ДИНАСТИЯ КИНОМЕХАНИКОВ
— Трудовой стаж мой насчитывает более 40 лет. И все эти десятилетия отработал в одном кинотеатре - «Лена». Пришёл я сюда в 1980 году, в 81-м был призван в ряды Советской Армии. Отслужил в окрестностях Якутска… киномехаником. Да-да. В Хатассах тогда располагалась войсковая часть. Просто получилось так, что военным понадобился срочно новый киномеханик.
— Надо же как совпало.
— Когда я пришёл в часть, там нужно было установить новое кинооборудование. Сказано, вернее, приказано – сделано: я начал заниматься установкой новой аппаратуры. Привёз и установил плёночный кинопроектор КН-20, современный по тем годам. И каждые среду и воскресенье «крутил» в Хатасской воинской части фильмы. Приезжал в кинопрокат Якутска, договаривался о прокате новых кинолент.
Мои родители Любовь Саитовна и отец Юрий Васильевич. 1968г. к.т. «Маяк», Магадан
— Вы много лет крутите разные фильмы. А какие киноленты и жанры нравятся вам самому?
— Мне нравится хорошая кинофантастика. Космическая просто завораживает! Современные комиксы мне не по сердцу. Люблю серьёзное кино, такие фильмы, как «Чужие», «Солярис» и другие, заставляющие думать, сопереживать главным персонажам. Также очень люблю исторические фильмы! Костюмированные обожаю. Нравятся последние исторические российские фильмы. Американские, французские исторические драмы смотрю всегда с интересом. А российские, отечественные комедии в большинстве своём мне не нравятся. Уровень очень низок одна пошлятина. Да и военные отечественные фильмы в последние годы стали снимать плохо. Раньше я их любил смотреть, особенно советскую киноклассику. Новые фильмы на эту тему, по-моему, ну никак не дотягивают до уровня советских военных кинолент. Почему наши кинорежиссёры никак не могут снять военные киноленты, как пронзительные фильмы «Освобождение», «Живые и мёртвые», «А зори здесь тихие» и другие?
— Это родители уговорили вас пойти в эту же профессию?
— Нет! Они хотели, чтобы я пошел в физматинститут. А я им так и сказал: «Пойду по вашим стопам!». Подал документы в Находкинский кинотехникум и в 1976 году получил приглашение на учёбу в Иркутск. Сперва очень удивился этому. Прилетел с отцом туда и только там узнал, что Находкинский кинотехникум, оказывается, перевели в Иркутск. Тогда в СССР действовало всего три кинотехникума – в Алма-Ате, Загорске под Москвой и вот в Находке.
Я с мамой 1975 г. к-т. "Горняк" г. Магадан
— И как же вы попали в Якутск?
— В комиссии по распределению, помню, меня спросили: «Куда вы хотите поехать по направлению? В родной Магадан или предлагаем ещё три места будущей работы. Это были Тува, Красноярск и Норильск. Ну, в общем, выбрал Туву. Начал работать в самом большом их кинотеатре «Найырал» (в переводе на русский язык «Большой Енисей»). По распределению попала со мной и моя будущая жена, тоже киномеханик. Она родом из Якутска, так что спустя какое-то время мы уехали на её родину. Прилетели, вскоре сыграли свадьбу.
— И пошли устраиваться на работу в кинотеатр «Лена»?
— Да. Как раз в «Лене», в 1980 году, заканчивался капитальный ремонт: меняли оборудование, устанавливали современные кинопроекторы и новые российские «Долби»-установки, зрительские кресла на новые меняли. Помню, тогда только-только начались пробные кинопоказы. Кинопроекторы стояли на кирпичах из-за ремонта. Они качались постоянно! Но надо было срочно запускать кинотеатр, и были кое-какие трудности на первых порах. Капремонт закончили, когда я пошёл в армию.
В те годы в «Лене» работали киномеханики из заложного деревянного кинотеатра. Помню хорошо ветерана войны Семёна Ивановича Кондратьева, Виктора Матвеевича Скютя, председателя профкома Кима Ефимовича Иванова и многих других своих коллег. Нас было шесть киномехаников, так было положено. Потому что были плёнка и горючее. По противопожарным требованиям трудились в смену по два человека. В те годы аппаратура была полуавтоматическая. Так что хлопот нам хватало. В операторской было три кинопроектора, два из которых работали, а третий был как бы запасной. С годами их число сократилось до одного. Потом вообще перешли на бесперемотку, фильм крутили на одном проекторе. Поменялись и правила, и нормы. Теперь уже в смене работает один киномеханик, и поэтому сейчас в «Лене» четыре киномеханика.
