Деньги для ЖКХ восстановят
Неделю назад Якутская городская дума приняла бюджет столицы на 2019 и на плановый период 2020-2021 гг. в первом чтении. Наибольшая доля обсуждений и критики со стороны депутатов Гордумы затронула сокращение финансирования отрасли ЖКХ. Из уст ряда народных избранников прозвучали выступления о недопустимости резкого снижения содержания отрасли. Ранее подобная критика прозвучала и на общественных слушаниях по проекту бюджета.
Половина раздела 0500 «ЖКХ» в бюджете с ЖКХ не связана
Действительно, если посмотреть на цифры раздела бюджета 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», то разница между суммой, заложенной год назад, в проекте бюджета на 2018 год (1 млрд 478 млн руб.) и проектом на 2019 год (967 млн руб.) составляет внушительные 510 млн руб. (459 млн руб. по сравнению с уточненной, действующей сегодня версией бюджета-2018). Это как раз те «виртуальные» полмиллиарда, отсутствием которых оперируют отдельные комментаторы в СМИ, предрекая городу «весенний потоп» от растаявшего снега и «грязь по уши» от жесткого недофинансирования коммунальных служб в 2019 году.
Между тем если разложить финансирование раздела 0500 по направлениям, то можно увидеть, что недофинансирование собственно мероприятий, за которые отвечают предприятия отрасли и управы, не носит критического характера и может быть восполнено в ходе уточнения бюджета за счет экономии от торгов и повышения уровня бюджетного дефицита.
В разделе 0500 предусмотрены средства на финансирование 7 муниципальных и ведомственных программ, а также на непрограммные расходы. Собственно, к функционированию и непосредственным задачам отрасли жилищно-коммунального хозяйства относятся четыре программы: две из них - муниципальные программы: «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры» и «Обеспечение функционирования и развитие жилищно-коммунального хозяйства», в двух других программах обеспечивается финансирование благоустройства в округах и пригородах города.
Три другие программы, среди которых финансирование муниципальных программ «Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка и безопасности дорожного движения», «Формирование современной городской среды», «Обеспечение жильем населения» и непрограммные расходы, не связаны с функционированием отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
В итоге если подсчитать суммарное сокращение по четырем программам в проекте бюджета, касающихся деятельности отрасли ЖКХ в 2019 году, то сокращение составляет 269 млн рублей – по сравнению со стартовым бюджетом на 2018 год, принятым год назад. Если же сравнивать с уточненным бюджетом на 2018 год, то сокращение составляет 288 млн руб.
Реальное сокращение в три раза меньше
Теперь пройдемся непосредственно по жилищно-коммунальным программам. На реализацию муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры» в проекте бюджета на 2019 год запланировано 129 млн рублей. Это на 14,5 млн меньше, чем в уточненном бюджете за текущий год.
На МП «Обеспечение функционирования и развитие жилищно-коммунального хозяйства» запланировано 569 млн руб. - на 176 млн руб. меньше, чем в бюджете 2018 года, принятом год назад. По данной статье сокращены расходы на текущее содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства. И на 241 млн рублей меньше, по сравнению с уточненным бюджетом 2018 года. Разница 65 млн руб. (176 млн и 241 млн) объясняется погашением в 2018 году кредиторской задолженности за 2017 год.
Как пояснили в департаменте финансов, в 2019 году на капитальный ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети Якутска будет направлено около 1,5 млрд рублей, это 23 км дорог и 3 мостовых перехода. Соответственно, физически сократятся объемы выполняемых работ по обслуживанию дорог и финансирование этих работ, около 20 млн руб.
Далее в связи с внедрением в Якутске с 1 января следующего года системы единого оператора по обращению с отходами автоматически исключаются расходы на санитарные точки в частном секторе, которые в 2018 году составили 33 млн рублей.
Таким образом, с учетом прогнозируемой экономии от торгов, которая будет оставаться полностью в отрасли ЖКХ, реальная сумма для восстановления необходимого финансирования составляет 160-170 млн рублей, подчеркнули в Департаменте финансов. Не полмиллиарда, а в три раза меньше, если смотреть по конкретным статьям, из которых финансируется деятельность данной отрасли городского хозяйства.
Теперь о финансировании благоустройства в округах и пригородах. На пригороды проектом бюджета предусмотрено 47 млн руб. минус 17,5 млн к уточненному бюджету 2018 года, на управы городских округов – 55 млн руб., со снижением 15 млн руб. к уточненному бюджету завершающегося года.
Таким образом, финансирование четырех основных направлений отрасли даже с учетом сокращения обеспечено на 8-10 месяцев 2019 года. Поэтому заявления о том, что «город утонет от талых вод» или «погрязнет в мусоре» от недостатка средств в течение 2019 года, не имеют под собой оснований, считают в департаменте.
Где взять деньги?
Восстанавливать недостающие для финансирования отдельных статей миллионы в окружной администрации намерены за счет экономии бюджетных средств, образующихся по итогам конкурентных торгов. На сегодня это достаточно стабильный источник незапланированных доходов, и сумма сэкономленных средств ежегодно растет. Если в 2017 году на торгах сэкономили 150 млн рублей, то по итогам 10 месяцев 2018 года сэкономлено уже 180 млн руб. Все эти средства будут целевым образом направляться в отрасль ЖКХ.
Второе направление, которое предложили на состоявшейся 21 ноября сессии депутаты гордумы, увеличение дефицита бюджета до 8% от размера собственных доходов. Напомним, в первом чтении бюджет 2019 года принят с дефицитом 5%. С таким же размером дефицита изначально был принят бюджет 2018 года, однако за счет остатков средств на начало года дефицит был увеличен до 6,6%. По расчетам финансистов, каждый дополнительный процент дефицита бюджета сегодня эквивалентен примерно 80 млн рублей. Вопрос об увеличении размера дефицита бюджета города по предложению депутатов будет рассмотрен в первом квартале 2019 года.
В окружной администрации также разрабатывается план по увеличению доходной части бюджета. Наибольшее внимание в нем будет уделено повышению собираемости налогов, а также неналоговых платежей, речь в первую очередь идет об арендной плате за использование земельных участков. По данным администратора доходов - МКУ «Агентство земельных отношений», сумма задолженности по этому виду платежей в городской бюджет, накопившаяся за многие годы, превышает 900 млн рублей.
Другое направление по улучшению сбалансированности бюджета – сокращение административных, представительских расходов и затрат на командировки. Так, по решению главы города Сарданы Авксентьевой, упразднена должность одного заместителя мэра (с полагающимся штатом) – экономия в год около 2,6 млн руб. Упразднены должности трех из шести советников главы – экономия в год около 4,2 млн рублей. Сокращены примерно на четверть расходы на командировки сотрудников окружной администрации. Особое внимание руководство города будет уделять оправданности и необходимости проведения различных мероприятий, других крупных муниципальных закупок в течение 2019 года.