Директор Русского театра Александр Лобанов: байкер со стажем
- Когда вы поняли, что в вас живет интерес к театральной деятельности?
– Любовь к театру, спектаклям передалась мне благодаря маме, которая еще маленьким водила меня в наш Русский театр. Не только сказки, но и вечерний репертуар мне был знаком, как говорится, с детства. Вот с этого, пожалуй, и началась моя любовь к театру. Потом, уже в школьные годы, я с удовольствием занимался в театральной студии «Скворечник», находившейся в Доме культуры (ныне – Дом дружбы народов). Однако после окончания школы, когда надо было выбирать, куда поступать и чем заниматься дальше в жизни, я не сразу определился в профессии, а потому подал документы сначала в медицинский, но что-то не пошло, собирался поступать и в Школу милиции, через год. К счастью, звезды расположились так, что именно в этом году в Якутске начал свою работу филиал школы-студии МХАТ при Русском театре, на открытии которой позже присутствовал и сам Олег Павлович Табаков. Это, можно сказать, предопределило мою дальнейшую судьбу. Я поступил в школу-студию, окончил ее, затем еще прошел стажировку у Андрея Борисовича Дрознина в Театральном училище им. Щукина по специальности «сценическое движение» и во втором наборе школы-студии уже преподавал. Получив диплом, с 1996 года начал работать в нашем театре. На период становления театра академическим, а затем и имени Александра Сергеевича Пушкина мы были уже молодыми актерами труппы. Вот так по шажочкам вся моя жизнь и стала связана с театром.
- Что дала вам учеба у Табакова?
– МХАТ – традиционная театральная школа, которую надо пройти. Ремесло без него никак, это как научиться читать и писать. Профессии актера тоже надо учиться. Внимание и личное участие ректора федерального театрального института Олега Павловича Табакова для филиала в Якутске добавляло особый статус. Вообще, открытие школы-студии МХАТ стало большим событием для нашей республики, благодаря ей у нас в театре появились молодые актеры, был решен дефицит кадров. На сегодня из нашего первого набора на родине остались только трое: я, Елена Корнилова-Мягкая и Евгения Адамчук. Остальные разъехались: кто-то работает в Москве, кто-то во Владимире, Калининграде – география обширная. Большинство навсегда связали свою жизнь с театром, хотя есть и такие, кто не смог прижиться в театральной среде. В нашей профессии естественный отбор никто не отменял.
- Помните ваши первые роли?
– Еще бы! Правда, мои первые роли были небольшими, например, принц Леопольд в сказке «Карлик-нос». Потом играл в массовке в пьесе Островского «Бешеные деньги» в постановке Владимира Голуба. Ну а позже пошло-поехало...
- Несколько лет назад в Русском театре случился серьезный конфликт. Что там произошло и как вы стали директором?
– Конфликт был вызван сменой директора в нашем театре. Наступил момент, когда стало понятно, что в театре необходимо многое менять, двигаться вперед. Министерством культуры был назначен исполнительный директор Андрей Шубин. Его видение развития театра в дальнейшем вызвало большие сомнения у коллектива и далеко не радужные перспективы для ГАРДТ им. А. С. Пушкина. Произошел раскол: часть работников была против назначенного директора, другая, наоборот, поддерживала его. Однако большинство все же не приняло нового ставленника, считая, что директором должен быть человек из театральной среды, знающий и понимающий все тонкости профессии. В этот момент и была предложена моя кандидатура на должность директора, а чуть позже уже состоялось и назначение.
- Став директором, одним из первых режиссеров вы пригласили Андрея Борисова. Театр выиграл от этого?
– С Андреем Саввичем Русский театр работал еще до того, как я стал руководителем. Он ставил спектакли «Три разговора» по Соловьеву, который был представлен на фестивале в Хабаровске, и «Одиссея инока якутского», за который мы получили награду на фестивале «Благая весть» в Благовещенске. После моего назначения наше сотрудничество стало более тесным. Сейчас в репертуаре нашего театра четыре постановки Андрея Борисова: «Созвездие Марии», «Страсти по ямщику», «Два берега одной Победы» и «Капитанская дочка».