— Не жалеете, что выбрали именно эту профессию?
— Если честно, ни дня не пожалел! Правда, отец с матерью поначалу возмущались, что не захотел в физматинститут идти учиться, но потом успокоились. Мама так и сказала: «Хочет идти по нашим стопам? Ну и пусть идёт!».
— Есть у вас хобби?
— Хобби у меня одно и навсегда – это кино! Раньше я собирал кассеты формата VHS под домашний видеомагнитофон. Коллекционировал диски с разными кинолентами. И все это сохранилось. Видеокассет целая гора в доме. Жена постоянно ворчит по этому поводу. Говорит, что, мол, оцифрованные фильмы на компьютере меньше места занимают. Но, думаю, пока видеомагнитофон работает, видеокассеты долго ещё буду смотреть! И мои домашние – тоже!
— Когда кинотеатр «Лена» перешёл на цифровые технологии?
— Кинотеатр перешёл на «цифру» в 2009 году одним из первых в Якутии! С разницей в месяц с новым кинотеатром Cinema Сеnter. В наших кинотеатрах тогда было установлено почти одинаковое цифровое оборудование, и мы должны были запустить его в одно время. Но из-за каких-то недоделок по строительству в новом кинотеатре задержали открытие на месяц. И таким образом «Лена» попала в историю кинематографа Якутии как самый первый в республике кинотеатр с цифровой аппаратурой! Современное оборудование-то ввели, но ещё долго работали потом половина на «цифре», половина на плёнке. Потому что некоторые фильмы на «цифре» ещё не выходили. Помню, ещё в 2006 году летал в Петербург на традиционный фестиваль «КиноЭКСПО», где участники говорили, что в стране к 2010–2011 году цифровые технологии потихоньку придут в наши кинотеатры. Но эти цифровые киноновинки пришли в Россию значительно раньше – с 2008 года везде начали уже их устанавливать в кинотеатрах других областей, краёв и республик. В 2009 году, наконец, этот позитивный и поистине революционный процесс дошёл и до Якутии!
— А по плёночной старой технологии показа фильмов скучаете, если честно?
— Когда в 2009 году пришла «цифра» примерно до 2011 года мы, киномеханики, очень скучали по старой, советской плёнке. Но постепенно начали свыкаться с новыми технологиями, радоваться тому, к примеру, что в нашей операторской исчез громкий шум от работающих старых кинопроекторов, крутящихся плёночных бобин, которые раньше приходилось менять по семь раз за один киносеанс. Кинопроекторы не выдерживали работу больше часа, приходилось постоянно их менять. Лампы из строя быстро выходили, объектив прожигался. И через каждые 20 минут он должен был отдыхать. Первый наш цифровой канадский проектор без проблем отработал три года.
— Вашему кинотеатру очень не хватает второго зала…
— Сейчас руководство думает над этим. В боковом пристрое, где размещается «Сахафильм», открыт Малый зал, который уже месяц как перешёл под крыло нашего кинотеатра. Там крутят местные фильмы, комедии, мультфильмы и другие киноленты. Со временем есть планы на втором этаже кинотеатра сделать ремонт, убрать кафе и открыть Малый зал.
— А телевизионные сериалы дома вечерами смотрите?
— Честно скажу, что нет. По телевизору единственное, что смотрю, это детективные сериал «След» и старые, советские фильмы. Современные мыльные оперы, какие-то ток-шоу я не смотрел никогда и не буду смотреть! А «Пятый канал» мне нравится. А так, мне кина и на работе хватает, если честно.
— Какие у вас планы на будущее?
— Узнать всё-таки, что из себя представляет новый лазерный кинопроигрыватель. Надеюсь, он скоро у нас появится. А личные планы какие? У старшего внука скоро свадьба. Планируем слетать на это торжественное событие в Подмосковье – он там живёт. У меня шесть внуков всего – четыре мальчика и две девочки. Поэтому у меня пока вот такие планы на ближайшее будущее.
— Я так понимаю, дети в киномеханики не пошли. А внуков не будете по своим стопам отправлять?
— Маленькие они еще. Посмотрим.
Фото автора и из архива Юрия ЗАЛЕПУКИНА