День защиты прав потребителей. На что жалуемся?
С каждым годом количество обращений граждан в сфере защиты прав потребителей возрастает, меняется структура обращений, а общество становится более подкованным в знаниях своих прав. За прошлый год Управлением было рассмотрено более четырех тысяч обращений граждан, проверено более полутора тысяч предприятий и организаций. Увеличилось число правонарушений при оказании услуг ЖКХ и при оказании услуг общественного питания. «А торговля пищевыми продуктами – самый передовой край, где явно и наглядно сталкиваются потребитель, продавец и товаропроизводитель, - говорит Роспотребнадзор, - Если вы увидели просроченный продукт, то нужно немедленно реагировать!». Штрафы за просроченные продукты питания доходят до 300 тысяч рублей. В некоторых магазинах даже клеят новую этикетку на старую с другим сроком годности.
Летом бывает много обращений по туристическим услугам, например, нашумевшее дело с компанией «Якутинтурист», суд решился в пользу потребителя. Много жалоб поступает на проблемное качество связи.
Подарок сломался
После весенних праздников многие жители обзавелись различной бытовой техникой. И хоть Роспотребнадзор и отмечает, что количество жалоб на непродовольственные продукты – это одежда, бытовая техника, обувь и другое - понизилось, нам стало интересно, как не быть обманутым при покупке бытовой техники и что делать, если товар сломается.
Зинаида Никифорова, начальник отдела защиты прав потребителей:
- Если потребителю нужны какие-либо экспертные заключения, если что-то сломалось, они могут обратиться в Торгово-промышленную палату, в которой есть эксперты, есть также Судебная экспертиза по улице Автодорожная, где тоже даются очень хорошие экспертные заключения. Экспертные заключения нужны тогда, когда есть спорные вопросы потребителей, когда магазин отказывает и не принимает продукцию.
Многие крупные магазины экспертизу делают сначала у себя, в основном это касается телефонов, и если есть какие-то вопросы, то они отправляют туда, откуда получали товар – это у нас Санкт-Петербург, Москва или Владивосток.
- На сервисные службы жалоб практически нет, потому что у них и сроки хорошие по закону, они могут в течение 45 дней делать экспертизу и после этого делать ремонт, поэтому они укладываются в эти сроки. На качество работы у нас не было жалоб. В основном только на магазины.
На что обратить внимание при покупке
- Сложную бытовую технику мы не можем сами донести, и мы заказываем доставку на дом. Как правило, стопроцентно, магазины доставляют товар в закрытых упаковках. Очень часто товар доставляется в рабочее время, когда дома либо дети, либо пенсионеры. И поэтому, как они привезли, на бумагах расписываемся, что получили, и все. А следует знать, что этой росписью мы уже заключили договор, расписались о том, что получили товар, состояние которого нас устраивает. Людям нужно приписывать на бумаге «без проверки качества». В зимнее время вообще качество нельзя проверять в течение трех часов с холода. Это не все знают. А в летнее время мы просто обязаны сразу при доставке проверить в доме качество товара: вскрыть упаковку, включить и попросить показать доставщика. Мы должны принимать по качеству. А еще следует знать, что сложная бытовая техника возврату и обмену не подлежит, особенно когда ее доставляют на дом.
Роспотребнадзор с 12 по 21 марта проводит декаду защиты прав потребителей, в рамках которой в городе будут проведены различные лекции, семинары по пропаганде и разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей, горячие линии, онлайн-консультации через сайт ykt.ru.