Я уверен, что от постановок Борисова наш театр только выигрывает. Ведь действие в его спектаклях происходит здесь, в нашем регионе, а герои – обычные люди со своими проблемами. В них показано, что Якутия – неотъемлемая часть России, и все это – наша одна большая Родина. И мы хотим, чтобы подрастающее поколение об этом знало и помнило. Такие постановки, на мой взгляд, делают честь нашей республике. Ведь посмотрите, что сегодня ставят в других театрах России – чаще всего это постановки на потребу дня, с шутками ниже пояса. Поэтому наша основная задача сегодня - с помощью театрального искусства сделать все, чтобы наши дети любили и понимали землю, на которой живут, знали и берегли ее культуру, традиции, историю. Ведь человек приходит в театр не только для того, чтобы отдохнуть, но и чтобы наполнить пустой сосуд внутри себя хорошей, доброй энергетикой, получить положительный заряд эмоций. Пережитое в зрительном зале, зачастую став соучастником действия на сцене, дает зрителю прилив сил и помогает, если хотите, найти ответы на какие-то вопросы. Большинство проблем у молодежи появляется из-за того, что им не с кем поделиться своими мыслями, а между собой они общаются только при помощи гаджетов и компьютеров. Так вот, мы за живой, настоящий разговор.
- У вас был опыт сотрудничества с режиссером Саха театра Сергеем Потаповым. Хотите продолжить совместную работу?
– Конечно, хотим. Сергей Потапов сегодня - это категория востребованных, интересных, модных режиссеров. Мы за него очень рады. Работать с ним сейчас мечтают многие. Пока мы не можем найти материал, который бы устраивал обе стороны, и самое главное, чтобы он соответствовал статусу академического театра, но мы в диалоге и в поиске. Надеюсь, что совместная работа у нас все-таки состоится, и это будет очень качественный и достойный продукт.
- Сейчас не модно иметь много детей. А у вас их, говорят, четверо или пятеро…
– Мне бы не хотелось комментировать свою личную жизнь. Убежден, что нельзя выставлять напоказ семейные и личные отношения, потому что когда-нибудь это аукнется. Проверено не раз и не только мной.
- Хорошо, а можно узнать о ваших увлечениях?
– Хобби – мотоциклы. Когда устаю и хочу отвлечься от всего, сажусь на байк – и вперед, один на один с ветром и окружающим тебя миром, а впереди - дорога! Я байкер со стажем, состою в мотоклубе «Северное братство» – старейшем байкерском клубе Якутии. Был и на мотофестивалях в городах нашей огромной страны.
- В последние годы вы стали приглашать на работу в Русский театр актеров с Москвы. Чем вас не устраивают выпускники АГИКиИ?
- Для театра требуются разноплановые актеры, разного амплуа. АГИКиИ не может нам таких дать, вот мы и вынуждены искать их в других местах.
- Ну и напоследок: что в планах Русского театра?
– Приступили к инсценировке «Очи черные» по повести А. Куприна «Яма», рассказывающей о маленьких людях, изуродованных пороками общества. Их трагедия в том, что они не способны в одиночку бороться с такой социальной проблемой, как проституция, а потому обречены на гибель. Премьера запланирована на конец апреля. Особенность спектакля в том, что это музыкальная постановка – все действие будет проходить под живую музыку, много хореографии, и это только обертка.
В мае начинаем работу над постановкой пьесы Сомерсета Моэма «Красотка и семья», режиссер Владимир Голуб, поставивший «Чисто семейное дело», «Тринадцатый номер», «Голодранцы и аристократы». Премьера приурочена к окончанию театрального сезона в конце июня.
На конец года в Москве и Санкт-Петербурге запланированы культурные мероприятия, посвященные 385-летию вхождения Якутии в состав Российской Федерации, где должна состояться премьера спектакля о святителе Иннокентии (Вениаминове), якутский же зритель увидит спектакль в декабре этого года. Рабочее название пьесы – «Алмазный крест», останется ли название спектакля одноименным, покажет время. Как видите, планов много, будем и дальше работать на радость нашим дорогим зрителям, без которых театра, как известно, просто не бывает.