Директор Университетского лицея Милана Федотова: «К детям нужно относиться как к равным»
Срок вроде бы и небольшой для учебного заведения, но успехов за это время у лицея — более чем достаточно. Кроме того, в 2021 году лицей получил поддержку государства как СУНЦ — специализированное учебно-научный центр. Это тип школы-интерната при вузах, которые созданы для поддержки талантливых детей. В стране их всего 10.
Справка «ЭС»:
— В лицее учатся 10–11 классы;
— За пять лет выпущено 126 учеников;
— В вузы поступили 117 выпускников;
— Имеется 5 профилей обучения: физико-технический, математика и IT, химико-технический, биолого-экологический, лингвистический;
— За 2021 год в лицее появилось 8 призёров и победителей в международных научно-практических конференциях и олимпиадах, 60 — российского уровня, 77 — республиканского.
Мы поговорили с директором лицея Миланой Егоровной Федотовой об особенностях учебного заведения, о том, какие они — современные дети, и что помогло лицею быстро переключиться на онлайн-обучение в пандемию.
— Поскольку мы при СВФУ, то более 90% преподавателей лицея — из числа профессорско-преподавательского состава университета.
Также отличие в том, что кроме школьных предметов, и предметов, изучаемых углубленно, у нас есть широкий спектр спецкурсов и элективных (обязательных по выбору учащегося — прим.авт.) курсов, которые проводятся на базе научно-исследовательских центров и лабораторий нашего университета.
— В 2021 году вы получили государственную поддержку. Что включает в себя эта поддержка?
— Она выделяется в виде трёхлетнего гранта на реализацию программы развития СУНЦа. Среди направлений расходования гранта: ремонт, приобретение учебно-лабораторного оборудования, что мы сейчас и делаем. Далее — питание, проживание, безопасность детей.
Ученики из районов, проживающие у нас в интернате, обеспечены бесплатным шестиразовым питанием. Городские обеспечены двухразовым питанием. Проживание в интернате тоже бесплатное. Он появился у нас три года назад. Может жить до 110 учеников, сейчас там размещены 48 детей, так что условия хорошие.
Также на средства гранта мы можем сами проводить соревнования: олимпиады и конференции различного уровня. Например, в прошлом году провели два больших конкурса и олимпиаду. В этом году уже идёт межрегиональный дистанционный конкурс Robots.Open. 29 марта завершился финал регионального трека научно-технологического конкурса «Большие вызовы», где мы являемся соорганизаторами.
Также имеем теперь возможность за счёт лицея отправлять наших детей на участие в разных олимпиадах и конкурсах. Например, на прошлой неделе две девочки участвовали в заключительных этапах российских олимпиад. Также пять лицеистов участвовали в финале конференции «Старт в инновацию», четверо стали призёрами, и один — победителем.
Ещё одно направление гранта — повышение квалификации наших сотрудников. Также уделено внимание разработке учебных и учебно-методических пособий. Издали в прошлом году 11 пособий, в этом готово уже два, планируем ещё 11 выпустить.
Также в рамках гранта мы усилили работу по разработке онлайн-курсов. Приобрели для съёмок качественный аппаратный комплекс Jalinga, благодаря которому уровень подачи наших курсов повысился. В том году мы разработали и отсняли 10 курсов по направлениям профильного обучения. И если раньше их могли пройти только учащиеся СУНЦ, то с 18 марта этого года на наши онлайн-курсы может записаться любой ученик республики.
— С чего началась история лицея?
— Первый учебный день помню, как вчера. Это было 4 февраля 2017 года, когда к нам пришли первые обучающиеся.
Меня назначили директором-организатором в 2016 году, а в ноябре — директором СУНЦ — Университетского лицея. С августа началась подготовка помещений, учебных программ, основной образовательной программы, сбор документов на получение лицензии для ведения образовательной деятельности. Первый набор детей мы провели в сентябре 2017 года. Но с 1 октября начали учить их как организация допобразования, поскольку ещё не получили лицензию. И вот в феврале мы заработали уже в полную силу.
Тогда у нас обучались 22 ребёнка из семи районов и Якутска. А сейчас у нас уже пять комплектов классов, осенью будет уже семь.
— Как к вам попасть?
— На сайте университета есть наша страница СУНЦ, где мы публикуем объявления о наборе. 26 марта мы завершили приём документов. И далее детям предстоит сдать вступительные испытания в два этапа.
