Детей с аутизмом лечат собаки
Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Основа канистерапии – любовь и преданность
Теперь такие занятия будут проходить систематически. Дети должны сначала к ним привыкнуть, а потом можно завести собаку. Понять, какая порода им подходит. В этом вопросе нас будут консультировать члены клуба.
Людмила, мама шестилетнего Тимофея:
- На канистерапию мы сходили впервые, нам очень понравилось. Ходим еще на иппотерапию в клуб «Золотая подкова». Тимофей собак не боится, гладил их. На больших собак верхом пытался сесть. Собаки очень добрые, не лаяли, выполняли команды. Дети и родители вернулись домой довольные, счастливые. Мы потом переписывались, фотки скидывали. Вообще, у нас дома кошка, с собаками до этого не общались. Но нам так понравилось, что задумались, не завести ли нам собаку.
Ольга Николаевна, бабушка восьмилетнего Левы:
- От встречи впечатления хорошие, фотографий много сделали, дети счастливые. Эмоции через край. Конечно, выражаются в криках, в визгах, дети особые, и эмоции такие же. Собаки на них хорошо повлияли, почаще бы такие встречи проводить. Чтобы дети в себе не замыкались. Лева у нас очень любит рыбачить, с мамой по грибы ходят, в бассейн. Тоже очень нравится. Важно, что он эмоции в себе не держит. Было бы здорово, если бы нашлись спонсоры, которые каждому ребенку подарили бы по щеночку. Общение с ними очень позитивно влияет на ребят. Самим покупать дорого, не всем по карману. Ведь медицинских и других расходов много. В наш центр мы ходим относительно недавно. И уже есть хорошие результаты, мы начали предложениями говорить. Я сама из района приехала и своими глазами увидела результаты внука, очень горжусь им. Это благодаря работе наших педагогов. Мы с внуком, пока не нашли центр, сами дома занимались, а сейчас еще активнее стали заниматься. Радуемся каждому достижению нашего мальчика. Лева у нас активист, участвует во всех мероприятиях.
«Особый ребенок»
Мы встретились с директором абилитационного центра Инной Скрябиной, которая рассказала нам о работе организации.
- В 2007 году родители детей с аутизмом создали Якутскую региональную общественную организацию «Особый ребенок». Президентом была избрана идейный вдохновитель, медицинский психолог Ирина Михайловна Казакова. Она до сих пор консультирует всех наших детей, ведет их с младшего возраста. Дает рекомендации, советы родителям. Об открытии центра мы мечтали давно. Писали письма в разные государственные структуры, но везде получали отказ. И решили организовать все своими силами. Так, в 2013 году, во Всемирный день распространения информации об аутизме, состоялось открытие нашего центра. Два месяца шли ремонтные работы. Родители создали его своими силами.
С каждым годом работа центра должна развиваться, и для этого мы постоянно держим связь с другими центрами, делимся опытом. Стараемся привнести что-то новое. Приглашаем из других регионов специалистов на семинары, для обучения родителей и педагогов. При открытии центра были учтены все строительные нормы и требования пожарной безопасности. В каждой комнате установлены камеры видеонаблюдения. Родители могут наблюдать за своими детьми, пока они на занятиях. Безопасность наших детей стоит на первом месте.
Работа с родителями
- Одной из задач нашего центра является работа с родителями. Важно, чтобы они общались между собой, не замыкались. Родитель должен понять состояние своего ребенка и начать заниматься, перенять опыт других родителей. Не находиться в стрессовом состоянии. Нужно, прежде всего, работать с ними, а потом - с детьми. Центр в этом им всячески помогает, проводит тренинги. Родители начали общаться, собираться по праздникам, выезжать на природу. В прошлом году мы ездили на Ленские столбы. Общались в походных условиях. Это очень помогло не только родителям, но и детям, они узнали больше друг друга.
Работа с детьми
- Наш центр рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также ходят ученики старших классов коррекционных школ на дополнительные занятия. Каждый день расписан по минутам. Раз-два в неделю проходят сеансы иппотерапии в «Золотой подкове», раз в неделю дети старшего возраста занимаются в кондитерском цехе, занимаются рисованием в художественной галерее им. А. Осипова. Они очень ждут этих занятий. С ними плотно работают логопед-дефектолог, психолог, педагоги. Все занятия проходят с элементами логопедии. В прошлом году у нас проводились занятия по музыке, по лечебной физкультуре. Но, к сожалению, из-за нехватки кадров сейчас временно приостановили. Сотрудничаем с БФ «Харысхал», участвуем в их мероприятиях для некоммерческих организаций. Перед новым годом принимали участие в ярмарке, продавали поделки, сделанные руками детей, и получили диплом первой степени.
Центр не отказывает детям с другим диагнозом. К нам ходят ребятишки с задержкой развития речи. И я считаю, что чем раньше приходят дети на занятия, тем лучше результаты. Они появляются не сразу, все индивидуально. И важно, чтобы каждый родитель это понимал. Конечно, всем хочется всего и сразу. Но в нашем случае нужно терпение и упорство, постоянно нужно заниматься. Ребенок должен социализироваться, не надо его закрывать в четырех стенах. У аутистов боязнь общества, и все мероприятия, которые мы проводим, тоже являются терапией. Они учатся находиться в обществе, социализируются.
Нехватка кадров
- Занятия у нас, к сожалению, платные и стоят 400 рублей, которые тратятся на содержание центра. Увеличить эту сумму мы не можем. У многих семей нет возможности платить большие деньги. Все мероприятия в центре проводятся силами родителей-активистов. К сожалению, зарплата наших работников маленькая, из-за этого идет текучка кадров. Мы своих педагогов, которые сейчас работают, воспитали со студенческой скамьи. Специально в пединституте выбрали студентов, которые могут и у которых есть желание работать с такими детьми. Отправляли их на трехнедельную практику в Новосибирск, в центр им А. И. Бороздина. Они ездили на семинары, курсы, конференции в другие города. Ходили на все наши встречи, собрания. В общем, заранее знали, с кем они будут работать. Из шестерых студентов сейчас работают четверо. Еще пригласили преподавателей с опытом работы из коррекционных школ.
Потихоньку появляются постоянные спонсоры. Например, магазин «Акварель» предоставляет нам канцелярские товары, что является существенной помощью.
Социальная деревня «Снегири»
- Планов у центра много. Сейчас мы работаем над созданием социальной деревни «Снегири». Проект социальной деревни в городе Якутске — это создание комплекса для проживания подростков и молодых людей с особенностями развития. В последнее время в Республике Саха (Якутия) остро назрел вопрос о создании социальных деревень из-за роста количества рождающихся детей с особенностями в развитии. В настоящее время абилитационный центр «Особый ребенок» работает над созданием такой деревни. Цель данного проекта – создать центр трудовой и социальной деятельности людей с аутизмом, на территории которого они могли бы жить постоянно или временно. Написали письмо мэру нашего города Айсену Сергеевичу Николаеву о предоставлении земельного участка. Ведем работу по соискание грантов, спонсоров, изучаем опыт других регионов. Сейчас важно, чтобы нам выделили участок. У самих родителей появился интерес. Будем готовить специалистов для работы с детьми в нашей деревне. Почему нужна такая деревня? Прежде всего, детям нужен свежий воздух. У каждого будут свои обязанности. Когда ребенок работает руками совместно с другими детьми, он учится общаться, находиться в обществе.
Хотелось бы, чтобы мэрия города Якутска поддержала наш проект по созданию социальной деревни «Снегири» и помогла выделить земельный участок под строительство.