Детские страхи
Что такое детский страх?
Страх – это эмоциональная реакция психики на воздействие угрожающих факторов. Однако, как показывает психоанализ, возникновение проблемы обусловлено очень богатым и ярким детским воображением. Детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают их у себя, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.
Особенности детского страха
Нерациональность. Большинство причин детского страха, как правило, ничего общего с реальностью не имеют.
Заражаемость. Очень часто страх переходит от одного ребенка к другому или от взрослого к ребенку. Дети эмоционально чувствительны, легко перенимают чужие душевные состояния. Целая группа детского сада может начать реветь, если кто-то заплакал.
Рефлекторность. Для детей раннего возраста является физиологической нормой боязнь громких звуков, новых людей.
Серьезные причины страхов
1. Ребенок перенес психотравмирующую ситуацию и теперь боится, что она снова произойдет (укус пчелы или овода, например).
2. Родители слишком часто напоминают своему ребенку о возникновении возможной неприятной ситуации.
3. Ребенок пытается что-либо сделать самостоятельно, при этом родители постоянно предупреждают его о подстерегающей опасности.
4. Очень частые запреты со стороны родителей.
5. Разговоры взрослых при ребенке о разных отрицательных явлениях (смерть, убийство, катастрофы).
6. Конфликты в семье, особенно если источником конфликта является сам ребенок.
7. Разногласия со сверстниками.
8. Частые запугивания ребенка сказочными персонажами, чтоб ребенок слушался.
Психологами замечено, что больше всего детским страхам подвержены дети из неполных семей или единственные дети. Возраст родителей также сильно влияет на страхи ребенка: чем старше мама и папа, тем выше их тревоги и переживания, которые сказываются на ребенке.
Как выявить причину страха?
Как уже было сказано, чтобы успешно преодолеть страхи у ребенка, необходимо с помощью психоанализа выяснить их причины. В домашних условиях можно воспользоваться несколькими доступными для родителей методиками, которые дают весьма точное представление о характере проблемы.
-Даже если ваш ребёнок не обладает особыми художественными талантами, вы можете попросить его нарисовать то, что его тревожит. Однако просьба должна быть в очень мягкой тактичной форме и ни в коем случае не должна носить приказной характер.
Предложить ребёнку придумать сказку, в которой будет рассказано именно о том, что тревожит малыша.
Как правило, этот метод идеально подходит для определения детских страхов после пяти лет. Обязательно запишите сказку на бумагу. Во-первых, таким образом производится визуализация страхов, что является задачей абсолютно любой методики диагностики, а во-вторых, может пригодиться вам в будущем в случае повторного возникновения тревоги и страхов у ребёнка.
-Разговор с ребёнком на волнующую его тему.
Взрослый человек, которому предстоит беседа с ребёнком, должен серьёзно подойти к этому вопросу и заранее обдумать список вопросов, которые он задаст ребёнку. Также обратите внимание, чтобы все вопросы задавались на доступном для детского понимания уровне. Не стоит торопить ребёнка с ответом, необходимо дать ему время подумать. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на какой–либо одной причине, так как это может привести к возникновению нового страха.
Если у вас не получается, самостоятельно справиться со страхами ребенка, как можно раньше обратитесь к специалисту. Если после 10 лет у ребенка остаются сильно выраженные страхи, то это в будущем скажется на его психике.
Что нельзя делать?
Ни в коем случае не наказывать ребенка за его страхи. Не смейтесь над страхами ребенка. Не помещайте ребенка насильно в его страх. Ребенок не должен смотреть фильмы ужасов.
Профилактика
-Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения, как бы банально это ни звучало, меньше нервничать во время беременности.
-Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность вы ни занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама.
-Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным.
-Не стоит прививать ребёнку чувство собственной исключительности. Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение.
-Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.
-Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
-Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.
Какие страхи свойственны детям разных возрастов?
-0-6 месяцев – любой громкий звук.
-7-12 месяцев - громкие звуки, любые незнакомые люди, высота.
-1-2 года - разлука с родителями, страх травмы.
-2-3 года - разлука с близкими, отвержение с их стороны, незнакомые ровесники, большие непонятные, угрожающие объекты (Мойдодыр, Бармалей).
-3-5 лет - смерть (дети осознают конечность жизни), страшные сны, болезнь.
-6-7 лет - зловещие существа (ведьма, призраки, черти, дьяволы и др.), потеря родителей или страх потеряться самому, чувство одиночества (особенно ночью), школьный страх (быть несостоятельным), физическое насилие.
-7-8 лет - темные места (чердак, подвал и др.), реальные катастрофы, утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т. д.).
-8-9 лет - неудачи в школе или игре, собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими.
-9-11 лет - неудачи в школе или спорте, высота, ощущение верчения (некоторые карусели), зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т. п.).
-11-13 лет - недовольство своей внешностью, ситуация демонстрации собственной глупости, критика со стороны взрослых.