Первый этап — предметные испытания в зависимости от профиля, например, если биолого-экологический, то обязательно нужно сдавать биологию и химию. Также ещё один непрофильный предмет сдаётся на зачет/незачет. Второй этап — устное собеседование. Не только с ребёнком, но и с родителями, и предоставление портфолио.
— В период дистанционного обучения в пандемию сложно было привыкать?
— Скажу, что нам было много проще, чем другим школам. Поскольку мы под «крылом» у СВФУ, то уже были подключены к системе дистанционного обучения СВФУ Moodle. Мы с самого начала появления лицея решили, что поскольку наши дети вынуждены часто ездить на олимпиады, конференции, то нам нужно дистанционное образование. Чтобы не отставали ученики от программы. И на базе Moodle мы открыли по каждому предмету курсы, вплоть до физкультуры.
Так что в пандемию мы очень быстро перестроились, как и весь университет. Конечно, в любом случае обучать дистанционно сложно, но можно. Но по личному общению скучали. Когда вводили первый локдаун в 2020 году, тогда дети после перерыва встретились только на ЕГЭ, шли туда как на праздник.
— А как вы пришли к нынешнему своему месту?
— Я окончила СУНЦ Новосибирского государственного университета. Любила математику и естественно-научные предметы: физику, химию и биологию. И было сложно выбирать специализацию. В СУНЦ я писала исследовательскую работу по органической химии. Руководителем была профессор, кандидат химических наук Барам Светлана Георгиевна. Синтезировала анилиновые красители в Институте органической химии в Академгородке.
А до этого чуть не стала физиком — до СУНЦ училась в Верхневилюйской физматшколе. Классным руководителем и учителем физики был у меня знаменитый Потапов Виктор Филиппович, заслуженный учитель республики Саха (Якутия), заслуженный учитель России. И как с таким учителем не полюбить физику? Да и биологию обожала.
Так что выбор был сложный. Но в итоге звезды сложились таким образом, что я стала математиком, и это было неплохо.
Я приехала в Якутск, и первым местом работы стал Республиканский лицей-интернат. Работала там 2,5 года, а в 1999 году пришла в институт математики и информатики тогда ещё ЯГУ на кафедру алгебры и геометрии писать научную работу. Заведующей была к.ф.-м.н., профессор Никитина Екатерина Семёновна, справедливый и мудрый руководитель и наставник, под ее руководством и руководством члена-корреспондента РАО, д.ф.-м.н., профессора А.Ж. Жафярова. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию.
В 2013 году меня пригласили на факультет довузовского образования и профориентации заведующей кафедрой довузовского образования. И вот в 2016 году поручили открывать лицей.
— Дети, которые сейчас учатся у вас — какие они? Всегда же хочется сравнивать с предыдущими поколениями.
— На самом деле любые дети — они дети своего времени. Такими, какими были мы или наши родители — современные уже не будут, и это понятно. У меня два сына — 27 и 14 лет. И я вижу, что даже они совершенно разные. Если у старшего сына компьютер появился примерно в шесть лет, то младший уже чуть ли не родился с гаджетом в руке.
Современные дети более открыты, мне кажется. Быстро учатся, на интуитивном уровне осваивают все компьютерные программы и приложения. Если мне, например, надо прежде прочитать инструкцию пять раз, то они берут и сразу начинают пользоваться.
Ещё они более амбициозны в хорошем смысле. Если мы росли более скромными, то они уверены в своих силах, хотят большего, лучшего.
Мне ещё нравится, что их интересует саморазвитие, они ищут разные курсы, изучают что-то новое, сами придумывают и готовят проекты. При этом они готовы делиться своим временем и душевными силами. Много ребят-волонтёров, для которых помощь ближнему — не пустой звук.
Дети меняются, и это правильно, ведь жизнь меняется. Для наших детей вообще не проблема социализации. Они здорово умеют найти соратников в команду для проектов. Сейчас много конкурсов на коллаборацию — например, хакатоны. И вот они ищут где-то в сети менеджеров проекта, разработчиков, таких же школьников, знакомятся, приглашают, и делают вместе проекты. И проекты замечательные.
Всегда удивляюсь, когда говорят, что, мол, выпуск такой не такой, раньше дети были не такие. Каждый год, когда к нам приходят дети, они другие — их нельзя сравнивать.
Дети никогда не бывают плохими. Если относиться как к равным, если ставить перед ними те же требования, что и перед собой — почему они должны быть хуже?
- В тексте:
- Университетский лицей
- Милана Федотова
- лицей СВФУ