Да будет мост, да сбудутся мечты!
Не менее 20% от строительства моста должен будет изыскать частный инвестор-концессионер. Интерес концессионера в том, что государство компенсирует ему затраты напрямую из бюджета в период с 2020 по 2027 годы.
Ба, знакомые все лица!
Кстати, есть среди участников и очень знакомые лица, можно сказать, родные. К примеру, заместителем ОАО УСК "Мост" является не кто иной, как Семен Назаров. Бывший архитектор, вице-мэр, зампред правительства и даже первый и единственный гражданский министр внутренних дел Якутии. До последнего времени Семен Николаевич жил в Москве, представляя интересы некоторых крупных компаний, к примеру, ЗАО АК "АЛРОСА". И есть мнение, что здесь он будет уже представлять определенные интересы крупного якутского бизнеса.
Единственное омрачающее обстоятельство – это то, что в данное время Генпрокуратура РФ ведет проверку тендера. Итоги тендера были поставлены под некоторое сомнение. По словам зампреда правительства РФ - полпреда в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрия Трутнева, участников конкурса должно быть больше:«Многие источники говорят о том, что тендер был закрытым. Такого не должно быть. Проект дорогостоящий и конкурс должен быть максимально прозрачным. Генеральная прокуратура проверит конкурс, если будут выявлены какие-либо нарушения, тендер будет объявлен заново и уже с большим количеством участников»,– сказал Трутнев.
Но сами победители – консорциум "Транспортные концессии Саха", – представившие на конкурс проект за 38,942 млрд рублей (в ценах первого квартала 2013 года),сомнений в победе не испытывают. И в конце недели собрались на Табагинском мысе, где прошло совещание о ходе реализации проекта – автодорожного мостового перехода через реку Лена. Срок строительства – пять лет. Подготовительные работы начнутся уже этим летом, а само строительство развернется в следующем году. С двух сторон реки вырастут вахтовые поселки, на Лену прибудут специализированные мостостроительные суда. В пиковые годы число строителей будет доходить до двух тысяч специалистов и рабочих.
Мечта о мосте
Мост через реку – это старая голубая мечта, существующая, наверное, еще со времен Тыгына. О мосте серьезно задумывались еще при СССР. В то время рассматривалось строительство в трех створах – Табагинском, Жатайском и Кангаласском, но в итоге по геологическим характеристикам и по стоимости работ наиболее выгодным оказался мост в Табагинском створе. Именно здесь решили строить мост в 1984 году.
Но судьба у того проекта была не очень счастливой. Упали цены на нефть, началась перестройка, лихие 90-е, всеобщий развал. А потом пришел Владимир Путин и начал собирать страну обратно. И снова вспомнили о том, что наша республика до сих пор без важного моста.... И в настоящее время представить себе развитие центральной Якутии без мостового перехода через реку совершенно невозможно. Только мост может связать две части Якутии друг с другом, а также присоединить столицу республики к единой транспортной инфраструктуре страны. Ну и, конечно, сделать дешевым северный завоз и улучшить качество нашей жизни.
Снова к строительству моста подошли к середине нулевых годов. Был уже готов проект совмещенного железнодорожного и автодорожного перехода. Строительство должно было стартовать в 2008 году. На него были уже выделены деньги. Под железнодорожный вокзал и сопутствующую инфраструктуру в Якутске корректировался генеральный план застройки, выделялись площади, сносились дома. Отдельным жителям Якутска в этом отношении жутко повезло. Дома, где должен был стоять железнодорожный вокзал, снесли, а жильцов без лишних вопросов переселили в новостройки. На самых, между прочим, выгодных условия, даже наплевав на все коммунальные долги. Что было дальше в 2008 году, мы отлично помним. Пресловутый мировой финансовый кризис съел наш мост...
О нем снова вспомнили в позапрошлом году, когда к Нижнему Бестяху подошла железная дорога. И господин Медведев забил в строящуюся железную дорогу Беркакит — Томмот — Нижний Бестях «золотой костыль». Смысл этой дороги заключается в мосте. По этому поводу он отметил: «Это самая северная железная дорога, которая будет частью общей сети нашего огромного Отечества... В условиях вечной мерзлоты, в условиях сложного российского климата вы довели эту работу до конца... Нам обязательно нужно сделать так, чтобы соединить Якутск, пройти через Лену, чтобы все было по-человечески».
Красавец, а не мост
Одно из описаний нашего моста звучит так: «Со стороны это будет мощное и великолепное архитектурное гидротехническое сооружение. Геометрически строгая металлическая вязь пролетных строений и внушительная громада фигурных опор с ледокольными и волнорезными устройствами придадут якутскому мосту лаконично-суровую и неповторимую северную красоту».
В 2013 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о строительстве моста через реку Лена в районе Якутска.
По прикидкам строительство выходило в районе 80 млрд рублей. Таких дорогих мостовых переходов в современной России еще не возводили. Стоимость моста во Владивостоке – 32млрд рублей (о Крыме тогда еще не думали). В качестве участка автомобильной дороги общего пользования мост должен будет эксплуатироваться для автомобилистов бесплатно.
В комплекс мостового перехода войдет сам автомобильный мост с автодорожными подходами, а также необходимые для его функционирования инженерно-технические, охранные и эксплуатационные сооружения. Начальной точкой перехода станет примыкание к федеральной автодороге М-56 «Лена» – от Невера до Якутска, а конечной – смычка с региональной трассой «Умнас» (Якутск – Олекминск).
Длина самого моста через Лену составит 3,1 км, общая длина подходов – 18 км. Через мост пройдет автодорога II категории, состоящая из двух полос. Расчетная скорость движения по ней составит 120 км/ч. Технологические и конструктивные решения моста должны будут обеспечить безаварийные пропуск паводковых вод и движение ледового покрова, предотвращение размыва русловой части и береговых линий, стабильность работы подходов к мосту в условиях вечной мерзлоты и снежных заносов.
Есть еще надежда на паровоз
С одной стороны, отсутствие железнодорожного перехода – большое разочарование для экономического развития левобережной части Якутии. Но, с другой стороны, в нашем случае дорог и автомобильный мост. Тем более, что в свете украинских событий и госдеповских санкций есть большой шанс вернуться к разбитому корыту 2008 года... То, что автомобильный мост обойдется на порядок дешевле, дает шанс на его жизнь. Причем не забудем незапланированные государственные траты на еще более грандиозный мост через Керченский пролив. Его, кстати, выиграли структуры Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга, попавшие под пресс санкций...
Ну а если все пройдет по маслу, нефть будет такой же дорогой, а газ – ликвидным и санкции России окажутся побоку, то есть надежда, что в итоге мост будет совмещенным... То есть сначала будет возведена автомобильная часть сооружения, и уже потом - железнодорожная. Тем более, что, по мнению главы Якутии Егора Борисова, пока железная дорога не пришла в столицу республики, ее строительство нельзя считать завершенным. Дело в том, что в Якутске уже создан транспортный узел, включающий в себя федеральные автодороги, аэропорт и речной порт с выходом на Северный морской путь. Для создания крупного логистического центра не хватает только рельсов, которые позволили бы республике значительно сократить объемы грузов, запасаемых на год впрок в период навигации. И мы услышим в Якутске стук копыт железного коня и гудок паровоза...