Дед-предатель
По крайней мере, им так кажется. Многие потом жалеют и даже бы вернулись бы обратно, но боятся, что их с позором выгонят. Хорошо, если еще материально помогают, а ведь бывают и такие моральные уроды, которые бросают бывшую жену и родных детей на произвол судьбы. Или же, кроме алиментов, ничего знать не хотят, перекладывая всю ответственность по воспитанию детей на хрупкие плечи брошенной женщины. Не знаю, кто из них нашел неземное счастье в новой семье, если мужчина не законченный подлец, вряд ли он может быть полностью счастливым, поскольку все равно думает если не о жене, то о детях обязательно. И вообще, недаром же появилась пословица: «На чужом несчастье счастья не построишь».
Эту историю я слышала от одной коллеги лет пятнадцать тому назад. Она родилась в одном из сел одного из вилюйских улусов. Мужчина, о котором пойдет речь, жил с ее родителями в близком соседстве. Тогда ей (коллеге) было лет двенадцать, и она хорошо знала всю эту семью, так как старшая дочь, Маайыска, была ее ровесницей и подружкой детских игр, в школе они учились в одном классе. Поначалу жизнь этой семьи ничем не отличалась от жизни других семей. Отец с матерью работали, детей было четверо, жили в большом добротном доме, держали трех коров, свиней и кур. В общем, все как у всех. Майя с братьями и младшей сестрой с самого раннего детства помогали родителям во всех работах: косили с отцом сено, доили корову, задавали корм свиньям и остальной живности.
Было все хорошо, пока однажды, как гром среди ясного неба, грянула беда-не беда, но в любом случае неприятная неожиданность, после которой жизнь поменялась совсем в другую сторону. Их отец, мужчина лет сорока или более (по мнению моей знакомой, тогда маленькой девочки, староватый, с седыми волосами), неожиданно для всех увлекся другой женщиной и в один далеко не прекрасный день объявил, что уходит из семьи, так как влюбился в другую и представляет жизнь без нее. Разлучница была приезжей, жила в их селе всего полгода и за это время успела охмурить этого мужчину, с которым постоянно сталкивалась по работе. Ее не остановило ни наличие жены, ни четырех детей. Если говорить честно, новая любовь была намного моложе и красивей матери Майи. Родом из южного района, со смешанной кровью и яркой внешностью, она могла бы найти себе и более молодого и, самое главное, не обремененного семьей мужчину. Но случилось то, что случилось. После такого скандала, естественно, в этом селе им не было жизни, потому влюбленные, подхватив свои манатки, упорхнули из села в неизвестном направлении. Перед отъездом мужчина даже не простился с детьми. Может, ему было стыдно взглянуть в глаза подросшим детям, которых он покидал навсегда.
Оставшись одна в качестве брошенки, мать Майи, конечно, очень страдала, ходила как в воду опущенная, боясь поднять глаза на односельчан. Хотя в чем была ее вина? Чего греха таить, в таких случаях женщина начинает пить. Однако мать Майи оказалась сильной женщиной и, сжав зубы, стала жить ради детей. Оставшись без мужских рук, им пришлось оставить только одну корову, поскольку дети были еще малы, чтобы накосить достаточно сена для трех коров. Дети тоже горевали, особенно тосковала по отцу-предателю Майя, бывшая папиной любимицей. Однако со временем раны на сердце заросли, жизнь вошла в свою колею, подросли братья, дети все сплотились вокруг матери и выстояли перед перипетиями судьбы.
После окончания школы Майя поступила в педучилище, чтобы поскорее встать на ноги и помогать матери поднимать младших. Если сказать вкратце, судьба наконец-то повернулась лицом к этой семье. Майя и ее братья, получив среднее специальное образование, вернулись в родное село, обзавелись семьями, нарожали детей. Младшая сестра, Катюшка, захотела стать врачом и при помощи братьев и сестры выучилась, жила в Якутске. Мать вынянчив первых трех внуков, заболела и ушла в мир иной.
А теперь вернемся к той семье, которая осела в одном из северных районов республики, у них родились друг за другом два сына. Материально они ни в чем не нуждалась, но семейного счастья так и не обрели. Женщина оказалась, так сказать, слаба на передок, изменять мужу, который был намного старше, стала практически сразу, но, видимо, любовники не звали ее замуж, так что худо-бедно брак держался. Когда Советский Союз распался, пришлое население района стала массово уезжать в южные области. Многие за годы работы на Крайнем Севере построили кооперативные квартиры в Краснодарском крае или же возле моря. Мать семейства также ухитрилась вступить в один из таких кооперативов, и в один прекрасный день они очутилились в одном из маленьких городков возле Черного моря. По приезде купили дачку, женщина занялась выращиванием ягод и фруктов. На мужа, к тому времени уже старенького, смотрела как на неизбежное зло, от которого никуда не деться. Его уже не сажали за общий стол – стыдились. С его мнением никто не считался, даже маленькие внуки (сыновья там женились), могли накричать на него. Спал бедный старик в основном сарайчике, только зимой ему ставили раскладушку в кладовке, где хозяйка хранили свои плодово-ягодные консервы.
Жалел ли он о том, что ушел из прежней семьи и бросил своих детей, а потом и вовсе не интересовался их судьбой? Если честно, что да, очень жалел. Особенно часто старик вспоминал дочку Маайыску, своего первенца, в его угасающем сознании почему-то она по-прежнему оставалась маленькой девочкой. От плохого обращения родных и от тоски по родине, по родной, привычной пище он уже начинал впадать в старческий маразм, и превратился в неряшливого и беспомощного старичка. В конце концов, пришло время платить судьбе по счетам за свое предательство. В один из холодных осенних дней (его по-прежнему держали в сарае) он окончательно потерял остатки разума и уже не поднимался с кровати, отказывался от пищи и воды. Наверное, он хотел умереть. Врач, пришедший по вызову, только пожал плечами и сказал, что конец близок.
Теперь снова переместимся в наши края, а именно – на малую родину старика, где жили его трое детей. Майя, заочно закончив юридический институт, перешла из школы в полицию и работала в райцентре, куда каждое утро отвозил муж. В скором будущем они планировали переехать, а пока ждали квартиру в строящемся доме. Дети оставались сами за хозяев. В один из осенних дней младший сын не пошел в детский сад по причине простуды и сидел дома. Старшие были в школе. Мальчик смотрел по телевизору мультики и заснул. Когда проснулся, увидел, что возле него сидит какой-то незнакомый старик и с любовью смотрит на него. Малыш очень удивился, потому что помнил, что, как велела старшая сестра, закрылся на крючок. И только открыл рот, чтобы спросить, как старик оказался в доме, во дворе послышались голоса возвращавшихся со школы сестер, и вот они стучат… Мальчик проворно соскочил с дивана и побежал открывать сестрам. Когда же девочки шумно ввалились в дом, странного гостя уже нигде не было. Только что был, даже запах стариковский остался, а самого его и след простыл. Мальчик удивился, но тут же забыл, отвлекшись на шоколадку, принесенную ему сестрами. Вспомнил только вечером, когда приехали родители и все сели ужинать. Ему, конечно, никто не поверил, сестры и вовсе подняли на смех. Только на лицо матери набежала тень грусти, она вспомнила отца (мальчик был очень похож на него), у женщины почему-то защемило сердце… Вспомнила, как долго страдала после его ухода, часто плакала в подушку и еще очень долго ждала его, надеялась, что в один день откроется дверь и войдет он, ее папа…