Долгая дорога к «Прометейчику»
С ребенком на руках
Суть проблемы в транспортной доступности для детей и родителей, посещающих новый детский сад. «Прометейчик» расположен в строящемся 68 квартале Якутска. В квартал заезжает только автобус №19, где расположена его конечная остановка. А основная масса детей в этом садике приезжает из густонаселенного микрорайона ДСК и жилого сектора по Автодорожной. Имеющийся маршрут попросту не обслуживает эти районы. Это компетенция идущих оттуда автобусов №14 и №18. Ближайшая остановка, на которой высаживаются родители с детьми, - «Крансервис». Карта «ДубльГис» выдает информацию, что расстояние от остановки «Крансервис» до остановки «Прометей» - 477 метров пешего хода. Прибавим расстояние до детсада, и в итоге получается более 500 метров. Весь этот путь родителям надо нести детей на руках. Пересекая две дороги. Картина, когда в часы пик в утренние или вечерние часы в потемках и тумане вереницы родителей несут своих детишек, довольно удручающая. А принимает детский сад в данное время 250 ребятишек. В феврале в эксплуатацию вводится вторая очередь учреждения, что прибавит еще 250 малышей. Итого 500 детей и столько же, а то и больше родителей (бывает, что ребенка ведут и мать, и отец). Понятно, что часть из самого микрорайона, часть везут на личных авто, еще часть приезжает на такси. Причем это не центр города, и тарифы в пригороде самые что ни на есть грабительские. И получается, что тем, кто жалеет ребенка и не хочет его морозить, муниципальный сад влетает в копеечку.
Совещание на месте
После выхода материала о детском садике в 68 квартале прошло выездное совещание с участием руководителя Департамента предпринимательства потребительского рынка и туризма Ирины Гаргач, директора МУП «ЯПАК» Сергея Максимова, представителей совета родителей МАДОУ д/с 18 «Прометейчик», руководителя строительной компании «Прометей» Рината Янбаева (застройщика квартала), бригадиров вышеупомянутых автобусных маршрутов и других заинтересованных лиц.
Разговор, сразу скажу, получился непростым, но продуктивным. Транспортная проблема оказалась куда шире, чем просто доступность для детей из детского сада. К примеру, один из аспектов - потребности самих жителей микрорайона. Маршрут №19 кажется совсем неудачным и подходит далеко не каждому жителю новостроек. Чтобы добраться до центра города, надо заехать в Медцентр, у маршрута большие интервалы. И подавляющая часть жителей микрорайона идет к остановке «Крансервис» на автобусы №18 и №14, чтобы выиграть время.
Мнение бригадиров
Для водителей маршрута №19 заезд сюда - это шесть лишних километров, которые, по их мнению, ничем не оправданы. В лучшем случае они забирают на конечной остановке 3-5 человек и едут пустыми до самого Медцентра (так и есть, лично проверено автором статьи).
Крайне отрицательно настроены против заезда и представители маршрутов №14 и 18. Зачем им лишний километровый крюк, да и еще с выездом на оживленную трассу, когда все клиенты сами приходят на остановку?
Для 19-го идеальным было бы продолжение маршрута в район ДСК, что снимало бы для родителей проблему транспортной доступности. Но это сфера интересов частного бизнеса. Здесь жесткая конкуренция и свои скрытые от посторенних глаз правила и законы. Никто так просто их не пустит к своему куску хлеба на давно застолбленную территорию...
Доводы Максимова
Свои доводы у директора МУП «ЯПАК» Сергея Максимова, который, ко всему прочему, представляет интересы некоммерческого партнерства ООО «СоюзАвто», своего рода профсоюза, объединяющего частные городские маршруты.
По его словам, этот вопрос потребностей жителей микрорайона уже изучался.
- Почему мы, - говорит Максимов, - запустили сюда только 19-й маршрут? Потому что на сегодня нет такого пассажиропотока, из-за которого еще два дополнительных маршрута - №18 и №14 - должны себе приобретать дополнительные автобусы, ломать расписание. Вы понимаете, - объясняет он, - что значит изменить все движение? Сегодня вся экономика маршрутов №14 и №18 полностью рассчитана под задание, которое у них есть. Поворот в сторону - это дополнительное время и пересмотр всего существующего расписания движения. Немаловажно то, что они идут со спального района ДСК в центр города полностью загруженные. Так что нужно учитывать точку зрения жителей ДСК, среди которых мы проводили опрос: люди едут на работу и категорически против заезжать в час пик сюда и тратить на это дополнительно 10 минут времени.
Еще один момент: на каждый маршрут придется приобретать дополнительно по 5 автобусов, на 5 автобусов надо будет принять 12 водителей, это все экономика и финансовые затраты. Разом это сделать невозможно. Насчет 19-го маршрута все задачи по пассажиропотоку он выполняет на 100%, причем он выполняет такую задачу, как транспортная доступность для жителей микрорайона до своей поликлиники №3.
Во всем мире маршрутная сеть сформирована таким образом, что на одном автобусном маршруте невозможно ехать во все точки города, туда, куда вы хотите…
Решение проблемы Максимов отодвигает на тот период, когда микрорайон будет застроен полностью. Рассматриваются два варианта: во-первых, изучается пассажиропоток и возможности других маршрутов, во-вторых, рассматривается организация нового маршрута для выполнения задачи перевозки жителей из этого микрорайона.
Здесь Максимов делает реверанс в сторону руководителя строительной компании «Прометей» Рината Янбаева:
- Хотелось бы поблагодарить застройщика, это единственный застройщик у нас в городе, который сразу предусмотрел в проекте все, чтобы здесь ходили городские маршруты. К сожалению, других таких примеров в Якутске нет. Если остальные городские застройщики будут так строить городские кварталы, учитывая транспортные потребности жителей, тогда у нас город будет хороший. Мы ему благодарны за то, что здесь в любое время можно организовать движение. Но сегодня просто рано…
Пусть решает общество
Позиция Максимова не вызвала понимания у родителей, жителей ДСК, которым приходится таскать детей пешком, потому что страдают коммерческие интересы перевозчиков. Не проникся ей и застройщик Ринат Янбаев, который учел транспортные потребности, но не учел то, что ему в квартал поставят 19-й автобус, который здесь ни к селу ни к городу… По этому поводу разгорелась жаркая полемика, точку в которой поставила руководитель Департамента предпринимательства потребительского рынка и туризма Ирина Гаргач. По её словам, в феврале в городской администрации по этой проблеме пройдут общественные слушания. К этому времени администрация города проведет необходимые расчеты по вариантам решения транспортной проблемы, и вопрос будет окончательно решен.
Слово главы
Своё мнение на этот счет на неделе изложил и глава Якутска Айсен Николаев в ходе встречи с гражданскими активистами. Он пообещал жителям новостроек в Автодорожном округе и родителям дошкольников наладить автобусное сообщение.
– Когда речь идет о маршрутных линиях в районах с малым населением, куда водителям автобусов невыгодно заезжать, они начинают хитрить, не заезжают, пропускают и так далее. Конечно, это вызывает недовольство у людей. Я считаю, что надо эту ответственность между всеми водителями разделить. Пусть они пока заезжают в этот район по очереди. Конечно, в первое время интервалы будут большие, но этот микрорайон будет заселен полностью уже в этом году, и тогда автобусы будут заезжать туда в полном объеме. Я дал задание руководству ЯПАКа и курирующему это направление моему заместителю, чтобы они проработали этот вариант в течение первого квартала нынешнего года.
P. S.
«Эхо столицы» будет держать руку на пульсе проблемы.