Дмитрий Трофимов: «Театр будет жить…»
— Как будете отмечать ваш профессиональный праздник? С размахом?
— К сожалению, в этом году все будет намного скромнее в связи с нынешней обстановкой по коронавирусу. Раньше многие из нас ходили в Саха театр на «раздачу слонов», у себя в театре устраивали корпоратив, делали «капустник» и т. п. Ну, конечно, локально, небольшими группами отметим свой праздник, но без излишеств.
— Как известно, Дмитрий, вы уезжали из Якутска?
— Да, в 2014 году убыл в Санкт-Петербург, там где-то год по договору работал в БДТ (Большом драматическом театре). И некоторое время сотрудничал с камерным театром Малыщицкого, очень известный и любимый в Санкт-Петербурге, основанный в 1989 году Владимиром Малыщицким. В нем я играл Волшебника в спектакле «Обыкновенное чудо».
— И почему там не остались? Я имею в виду БДТ.
— Это архисложно! В такие культовые театры, как БДТ, МХАТ, «Современник», даже на собеседование попасть трудно, не то чтобы в стажерскую группу войти и ждать своего шанса влиться в основной состав. К сожалению, возраст у меня не юношеский, и перебиваться небольшими ролями, питая надежды, в течение нескольких лет нет возможности.
— А вообще как вам БДТ?
— Там все безупречно! Образцовый театр, нет ни одной слабой постановки, корпоративная этика на высшем уровне. Ведь не секрет, что каждый артист лелеет свои амбиции, и порой это становится взрывоопасным. Однако в БДТ никакого соперничества и в помине нет.
— Алису Фрейндлих встречали?
— Конечно, она такая замечательная! Как-то дверь ей открыл, а она так приветливо: «Добрый день, мальчики!». Во-первых, я там один был, во-вторых, хорош «мальчик» с седоватой бородой. Алиса Бруновна выглядит великолепно, такая же энергичная, в общении очень простая. Я заметил, что это какая-то отличительная черта ведущих артистов БДТ. Эти звезды (не побоюсь так сказать!) без всякого налета «звездности» общаются со своими коллегами и вообще всеми. Идешь по коридору, поздороваешься вежливо, а они, как со своим старым знакомым, радуются: «Привет! Как дела?». Честно говоря, немного удивительно! Так меня поразил Геннадий Богачев, народный артист РСФСР, ведущий актер БДТ (он в затылок дышит Олегу Басилашвили). Конечно, молодежь в общении с ними соблюдает дистанцию, не будешь же хлопать по плечу легенд российского искусства.
И вот что еще я заметил. Молодые артисты БДТ никому в обиду свой театр не дадут. Если кто-то при них рискнет что-то негативное сказать, то они прямо могут разорвать его, чуть ли не физически. Для них Большой драматический больше, чем просто театр, и они его не променяют ни на какое кино! Хотя известно, что гениального Иннокентия Смоктуновского приняли в театральную труппу только после того, как он сыграл в «Идиоте» князя Мышкина, а до этого вообще не видели в нем таланта.
— Не может быть! Смоктуновский — глыбища же! Да вы же тоже много снимались в кино и сериалах? В «Дуэлянте» том же…
— Где-то в 19-ти проектах участвовал. Из тех, что на слуху, это «Ментовские войны», «Невский», «Такая работа» и др. Недавно на Первом канале был сериал «Ученица Мессинга», в котором я тоже участвовал. Скоро выйдет фильм «Неженское дело», там играю адвоката. И еще одна работа — в документально-игровом фильме «Ночная смена» для телеканала «Домашний». В нем я снимался в роли наркома НКВД Сергея Гоглидзе, одного из «соколов Берии». Очень интересный персонаж!
— Ну да, вы чем-то внешне на него похожи… Все-таки сниматься в кино круче же, чем играть в театре?
— Если иметь в виду узнаваемость, то, несомненно, кино дает такую возможность. После «Ментовских войн» меня впервые на улице узнали, и я подумал: «А, вот оно как происходит!». Конечно, приятно, но это же не главное в профессии артиста.
— Я ведь еще о чем думаю. Сниматься в кино же проще и результативнее! Пришел, сказал, что надо, один раз (ну ладно, несколько дублей у особо придирчивого режиссера), и на этом все, можно ставить галочку «дело сделано». А в театре каждый вечер выходить на сцену и каждый раз говорить одни и те же слова, и так из года в год…
— Киносъемка — это технологический процесс. Есть целое расписание, что когда будет. Во столько-то грим, во столько-то надо идти на площадку, в такое-то время раздастся звук хлопушки и крикнут: «Мотор!». Но в кино тратишь душевные силы, а вот в театре их «накачиваешь». Насчет того, что каждый день одно и то же, не совсем верно. Роль меняет свой рисунок, интонацию, она живет и развивается, с каждым разом становясь все многограннее.
И с возрастом я убедился в том, что наш Русский театр — самый родной для меня!
— Ходят сейчас в театр молодые люди?
— Да, и немало. Честно говоря, это даже немного удивительно. Так что театр будет жить. Его уже несколько раз «хоронили» — и когда кино изобрели, и когда телевидение появилось. В отличие от кино и ТВ, здесь задействованы живые люди, ты смотришь на них из зала и наблюдаешь за развитием сюжета, который разворачивается здесь и сейчас. Никакое 3Д (и даже 5Д!) такого эффекта не даст!
— А то, что у молодежи сейчас клиповое мышление и они предпочитают короткие «видосики», разве не мешает воспринимать двухчасовой спектакль?
— Думаю, что нет. Но ведь сегодня уже работают молодые режиссеры, у которых тоже своего рода клиповое мышление, и они создают спектакли, понятные молодежи. К примеру, Сергей Потапов. У него свой взгляд на искусство, и на его проектах всегда аншлаг.
— То есть в кино вы не думаете возвращаться?
— Не откажусь от хорошего проекта, но целенаправленно идти по стезе киноактера не буду. Вот недавно было приглашение на кастинг на главную роль в кинопроекте, подумал и отказался.
— А где же ваши амбиции? Если перефразировать известное выражение, то, наверное, можно сказать: плох тот актер, что не мечтает об «Оскаре»!
— Если бы пригласили именно на роль, можно было подумать, а кастинг — это лотерея, неизвестно, выиграешь или нет. В центральных городах в каждом участвуют сотни, скажем так, «голодных» претендентов. Очень напряженная обстановка, лишний раз оказаться в ней не хочется. А тем более что у нас в Якутии снимают прекрасное кино, нередко приглашают сниматься!
— Все-таки профессия артиста немного странная: выходить каждый раз на сцену и изображать другого человека…
— Да, это точно, даже есть в ней некая сумасшедшинка. Но, с другой стороны, она обладает волшебством: ведь мы примеряем на себя сотню образов, проживаем сотни жизней. Кто еще так может? Сегодня ты купец из 19 века, завтра — гений из будущего. На самом деле это здорово!