Через психолога – к звездам
Мы беседуем с педагогом-психологом Центра социально-психологической поддержки молодежи Республики Саха (Якутия) Анастасией Уваровской, которая уверена: кризисы личностного развития, семейные проблемы или проблемы в воспитании детей, депрессии или страхи, проблема выбора профессии случаются практически у каждого человека. И если большинство в состоянии самостоятельно справиться с возникшими трудностями, некоторым людям просто необходима помощь профессионала.
В Центр обращаются люди от 18 лет и старше. Кто-то приходит сам, кого-то приводят близкие. Прием к специалистам ведется по предварительной записи, но если случай крайне тяжелый, то психологи стараются пригласить на консультацию в кратчайшие сроки. Потому что бывает такое: человек находится в стрессовой ситуации, и помощь ему нужна здесь и сейчас, иначе может произойти непоправимое. К сожалению, как таковой скоро психологической помощи центр не оказывает...
Главное - захотеть помочь самому себе
Основные проблемы, с которыми обращаются в центр - личностного плана.
- Трудности в общении, внутренние страхи и переживания, уход от проблем, депрессии... Семейные проблемы стоят наособицу, потому что их круг достаточно широк: взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, обращаются родители, которым небезразличны вопросы развития детей. К примеру, как справиться с агрессивностью ребенка, купировать школьные конфликты, побороть замкнутость. А в последнее время у нас очень много обращений, связанных с пристрастием к компьютерным играм и социальным сетям. Приходят люди, которые длительное время не могут найти работу или кого-то не удовлетворяет сложившееся положение, кто-то просто устал от работы, и у него возникло так называемое «профессиональное выгорание». На самом деле проблемы очень широкого спектра и очень разнообразны, но в основном они все сводятся к проблемам семейных взаимоотношений.
Как нам рассказала Анастасия Николаевна, часто человек приходит с одной проблемой, а на самом деле дело причина совершенно в другом. Главное в работе психолога и клиента заключается в совместной работе и индивидуальном подходе, где каждый вносит свой вклад. Но основную работу делает в любом случае сам человек: психолог только направляет его и помогает взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
- Эта работа, конечно, очень сложная. Многие думают: вот приду к психологу, и он все разложит по полочкам, все объяснит и скажет, как действовать дальше. Но психологи не волшебники, и не в их силах одним взмахом волшебной палочки решить все твои заботы. Человек должен сам участвовать в процессе, сам должен хотеть изменить ситуацию, иначе ничего не получится. Насколько он готов к изменению себя, насколько он осознал свои трудности, и способен ли работать над собой. Бывает, когда люди приводят своих близких и хотят, чтобы они их изменили. А результата – это может быть связано с тем, что сам клиент не хотел приходить, его привели силком, заставили, и он уже заранее был настроен против, и полезного ожидаемого результата не получается.
От желания и активности клиента, глубины проблемы с которой обратился человек, также зависит и частота встреч. Каждая консультация длится около 1 часа – это оптимальное время, когда внимание человека сосредоточено. Все люди индивидуальны и поэтому одному может быть достаточно одной встречи, а второму потребуется сессия намного продолжительней. Так что в центре нет строгих временных ограничений.
В процессе консультаций каждый психолог центра использует различные методы работы. Это может быть форма беседы, диалога, в процессе которого к человеку может прийти некое озарение. Это может быть форма работы с рисунками, как абстрактными, так и сюжетными. Используется работа с воображением, в результате чего человек может сам скорректировать свое внутренней состояние, возможны и релаксационные техники.
Помочь близкому
Предложение посетить психолога большинством людей встречается в штыки: «Я не псих, нечего меня к психиатру отправлять!» Получается, что люди просто не разделяют понятия «психология» и «психиатрия». Да и кому понравится, когда его принимают за ненормального... Наверное, должно пройти еще какое-то время, пока народ перестанет воспринимать визит к психологу как что-то страшное и ужасное,. Во многих странах это является нормой, практически у каждой семьи есть свой семейный психолог или психоаналитик. Конечно, говорит Анастасия Уваровская, не все случаи клинические и не каждому требуется обращение к психологу.
- Человек устроен таким образом, что с рядом потрясений может справиться и самостоятельно. Но в этом ему помогают его внутренний стержень и поддержка близких людей. Поэтому важно обращать внимание на своих близких, родных, проявлять любовь, ласку, проговаривать свои чувства, и многих проблем, или хотя бы их часть, возможно будет избежать. И если мы ежедневно видим человека, наблюдаем за ним, то заметим даже незначительные изменения в его поведении. Обратите внимание: к примеру, ваш сын привык ужинать каждый день с вами, за общим семейным столом, а тут вдруг стал запираться в комнате, сводя общение к минимуму. Или дочка, раньше охотно болтавшая часами по телефону с друзьями, перестала отвечать на звонки друзей. Или племянница, всегда дружелюбная и открытая, стала смотреть исподлобья и огрызаться... Добрым словом, взглядом мы уже можем помощь своим родным. И если вы замечаете, что изменения в поведении человека длятся уже длительное время, то стоит постараться совместно с ним принять решение о визите к специалисту.
