«Дальнобойный» бумеранг
С начала нынешнего года вокруг российского грузового транзита в Европу развернулась настоящая политическая и экономическая война, застрельщиком которой выступила Польша. Теперь ее подхватила и Украина. А всё началось с запрета на ввоз некоторых товарных групп из ЕС в Россию, который последовал в ответ на введенные против нашей страны санкции. На этом тут же начали зарабатывать ушлые перевозчики, оформляя европейские грузы как транзит в Азию, но «теряя» их где-то после ввоза в РФ. Особенно в этом преуспели поляки.
И вот Россия ввела новый порядок оформления транзитных грузов из ЕС. Никакого запрета. Просто грузы надо ввозить через Белоруссию, и снабжать пломбами с ГЛОНАСС. А это такая неприятная штука, которая фиксирует реальный маршрут груза, и «потерять» его в России перевозчикам уже никак. Контрабандный бизнес поляков закончился. Они стали этим недовольны и притормозили оформление уже российских транзитных фур на своей границе. Начались переговоры. Но не об изменении способа оформления транзита — он соответствует договорам, а о квотах национальных перевозчиков. Россия предлагает равные доли перевозок польскими и российскими фирмами, а поляки хотят пропорцию 70/30 в свою пользу. Всё это – хоть и на грани допустимого – пока в рамках законности и договоров. Но переговоры идут, а транзит стоит.
Наши дальнобойщики попытались добраться до Евросоюза через Украину. И тут за дело взялись соседские радикалы, примерившие на себя роль полезных идиотов. Они перекрыли транзит уже оплаченных ЕС товаров в эту самую Европу, не беспокоясь о том, что за это придется отвечать. Власти Украины вынуждены были задним числом узаконивать действия радикалов, оформляя их решениями правительства. И тут прилетел «дальнобойный» бумеранг. Ибо в ответ на это РФ вообще закрыла транзит украинских фур. Их пока еще пускают в Казахстан, но с растаможкой через Белоруссию и с пломбами ГЛОНАСС. В итоге Украина теряет товарооборот, Азия вынуждена брать аналогичные товары в РФ или через российских перевозчиков. Россия в плюсе.
Поляки — рано или поздно — с нами о транзите договорятся. И российские фуры снова покатят через Белоруссию и Польшу в Европу. А вот украинских фур в Азии больше не будет, как и российских фур, едущих через Украину. При этом у России нет таких обязательств по транзиту европейских грузов, как у Украины. Вообще, думать, что остановка российских фур на пути в Европу сможет нанести ущерб РФ, могли только люди с глобусом Украины в голове. А самая прелесть этого всего в том, что бумеранг запущен чужими руками. Украинским радикалам, похоже, заплатили поляки — чтобы усилить свою переговорную позицию и вытребовать у России больше уступок. А те сами и яму вырыли, и сами себя в ней закопали, уверенные, что это и есть перемога.
И еще. Наши записные оппозиционеры, пытавшиеся организовать бунт дальнобойщиков против власти из-за введения системы оплаты автоперевозок внутри страны, куда-то пропали, едва водители большегрузов столкнулись с реальными проблемами. Не слышно ни коммунистов, ни либералов – только свист запущенного ими бумеранга, который к ним и вернется. В день выборов 18 сентября.