Дача преткновения
Об этом свидетельствует множество публикаций в различных СМИ. Думается, и в суды большинство исков подаются именно по этим вопросам.
В редакцию «ЭС» обратился Павел Шкиляев - читатель с очередной «дачной» жалобой, который судится с администрацией города Якутска.
В 1998 году распоряжением администрации города Якутска N№50р-1 земли сельхозназначения (под садоводство и огородничество) на 11 километре Покровского тракта были выделены для дачного строительства, а 17 августа того же года на этих землях был зарегистрирован СОПК «Сэргэ», о чем есть свидетельство о государственной регистрации № 7570. Отец Павла Шкиляева - Александр Михайлович Шкиляев, выплатив пай, стал полноправным членом кооператива, о чем свидетельствует список членов СОПК, где старший Шкиляев числится за № 78. Вместе со старшим Шкиляевым членами кооператива стали и члены его семьи, в том числе сын Павел.
Согласно п. 3.2 Устава СОПК «Сэргэ», имущество кооператива составляет земельный участок (1000 кв. м за Александром Шкиляевым), выделенный члену кооператива, находящийся в его пользовании, а возведенные на его средства строения и возделанная им земля являются его собственностью.
Александр Шкиляев пользовался данным участком по назначению. Он огородил его, возвел двухэтажный сруб площадью 6х8 м, баню и другие хозяйственные постройки, оплачивал земельный налог, долгов перед кооперативом не имел, о чем свидетельствует справка СОПК «Сэргэ», где председатель кооператива Е.Н. Куренков пишет, что вид права на землю – пожизненное пользование. Также председатель указывает на то, что на 22 мая 2011 года за участком отсутствует задолженность по всем платежам, предусмотренным Уставом.
17 декабря 2008 года Александр Шкиляев внезапно умирает, так и не успев оформить документы на участок. Об этом станет известно детям позже. Они в это время жили в Мохсоголлохе и знали, что отец живет на дачном участке не только летом, но и зимой, потихоньку строится, платит налоги. В его дела они не лезли, о разделе имущества и наследства при живом отце и не думали.
После смерти Александра дети решили, что дачный участок отойдет сыну Павлу, и начали действовать. 13 ноября 2010 года (запомните эту дату) сестра Светлана заказала и оплатила топосъемку участка в МУП «Земельная служба» и получила ее с указаниями на схеме всех существующих на участке строений вместе с забором.
Затем с просьбой о выдаче свидетельства о праве на наследство Павел Шкиляев обратился к нотариусу Хангаласского нотариального округа РС(Я), но получил отказ в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок. В поисках документов дети обращались в архив, МФЦ, ЕГРП. И что они узнали? А то, что, согласно кадастровому паспорту, с 8 ноября 2010 года участок предоставлен Лексюкину Алексею Алексеевичу (сыну соседей Шкиляева по даче). Участок передали Лексюкину сначала в аренду, а затем, с 29 декабря, в собственность.
И вот уже прошли три заседания суда (на последнее, которое состоялось вчера, никто из ответчиков не подошел). В судах Павел говорит о том, что смерть отца не может его детей оставить без дачного участка, что они также являются членами кооператива, о своем праве на наследство, так как считают, что право пожизненного пользования прекращается лишь в двух случаях: в случае отказа землепользователя от участка либо в принудительном порядке по решению суда. А ни того, ни другого не было. Но есть очень даже любопытный документ у Лексюкина - топосъемка участка от октября 2010 года (помните аналогичный документ от 13 ноября того же года?), где оспариваемый участок изображен пустующим! Вот этой топосъемкой и трясет в суде представитель Лексюкина (Алексей Алексеевич сам по судам не ходит), некий Шкляр, работающий вместе с ним в одной организации, расположенной в здании бывшей гостиницы «Якутск», где случайно расположены все… «земельные» учреждения, начиная с Комитета по земельным отношениям и заканчивая МУП «Земельная служба», где, кстати, и делают топосъемки!
Сестра Павла Светлана Шкиляева:
- Рядом с нашей дачей проходит газ, летом - вода, круглый год - электричество. В этом плане наша дача – лакомый кусок. Председатель наш там живет круглогодично. Он мне дважды звонил, сообщал, что некий гражданин начал сносить забор нашей дачи, а потом вообще взялся за сруб. На нем почти был возведен второй этаж. Сейчас второго этажа уже нет, бревна вывезены. А ведь председатель говорил ему, что у дачи есть хозяева, а тот отвечал: «Я – хозяин, у меня все документы на участок». Дважды я приезжала с милицией, но пока мы ехали, люди уже успевали с участка уйти. Потом я узнала, что это был Лексюкин. Его родители живут через дорогу от нашей дачи.