Реальные истории реальных людей
Ситуация №1. Уход из дома
Ольга постоянно уходила из дома. Есть у нее мама, женщина авторитарная, истеричная, подвергавшая дочь тотальному контролю. В юном возрасте она родила сына, и мать буквально взяла в свои руки все бразды воспитания. Сначала Ольга стала выпивать в компании, через некоторое время – не приходить домой ночевать. Утром ее встречали крики, ругань, маты. Все это видел маленький сын. Потом она стала уходить надолго и просто не хотела возвращаться домой – с чужими людьми ей было теплее и комфортнее. Периодически наведывалась в родные стены только ради сына – увидеть, обнять. Ну и помыться, переодеться, привести в порядок. Но если в первое время мать разыскивала ее с милицией, обзванивала подруг и друзей, то через несколько лет ее перестали ждать, а каждый ее визит воспринимался с холодом и отчуждением. В результате Ольга просто перестала приходить домой, звонить, напоминать о себе. И уже в течении лет 5-6 никто не знает, где она. Сбичевалась, спилась, жила где придется, где приютят и где ночь застанет.
Комментарий психолога. В данной ситуации мы должны обратить внимание на этапы взросления девушки и взаимоотношения в семье, как между ней и каждым родителем, так и между родителями. На возможные происшествия, которые могли произойти с ней, и она вовремя не получила от близких ожидаемой поддержки. Ведь уход из дома – это в любом случае сигнал о потребности во внимании со стороны близких. Не чувствуя опоры и поддержки в родных стенах, в семье, человек идет ее искать в других местах, даже не осознавая этого. Для него этот побег – своего рода защита, сохранение своего внутреннего мира. И тут важно, как родители реагируют на переживания своих детей, особенно в подростковом возрасте. Как воспринимается родителями ребенок, будь он в трехлетнем или 30-летнем возрасте. Ребенок всегда ищет защиты и поддержки у своих родителей. Но всегда ли получает? Слыша критику в свой адрес, чувствуя чересчур завышенные требования, постоянные сравнения с другими, он не будет ощущать своей значимости. Атмосфера в доме, конфликты между родителями, как они проходят, включают ли в свой конфликт детей, или переносят на них свои трудности? Все это может быть причиной ухода из дома человека. Так как девушка уже практикует уход в течение многих лет и уже полностью ушла из дома, то в этом случае родные могут обратиться к помощи психотерапевта или психиатра. При условии, если им это нужно, он сумеют ее найти и вернуть под родной кров.
Ситуация №2. Позиция иждивенца в благополучной семье
Вполне благополучная семья, в которой выросло трое сыновей. Старший – довольно удачливый коммерсант, живущий за пределами Якутска. Младший – студент престижного факультета, окончивший школу с серебряной медалью, гордость и надежда родителей. А вот средний сын... Ему 25 лет. Получивший блестящее образование в одной из гимназий города, он трижды был отчислен из университета за систематические прогулы. Он ни разу не работал дольше, чем два-три месяца: ему всегда что-то не нравилось – то руководство, то зарплата, то коллеги, то график работы. Родители с ног сбились, пытаясь пристроить непутевое чадо к своим знакомым и друзьям. Но сейчас уже все отказываются, потому что знают, что человек он несерьезный и безответственный. Сам он работу искать не собирается. От армии его в свое время «отмазали», учиться ему тоже в напряг. Так и живет за счет родителей: требует у них деньги на одежду, модные телефоны, на интернет, тянет на отдых в ночных клубах и совершенно не собирается менять свою жизнь.
Комментарий психолога. Каждая семья – это свой мир, свои правила. В данной ситуации есть семья из пяти человек. Этот молодой человек является средним ребенком в семье. Его позицию можно обозначить как иждивенческую: это может быть результатом как чрезмерной опеки, так и, наоборот, реакцией «недолюбленного» ребенка, которая могла усугубиться из-за личностных особенностей человека – волевого усилия, темперамента, черт характера, и отношения к успехам братьев. Возможно, в данной ситуации родители в определенный момент окружили его чрезмерной опекой, не дав ему возможности самому принимать решения и тем самым «задушили» зачатки его самостоятельности. Одним из вариантов решения является его постепенное отделение от семьи. Как это сделать? Как будет удобнее. К примеру, не решать его повседневных проблем, отселить в отдельное жилье, перестать его содержать, заблокировать карту, закрыть доступ к семейным финансам. Вариантов множество! Отправить в армию, в конце концов – возраст-то еще призывной.
