Директор гимназии ЦГО Александр Чудиновских: «Общее образование — это непростая сфера»
Гимназия в 203-м микрорайоне торжественно открыла двери в мир знаний для городских школьников лишь год назад. Здание нового образовательного учреждения возведено по всем современным стандартам: есть большой актовый зал, музыкальный и лингафонный кабинеты. Сейчас в нем обучаются чуть больше 1400 детей.
Учеба здесь проходит под девизом «Мыслить глобально, действовать локально!», и по концепции глобального образования школьники учатся взаимодействовать с представителями разных культур, ориентироваться на глобальном рынке труда и принимать активное участие в жизни не только республики, но и страны и даже планеты.
«ШКОЛА ВСЕГДА НАХОДИЛАСЬ И НАХОДИТСЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ»
— Почему Вы приняли решение вступить в Общественную палату и как это получилось?
— Еще со школьных времен я принимал участие и занимал определение позиции в различных общественных комитетах: ученический совет, КВН; в студенчестве — ППОС, совет по творческому развитию СВФУ; будучи педагогом — совет молодых учителей СОШ № 5, был членом ассоциации молодых учителей «Столица».
Согласно положению об Общественной палате, количество ее членов составляет 21, семь из которых избираются городской думой. Мною было подано заявление на имя председателя, и депутаты выбрали мою кандидатуру.
— Какими вопросами Вы занимаетесь в палате и что успели по ним сделать?
— Сегодня палата находится на начальном этапе развития, первый год её работы в новом составе. Решаются организационные и содержательные вопросы. Являюсь заместителем председателя комиссии по социальным вопросам, ответственным по вопросам образования. В рамках общего образования были проведены заседания, где члены палаты принимали участие. В большей степени вопросы касались финансов — детские лагеря и другое — и формирования бюджета.
В сентябре на заседании комиссии по социальным вопросам обсуждалась организация летнего отдыха, оздоровления и занятости школьников городского округа, в конце этого месяца будут — проблемы организации медицинского обеспечения горожан. В данный момент решается вопрос финансирования на выезд детей для отдыха за пределы города и ремонта существующих лагерей или строительства новых. Также в следующем году на заседаниях палаты будут рассмотрены состояние трудоустройства молодежи города, ход реализации вопросов форума «Якутск 4.0.0.» к 390-летию столицы и организация Национальных проектов России по социальным вопросам в городском округе.
— Что планируете в ближайшее время? Какие проблемы в городе Вы видите по Вашему направлению?
— Думаю, что в ближайшее время продолжится дискуссия по конкретизации положения об оплате труда. Сегодня есть ряд вопросов, которые решаются через обсуждения в том числе и на уровне общественной палаты. Общее образование — это непростая сфера и высоко затратная. Школа всегда находилась и находится на перекрестке открытых вопросов и каждый из них требует обдуманного подхода и взвешенных решений: финансы, инфраструктура, нормативная база.
— Каких результатов Вы планируете добиться за 3 года работы Общественной палаты?
— Общественная палата является механизмом демократии в нашей стране, городе. Эта форма общественной работы подразумевает своевременное реагирование на всякого рода возникающие вопросы социального характера. Надеюсь, что через 3 года работы статус общественной палаты возрастет, адекватно той работе, результаты которой мы получим.
«ГИМНАЗИЯ ОГРАНЯЕТ АЛМАЗ ДАЛЬШЕ»
— Как именно реализуется концепция глобального образования в Вашем учреждении?
— Во время завершенного подготовительного этапа на содержательном уровне интегрирован предмет «Планета земля» в начальной школе. С 5 класса во внеурочной деятельности — «Мир таинственный и познаваемый». Работа ведется с Институтом стратегии и развития образования РАО и Северо-Восточным Федеральным Университетом имени М.К. Аммосова. В апреле планируется ежегодный фестиваль глобального образования «Глоболус», куда будут приглашены ведущие эксперты и ученые, представители разных культур и иностранные гости.
