Чем опасно «клиповое» мышление?
Больше не значит лучше?
Термин «клиповое мышление», о котором вы, возможно, уже где-то слышали, появился в середине 1990-х годов. Если раньше люди зачитывались книгами, то с началом господства телевидения современные сериалы, фильмы, мультики и музыкальные видеоролики снимаются уже для «клипового» зрителя. Если не потреблять визуальную информацию бездумно, можно легко заметить, как сцены чередуются маленькими кусками, зачастую сменяя друг друга без логической связи. Большинство текстовых новостей коротки и не вникают в суть проблемы. Конечно, все это в большинстве случаев лишь дань современным технологиям, ведь кто, к примеру, будет читать под каждой новостью о войне в Сирии всю сложную подоплеку и историю политических и религиозных конфликтов? Но, тем не менее, человек, привыкая к такой подаче материала, перестает осмысливать одну тему и переходит сразу к другой. Окружающая реальность превращается в мешанину разнообразных фактов и частичек информации, а интерес начинают вызывать лишь громкие яркие заголовки, которые отнюдь не обещают качественное содержание.
Информационный голод
А некоторые даже заболевают так называемой «информационной наркоманией». Так именуется теория, разрабатываемая с недавних пор с целью изучения потребления чрезмерного объема информации из-за вездесущих новостей. Ведь раньше информация не распространялась настолько быстро. Так, американские ученые выяснили, что американцы проводят половину года, потребляя информацию. Это 182 с половиной дня прямого потребления данных. Простой подсчет дает в среднем 12 часов потребления информации на человека в день. Прием 100 тысяч слов в день, что составляет 201 полную страницу А4 формата. И прочитав все это, мы запоминаем только 10% информации.
Статистика в Интернете выглядит аналогично. В среднем человек проводит в сети 32 часа в месяц. За то же время в социальной сети Facebook появляется 30 миллиардов новых кусков информации. Это тройка с десятью нулями (30 000 000 000).
Как отмечает в своей работе «Информационная перегрузка людей» Анатолий Еляков, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Самарской государственной экономической академии, появилось целое поколение молодых людей, просмотревших тысячи фильмов, но вряд ли много запомнивших. Кроме того, многие тратят время на интерактивные видеоигры и Интернет. В итоге возникает странная ситуация: при обилии данных последние многократные события в голове человека «стирают» предыдущие. Да и от последних данных в памяти мало что остается, поскольку они в целом подаются хаотично, фрагментарно, вне какого-либо логического порядка и структурирования.
Плюсы и минусы
Большинство людей, обладающих «клиповым» мышлением, хоть и могут одновременно разговаривать, слушая музыку или копаясь в сотовом, но при этом не способны долго концентрироваться на информации. У них заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой. И они предпочитают перескакивать с одной темы на другую.
Другим существенным минусом является поразившие все общество жестокость и равнодушие. Мы ежедневно поглощаем картины насилия с экранов телевизора или Интернета, постепенно повышая порог чувствительности к переживаниям других. Потрясти может что-то исключительно жестокое. Но даже это не длится долго, ведь через некоторое время сознание людей проходят новые потоки информации. Восприятие и реакция становятся сиюминутными, о трагедии через несколько дней забывают напрочь, если не напоминать о ней.
Есть, впрочем, и плюсы. Так, известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление Интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены «клиповым» мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
Кроме того, многие ученые называют «клиповое» мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данью современности. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на гигантские объемы информации, которые поступают из десятков разных источников.
Как бороться с «клиповым» мышлением?
Для разгрузки можно ввести практику одного дня без информации. По крайней мере, без потребления информации. А еще лучше, если включить в этот день обязательный элемент творчества. Пока части мозга, ответственные за потребление, будут отдыхать, другая часть будет творить.
День отдыха от получения информации может быть любым. Большинству, скорее всего, удобней выделить воскресенье. Кому-то субботу или пятницу. Но дело не в этом, подойдет любой день. Главный принцип - не получать никакой информации в течение всего дня с момента пробуждения и до самого засыпания вечером.
За это время можно творить, создавать информацию. Выдавать ее. Медитировать, отдыхать от потребления. Дать возможность мозгу разложить все по полочкам, навести порядок на складе знаний внутри нашей головы.
Комментарий Нарьяны Гаврильевой, психолога Центра «Образовательный конструктор»:
- Действительно, за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в десятки раз. Поэтому неизбежно, что возникают и другие способы переработки информации. Можно сказать, что старшее поколение - это люди книги, а новое — люди экрана.
А какой у человека будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый - зависит во многом от темперамента. К тому же в современном мире востребовано такое качество, как высокая скорость включения. То есть быть Цезарем: одновременно читать, смотреть соцсети, звонить, разговаривать - в общем, делать многие вещи параллельно. Все ускорилось.
Но! Минус ситуации в том, что часто происходит снижение качества. Людям с клиповым мышлением сложнее проводить глубокий логический анализ. Исследователи серьезно считают, что идет расслоение общества, очень глубокое. К сожалению, те, кто бесконтрольно пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.
Поэтому умение решать действительно сложные задачи приходит только тогда, когда человека учат, специально показывают это. И все-таки никуда не деться от традиционного подхода, формирующего традиционное, последовательное мышление. Это чтение книг, чрезвычайно важно живое общение детей, расширение круга общения, решение нетривиальных задач в общении и жизни!
Помогают, кстати, психологические тренинги. Ведь они построены как раз на серии упражнений и игр, развивающих необходимейшие умения и навыки современного человека, помогают решать непонятные задачи в общении, развивают растущую личность.