глубина очень мощная. У них охлаждение — дистиллированной водой. У них лампы чуть ли не по 15 кВт, а у нас по 6 кВт. Ни один кинотеатр под него не переделать. В городе планируют построить, пока идет разработка, но согласится сама компания IMAX или нет — неизвестно, нужно ведь разрешение, нужно соответствовать их требованиям.
- Мне с детства кажется, что работать в кинотеатре — это как мечта, сидишь весь день и фильмы смотришь! А это интересно, работать, например, киномехаником?
- Раньше было интереснее, когда работали не на цифре, а на механике. Надо было пленочку проверять, склеивать, смотреть за ходом показа, а тут уже надо на кнопочки только нажимать. А если посмотреть с той стороны, про которую говорите вы, то интереснее сейчас. Раньше ведь один фильм месяцами крутили! У нас есть механики, которые работают подолгу, есть один парень, который даже если не работает, то каждый четверг все равно приходит смотреть новинки кино, не пропускает ни одного фильма. Он у нас все про кино знает!