Представитель Павла Шкиляева в суде юрист Денис Чистоедов:
- Дети Шкиляева - такие же члены кооператива, как и он сам. И смерть одного из членов кооператива не означает, что других оставшихся в живых родственников можно оставить без участка, подделав топосъемку. Мы хотим, чтобы Лексюкин добровольно отказался от участка, но на заседания суда он не приходит.
За комментариями мы обратились в Комитет земельных отношений. Нам ответила юрист Анастасия Боотулу:
- Лексюкин А.А. в период действия заявительного порядка предоставления земельных участков обратился в Комитет земельных отношений Окружной администрации г.Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Покровский тракт, 11 км., СОПК «Сэргэ», с кадастровым номером 14:35:112003:10371 под садоводство и огородничество. 08.11.2010 г. Окружной администрацией г.Якутска подписано распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на основании: заявления, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из протокола заседания Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельного участка для садоводства, огородничества и дачного строительства на территории г.Якутска, акта выбора земельного участка и градостроительного плана земельного участка. На основании распоряжения между Комитетом земельных отношений Окружной администрации г. Якутска и Лексюкиным А.А. заключен договор аренды земельного участка.
На основании заявления, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок к ним распоряжением от 29.12.2010 г. Окружной администрацией г.Якутска земельный участок предоставлен в собственность Лексюкину А.А.
Согласно акту выбора земельного участка и заключений согласовывающих организаций установлено, что земельный участок свободный.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельный участок – это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Границы земельного участка Шкиялева П.А. не были определены, а Лексюкиным А.А. был представлен кадастровый паспорт земельного участка, 13.10.2010 г. кадастровый номер внесен в государственный кадастр, если бы земельный участок Шкиляевым А.М. прошел кадастровый учет, то Окружной администрацией г. Якутска спорный земельный участок не был предоставлен Лексюкину А.А.
Согласно топосъемке земельного участка от 18.05.2010 г., представленной Лексюкиным А.А., указано место допустимого размещения здания, строения, сооружения, каких-либо строений, расположенных на земельном участке не отражено.
На данный момент собственником земельного участка с кадастровым номером 14:35:112003:10371, расположенного по адресу: г.Якутск, Покровский тракт, 11 км., СОПК «Сэргэ» является Лексюкин А.А. У заявителя Шкиляева П.А. правоустанавливающие документы на земельный участок и на объекты недвижимости отсутствуют.
Насколько известно редакции, на комиссию, принимающую решение о предварительном согласовании, сдаются в том числе топосъемка и выписка из кадастра о зарегистрированных правах на земельный участок. В нашем случае прав в кадастре, безусловно, зафиксировано не было, но куда делись строения, возведенные старшим Шкиляевым с топосъемки? Как мог топограф «не заметить» их во время осмотра участка? Или его об этом «попросили»? Каким образом Лексюкин получил «пустую» топосъемку за месяц до того, как хозяевами была получена другая топосъемка того же участка, но со всеми строениями на нем?
В прошлом номере «ЭС» от 15 июля в статье «Озерные» страдания»» мы описали случай с выделением дачного участка на берегу озера Сергелях в водоохранной зоне. При этом новый сосед и хозяин участка повредил дорогостоящее имущество двух СОТов – электросеть, водонасос и водопровод, которые оказались на выделенной территории. Дачники готовы биться и судиться до конца. Выступая на телевидении, глава города Юрий Заболев на заданный дачниками вопрос ответил, что в водоохранной зоне недопустимо строительство и что данный вопрос он поднимет перед Комитетом по земельным отношениям. А «ЭС» еще в ходе подготовки статьи обращалась в Комитет по земельным отношениям и в Комитет охраны природы, но вразумительного ответа не получила - обе стороны кивали друг на друга и говорили, что надо во всем разобраться… выехав на место!
Вот и приходится вопрошать, ведомо ли рядовым сотрудникам, что по результатам их работы судят о работе руководства. И когда эти результаты ошибочны, страдает авторитет и репутация руководителей города, чья подпись в конечном итоге стоит в официальных документах.