Цифровая макулатура. Как избавиться от рекламной СМС-рассылки?
Если подписались сами
Не соглашались ли Вы сами на СМС-рассылку? К примеру, при получении дисконтных карт или купонов на скидки нам часто предлагают заполнить анкету, в которой прописано автоматическое согласие на принятие рассылок. В таком случае, это к лучшему, все будет проще. Каждая уважающая себя компания дает возможность клиенту добровольно отписаться от рассылки и действительно прекратит рассылку рекламных сообщений. Условия отписки должны уточняться компанией как дополнительная информация в полученных вами сообщениях или конкретно на сайте компании, например: «Для отказа от подписки на нежелательную услугу отправьте бесплатное SMS с текстом «СТОП» или «STOP» (без учета регистра) на тот номер, по которому предоставляется услуга».
По закону распространитель обязан немедленно прекратить рассылку рекламы лицу, обратившемуся к нему с таким требованием. За нарушение Закона «О рекламе» гражданам грозит от 2 до 2,5 тысяч рублей штрафа, должностным лицам – от 4 до 20 тысяч, юридическим – от 100 до 500 тысяч (п. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ). Кроме того, пострадавший может требовать возмещения ущерба и компенсации морального вреда в суде.
Кроме того, законодательство о персональных данных требует получения согласия на сбор и хранение персональных данных (нарушение данных правил влечёт ответственность по статье 13.11 КоАП РФ). А в случае, если смс-рассылки содержат призывы к насилию, осуществлению террористической, экстремистской и тому подобной деятельности, лицо, их осуществляющее, может быть привлечено к уголовной ответственности.
Сила закона
Распространение информации путем рассылки СМС-сообщений и СМС-рекламы регулируется:
Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Так, согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством телефонной, факсимильной и подвижной радиотелефонной связи, допускается только с предварительного согласия абонента на получение рекламы. Согласно ст. 38 Закона «О рекламе» распространитель смс несёт гражданскую и административную ответственность за рассылку без предварительного согласия абонентов. Обратите внимание: реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента, если сам распространитель не докажет, что такое согласие им было получено.
Рассылка от оператора
Если источник сообщений – сотовый оператор, то для отказа нужно обратиться к нему. Используйте услуги вашего оператора мобильной связи для блокировки отправки смс с вашего телефона на короткие платные номера. Как правило, данная услуга предоставляется бесплатно. У операторов созданы специальные номера и e-mail для обработки таких претензий:
- 911@mts.ru или переправьте полученное SMS на бесплатный номер 1911 – сервис жалоб МТС;
- www.stopfraud.megafon.ru/feedback/ или по номеру 0500 — сервис жалоб в Мегафон;
- *110*20#ВЫЗОВ — отключение услуги «Хамелеон» (рекламных рассылок) или по телефону 0611 – сервис жалоб Билайн;
- www.mtt.ru/mtt/def — по номеру телефона можно узнать название оператора, чтобы отправить целенаправленную жалобу сразу по адресу.
Согласно ст. 10 Закона № 149-ФЗ «информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о её обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объёме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации».
Суд да дело
Однако если Вы получаете СМС-рассылки, не давая согласия на их получение, если источник сообщений не реагирует на требования или если невозможно определить, к кому отправлять требование, то можно поступить следующим образом:
- зафиксируйте факт получения СМС-сообщений (сфотографируйте свой мобильный с открытым списком входящих СМС, сделайте список, указав, когда, от кого и какого содержания приходили СМС-сообщения);
- обратитесь к оператору с запросом предоставить распечатку текста сообщений, поступивших на Ваш номер от источников СМС-сообщений;
- обратитесь в Федеральную антимонопольную службу, написав заявление в двух экземплярах, указав в нём или приложив к нему список смс и фотографии. Не забывайте, что заявление нужно распечатывать в двух экземплярах. Один отдаёте, а на втором Вам ставят отметку о том, что оно принято (с датой, печатью и подписью). Можно попробовать через сайт www.fas.gov.ru/contact-fas/feedback.
- обратитесь в Роскомнадзор на сайте 63.rsoc.ru/p7632/p8928.
В ответ на ваше отправленное сообщение о жалобе, должно прийти подтверждение о принятии запроса к действию в виде СМС, письма или заказного письма. Если же дело дойдет до суда, доказывать наличие вашего согласия на получение рассылок будут мобильные операторы, рекламораспространители или другие рассыльщики спама, а не вы самостоятельно. Убедитесь «для успокоения совести», что действительно не давали согласия на спам-рассылку (например, в договоре на получение услуг).
И главное — никогда не отвечайте на такие SMS! Это может оказаться мошенничеством с целью кражи денег с вашего счета.
Как не попасть на удочку спамеров и мошенников
Несколько советов по тому, как же избежать спама, чтобы не пришлось от него отписываться:
- не вводите на подозрительных сайтах номер своего мобильного;
- не переходите по ссылкам, которые присланы в смс с неизвестного/короткого номера;
- не отвечайте на провокационные СМС, присланные с неизвестного номера, если не уверены в их достоверности;
- внимательно читайте договоры мобильных операторов, где прописаны условия отправки вам рекламных сообщений. Слепо подписываясь под такими соглашениями, вы добровольно подписываетесь на получение спама.