Фестиваль — главное мероприятие гимназии. На нем в течение недели ученики погружаются в проблемы глобального мира: слушают лекции, общаются с гостями и знакомятся с культурой разных народов. В рамках фестиваля ученики создают проекты по теме защиты окружающей среды и межкультурному взаимодействию. В прошлом году участие в мероприятии приняли сотрудники и иностранные студенты СВФУ, а также представили разных культур из Дома дружбы.
— В чем отличие Вашей системы образования и воспитания от других школ и гимназий?
— Здесь я бы хотел подчеркнуть, что все учреждения имеют свои отличительные особенности. Наше учреждение имеет, как и другие, свою уникальность на уровне города, которая возможно отражается в концепции глобального образования. В остальном мы развиваемся с учетом современных тенденций и трендов общего образования.
Реализация концепции глобального образования определена в 3 этапа до 2026 года и в ее конечном результате ожидается, что моделью выпускника гимназии будет личность, которая может составить конкуренцию во многих сферах жизнедеятельности на мировом уровне. Основным направлением реализации концепции является формирование таких глобальных компетенций и качеств у обучающихся, как критическое мышление, овладение родным, русским и иностранными языками, гибкость коммуникации и умение быстро адаптироваться к меняющимся условиям, а также уважение к представителям любых культур.
— Концепция реализуется в 3 этапа, на каждом из которых измеряются показатели его хода. Первый год работы гимназии — подготовительный, проектный этап. Можете озвучить анализ показателей за прошлый год?
— Как уже было уточнено в ответе на предыдущие вопросы, подготовительный этап уже завершился. Сегодня конкретизируем некоторые компоненты на содержательном уровне, выявляем проблемные места на уровне организации, работаем над развитием ресурсной базы.
— Как выглядит жизнь ученика гимназии во время учебы и после выпуска, по вашему мнению?
— Выпусков у нас пока не было. Грядет самый первый, исторический. Мы ждем достойных результатов сдачи ЕГЭ и последующего успешного поступления наших выпускников. Сегодня в учреждении реализуются образовательные и воспитательные проекты, в рамках которых ребенок формирует необходимые знания и навыки для успешной жизнедеятельности.
— Что планируется в жизни гимназии в дальнейшем? Какие изменения были сделаны по результатам первого года?
— За первый год работы в учреждении были запущены все механизмы, приводящие педагогическую систему в рабочее состояние: получена лицензия, пройдена аккредитация, сформирован ученический контингент и рабочий коллектив, созданы коллегиальные органы, разработана нормативная база и содержание (программа, учебные планы), определена концепция, заключены соглашения с партнерами и так далее.
Сегодня мы вступили во второй год работы и в текущем году гимназия ограняет алмаз дальше. В дальнейшем — расширение, укрепление статуса гимназии, развитие инфраструктуры и материально-технической базы. Три основных направления — образование, воспитание, финансово-хозяйственная деятельность представляют из себя нелинейную систему со множеством компонентов. Некоторые из них крупные, такие как коллегиальные органы, ученические советы, а есть и небольшие, например, волонтерское движение «Клевер», союз олимпиадников «Апельсин», проект «Юный доктор».
Члены волонтерского отряда «Клевер» проводят просветительскую работу среди учеников гимназии — например, о вреде курения — оказывают помощь нуждающимся, разрабатывают и участвуют в различных социальных проектах и акциях. В октябре волонтеры движения собрали гуманитарную помощь мобилизованным в республиканский центр: продукты, медикаменты и одежду.
По проекту «Юный доктор» учащиеся специализированного медицинского класса проводят исследовательские работы под контролем научных руководителей, сотрудников СВФУ, в результате работы проекта у будущих абитуриентов университета будет опыт научных исследований.
— Каждый из компонентов требует особого подхода. В этой связи в гимназии разработана программа развития до 2025 года. Имеется отдельная программа по развитию образовательного пространства. Данные документы являются настольными в работе заместителей директора. Педагогический коллектив Гимназии ведет свою работу с учетом нынешних современных социальных требований и реалий.