Ситуация №3. Взаимоотношения между матерью и взрослой дочерью
Алена – единственная дочь в семье. Мама – преподаватель, человек жесткий и волевой. Отец был мягким и покладистым, он ее защищал и старался всегда утешить. Из семьи не уходил только ради Аленки – она всегда была папиной дочкой. Мать же постоянно ее третировала: плохая оценка – наказание, не убрана вовремя квартира – в угол, пришла позже положенного – домашний арест. Как она вспоминает, за всю жизнь мама ни разу не назвала ее «доченькой» и не похвалила за успехи. «Ты косорукая, ничего у тебя в жизни не получится, за что мне такое наказание»... Это еще самое мягкое, что слышала в свой адрес Алена. Потому и замуж выскочила за первого встречного, родила двоих детей, через несколько лет благополучно развелась, стала самостоятельно воспитывать мальчишек. На все заявления матери, пока жила с ней, девушка молчала. Когда стала жить отдельно – начала огрызаться. Но тут умер отец, и мать «понесло». Теперь она умело настраивает против Алены сыновей-подростков. Потому что над ней самой уже утеряла власть.
Комментарий психолога. Здесь мы видим закостеневшую проблему, которая длится на протяжении долгого времени. Это модель поведения, закрепленная за матерью, возможно, такая же модель поведения существовала и в ее семье. В детские годы опорой для девушки являлся отец, который был своего рода балансом в семье. Конфликт существовал многие годы, но девушка переживала его внутри себя, не показывая матери своего недовольства. Молча принимала тычки и порой жестокое с собой обращение. С годами же, повзрослев, девушка стала защищать себя, свою семью и свой дом. Это не понравилось матери, которая своими указаниями, контролем, ежедневными звонками и вмешательством в личную жизнь взрослой дочери, видимо, проявляет свою любовь: она просто по-иному не умеет. Поэтому для нее отстаивание Аленой своих прав – просто-напросто проявление несправедливости в свой адрес. А так как женщина – представитель яркого авторитарного типа, то для нее это неприемлемая форма взаимодействия. И в конфликт включаются все члены семьи, втягиваются несовершеннолетние дети. Мать действует через самое близкое и бьет по самому больному – любви Алены к сыновьям. Манипулирует тем, что дочь дорожит отношениями со своими детьми и ей страшно их потерять. В этом случае была бы рекомендована работа как с матерью, так и с дочерью. Возможно, тут есть и внутренняя обида матери, которая отражается на ее дочери. Если же работа с матерью невозможна, то работа проводится с девушкой с целью внутреннего принятия данной ситуации и выработки модели общения с матерью. В любом случае не следует категорически разрывать отношения с матерью и запрещать детям видеться с бабушкой.
Советы психолога Анастасии Уваровской
Как помочь своему родственнику:
● умейте слушать: если человек хочет вам что-то рассказать, не ссылайтесь на нехватку времени, отложите дела и постарайтесь внимательно выслушать, дайте совет или просто примите участие в рассуждениях. Иногда человеку просто нужно кому-то выговориться;
● если человек в глубокой апатии, то постарайтесь вызвать у него любую эмоциональную реакцию: проводите с ним время, разговаривайте, организовывайте совместные дела;
● старайтесь не припоминать человеку его прошлые ошибки: каждый имеет право ошибиться. Следует обсуждать то, что происходит именно в данный момент;
● важна эмоциональная поддержка: это может проявляться в помощи – снять пальто, налить чай, просто приобнять;
● покажите человеку, что он всегда может обратиться к вам за помощью, об этом нужно сказать. При этом важно не ожидать, что он сразу вам все расскажет.
Как уговорить человека обратиться за помощью:
● главное условие – не следует чрезмерно давить на человека – у него это может вызвать ответную отталкивающую реакцию;
● следует подчеркнуть, что если ему трудно сделать этот шаг в одиночку, то вы поддержите его и пойдете вместе с ним;
● можете сказать ему, что его состояние вызывает у вас волнение и беспокойство, что вы не находите себе места от того, что не можете ему помочь;
● следует подчеркнуть, что визит к психологу не означает, что человек психически болен, и это вполне нормальная практика;
● важно, чтобы человек согласился, настроился на общение с психологом. Ни в коем случае не приводите его путем обмана.
Как увидеть, что у человека появляются проблемы:
● у человека может поменяться его поведение, он стал совершать поступки, ране ему не свойственные: например, был общительным, стал замкнутым, или наоборот;
● появляется апатия, потеря аппетита;
● появляется бессонница или чрезмерная сонливость;
● возможно резкое заболевание чем-либо, так как психическое состояние тесно связано с физическим;
● нервное напряжение, раздражительность, эмоциональные срывы без видимой причины;
● снижение результатов деятельности, учебе, работе;
● замкнутость.