День реки Лены: Кто должен утилизировать 296 заброшенных судов?
Депутаты Якутской городской Думы на прошедшей очередной 47 сессии рассмотрели проект законодательной инициативы Якутской городской Думы «О внесении изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
На то есть причины. В Якутии зарегистрировано 296 затонувших судов на водных объектах республики, из них на реке Лене 98 единиц флота. На водных судах во время навигации образуются нефтесодержащие, сточные воды, сухой мусор и твердые пищевые отходы, которые негативным образом влияют на экологию, флору и фауну, представляют опасность для судоходства. По закону поднимать затопленные корабли должны их собственники за свой счет, но установить владельцев удается далеко не всегда.
Пока в России не разработана единая федеральная программа по ликвидации подводных свалок, регионы пытаются самостоятельно оценить ситуацию и подсчитать, сколько средств понадобится на уборку. Якутии на подъем и утилизацию затонувших судов необходимо финансирование в размере более 8 млрд руб. (по данным 2017 года). Однако из федерального бюджета деньги на такие цели были выделены пока лишь Мурманской области в рамках пилотного проекта - 50 млн рублей.
В феврале 2017 года Якутская транспортная прокуратура потребовала судовладельцев поднять три затонувших судна, так как в нарушение ст. 47.1 кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации их не поднимают, что создает угрозу безопасности судоходства и причинения вреда окружающей среде. На 1640-1641 км реки Лены, в акватории подходного канала Якутского речного порта, находится затонувшее судно «Гермес», принадлежащее судовладельцу Федорову А. В. Администрация Ленского бассейна потребовала его поднять судно, однако он распоряжение не исполнил. Аналогичные нарушения допущены ООО ПМК «Промышленная» и ООО «Строй-Лес». Их баржа «МП-323» затонула на 2 843 км реки, «МП-1052» - в районе Якутского речного порта. И таких случаев предостаточно.
По мнению администратора портала «Navode.14», судовладельца Сергея Ярыгина, владельцы малых судов за своим хозяйством следят и затонувшие суда сразу стараются вытащить из-под воды, поскольку штрафные санкции слишком дорого могут обойтись. А вот владельцы крупных судов, в основном частные компании, которые занимаются той же перевозкой пассажиров или грузов, свои обязанности не выполняют – за затонувшее судно они могли получить страховку, а вот поднимать его со дна реки - расходная операция. Им гораздо дешевле оставить судно дальше загрязнять водоемы и создавать угрозу судам.
«Проблема действительно, существует, и уже не первый год, даже и не десяток лет. Бесспорно, затонувшие суда наносят вред экологии, загрязняя нашу реку. Также существует опасность и для маломерных судов, которые могут столкнуться с затонувшими старыми баржами и катерами на подступах к фарватерам и у входа в Речпорт. Те, кто опытен, плавают по судовому ходу, а вот новички могут ненароком и столкнуться.
Большинство затонувших судов принадлежат частным компаниям. Я помню, еще в 1995 году, когда переехал на 202 микрорайон, на дамбе между 202 и 203 микрорайонами лежала затонувшая баржа, носовая часть которой торчала из-под воды. С тех пор прошло больше 20 лет, и то, что было на поверхности, растащили на металлолом, все остальное так и лежит под водой. Ведь для частной компании вытащить затонувшее судно - дорогостоящая обязанность. У входа в Речпорт есть целое кладбище судов.
Проблему решать нужно, и в первую очередь - найти рычаги воздействия на владельцев судов».
По мнению владельца малых судов Александра Соколова, заброшенные суда у входа в Речпорт, так называемое «кладбище кораблей», попросту портят облик города:
«Я владею маломерными судами уже на протяжении 7 лет, и каждый год с 1 июня по 15 сентября у нас, владельцев судов, начинается сезон. Естественно каждое лето, как мы знаем, на «Демьяне Бедном» или «Михаиле Светлове» начинаются круизные поездки с городского Речпорта. И какой вид открывается гостям нашей республики? Заброшенные ржавые баржи, старые корабли, подтопленный металлолом, одним словом - свалка. Такое зрелище никак не красит имидж республики. К тому же они не только портят облик, но и загрязняют экологию. Исходя из этого можно сделать вывод, что проект Якутской городской Думы однозначно нужно поддержать», - говорит он.
Проект Якутской городской Думы направлен на улучшение экологической ситуации в акватории бассейнов России, в том числе Ленского бассейна.
«Нами уже не первый год ведется работа в части улучшения экологической ситуации в акватории Ленского бассейна. На сегодняшний день, к сожалению, не определен орган государственной власти, ответственный за поднятие затонувших судов. Согласно нашей инициативе, мы предлагаем установить, что при бездействии собственника судна обязанность поднять затонувшее судно возлагается на Администрацию бассейна внутренних водных путей.
Учитывая, что данная проблема существует не первый год и количество затонувшего металлолома из года в год растет не только в Якутии, но и по всей стране, необходимо принятие соответствующих законодательных решений», - сказал Председатель гордумы Александр Саввинов, комментируя внесение изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта России.
Добавим, что на сегодняшний день депутатским корпусом законопроект одобрен для внесения на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Пресс-служба Якутской городской Думы