Дороги, которые мы получили
Улицы Якутска: до и после
Как бы ни ругались автомобилисты весной и летом на ремонт дорог, но из года в год улицы Якутска становятся шире и красивее.
Вспомните, по каким дорогам ездили якутяне до начала работ «Дорисс»? И по каким дорогам мы ездим сейчас. Действительно, к хорошему привыкаем быстро, и хочется, чтобы дороги в Якутске стали еще лучше. Ну, а за «Дорисс» дело не станет, выполнят все в лучшем виде. Впрочем, это их марка.
Константин Петров, житель г. Якутска:
- Я все детство и юность провел в Пригородном. Сказать, что Покровский тракт был плохой - ничего не сказать. Но, к счастью, дорогу отремонтировали - сейчас там можно спокойно ехать даже на самой низкой машине без страха оторвать бампера или пробить колесо. Участок с новеньким асфальтом не такой уж и маленький, как мне кажется, километров семь точно сделали. Также года два назад, если не ошибаюсь, сделали улицу Чернышевского. Кто помнит, какая она была? Сейчас все очень даже хорошо - можно спокойно ездить. Сейчас можно от центра до ДСК добраться минут за пятнадцать, если нет плотного потока машин. Разве это плохо?
А улица Короленко? Обрела новую жизнь после ремонта еще осенью - сейчас еще заработают светофоры, и вообще будет супер. А помните, как было раньше? Туда без резиновых сапог невозможно было сунуться - грязи по уши! А сейчас малышня спокойно топает в школу в туфельках. Центр? Весь заасфальтирован. А что творилось по ул. Октябрьской, в районе автовокзала особенно после дождя? Сейчас любо-дорого смотреть! Гигантская работа была проделана на улице Федора Попова, Кальвица. Расширили улицу Ярославского, улица Лермонтова также была приведена в порядок. Также были проведены работы по расширению и реконструкции дорог, гораздо удобнее стала улица Дзержинского.
Планы на этот год
Какие работы будет вести «Дорисс» в этом году? Об этом «ЭС» рассказал начальник участка Михаил ШУЛЯТЬЕВ:
В этом году дорожники «Дорисс» работают на улицах Автодорожная, Чернышевского и Кулаковского.
- На Автодорожной все работы мы практически выполнили. Остался только участок от ДСК до кольца на Покровском тракте, где необходимо перенести опоры освещения. Далее на этом участке будет уложен асфальт, верхний слой покрытия. Единственное, что мы не успеем закончить в этом году, это участки, где проложена канализация. Если ее успеют вынести за пределы дороги до сентября, то мы успеем «закатать» эти участки, примерно 700 метров.
В этом году «Дорисс» завершил объекты прошлого года – ул. Дежнева и Каландаришвили. С посевом трав и уборкой мусора работы на этих улицах полностью завершены.
Продолжаются работы на Ярославского. Здесь меняют лотки, заканчивают укладку тротуарной плитки.
Горожане могли заметить, что вдоль ул. Дзержинского и перекрестка с Лермонтова продолжается строительство тротуаров. В «Дорисс» пояснили, что их задержали газовики, которые в прошлом году ремонтировали свою трубу.
С началом сезона дорожных работ «Дорисс» приступил к работам на продолжении ул. Кальвица от перекрестка с Дзержинского до Жорницкого. Это 650 метров. Сейчас здесь переносят подземные коммуникации – газо- и водопровод, канализацию, линии связи. Собственно, после этого начнется строительство отрезка ул. Кальвица.
Каким будет этот отрезок? Как и существующая, эта часть улицы будет шириной 15 метров с учетом тротуаров с обеих сторон, а сама улица будет четырехполосной с освещением.
На участках ул. Чернышевского ведется ямочный ремонт – они будут заполнены асфальтом, а поверх уложат два слоя асфальта – выравнивающий и верхний 5-сантимеровый.
«Новых остановок на П. Алексеева не будет»
Как сообщили в «Дорисс», отрезок этой улицы (где недавно вели работы газовики) не будет расширен, но зато здесь появятся места для парковок, тротуары для пешеходов, новые остановочные «карманы». Подразумевает ли это появление новых остановок? Нет, новых остановок на П. Алексеева не будет, оборудуют остановку «Областная» с бордюрами, ограждением и прочей инфраструктурой.
Михаил Шулятьев приехал в Якутск в 2011 году, еще до начала основных работ. Особенностью дорожных работ в городе он называет наличие вечной мерзлоты, короткий сезон работ, обводненность. А еще что Якутск, по его мнению, такой же город, как в средней полосе России: «Самое удивительное, когда пролетишь полстраны, прилетаешь, а тут такой же город, как в европейской части России».
Конечно, когда мы в первый год пришли сюда, нас немного волновало то, как нас встретят. Но успокаивало то, что чуваши и якуты – тюркские народы, и это две единственные нации в мире среди тюрков, которые приняли христианство.
- Много солнца, но почему-то холодно.
- Первая улица, которую мы начали строить, – Орджоникидзе. Начали в апреле, было еще холодно, резкий перепад температур, своей техники и людей было мало.
- После 2-3 лет работы в Якутске, особенно в зимний период, мы уже привыкли.
Возле Строительного и Авторынка появится «кольцо»
Далее, масштабной реконструкции подвергнется ул. Жорницкого (от Стадухина мимо Строительного рынка и до Хатынг-Юряхского шоссе).
- На пересечении Жорницкого и Объездного шоссе (р-н авторынка) планируется большая круговая развязка. Сейчас идут согласования, и если нам все вовремя оформят, то уже в этом году появится большая круговая развязка, а Объездное шоссе от Дзержинского до Жорницкого будет четырехполосным. Сама ул. Жорницкого (от Кальвица до Строительного рынка) останется двухполосной, здесь просто не хватает пространства для расширения. Но зато на перекрестках появятся дополнительные полосы для поворота направо и налево.
Кстати, авторынок «Лера» дорожникам «Дорисса» не мешает, т.е. авторынок пока остается. Правда, будущей автодороге мешает один земельный участок, но он признан как самовольный захват.
Еще одна транспортная развязка, кольцо, появится на Кальвица-Жорницкого-Свердлова.
На ул. Кулаковского, начиная от «Универсама» на берегу и до перекрестка с пр. Ленина, заменят бордюры, появятся новые «кармыаны», тротуары, освещение. На проезжую часть уложат два слоя асфальта. Кулаковского останется двухполосной.
Из-за чего пробки?
Мы не могли не задать представителю «Дорисс» провокационный вопрос, мол, горожане считают, что из-за их дорожных работ по всему Якутску пробки, а в часы пик просто транспортный коллапс.
- Да, пробки есть, при проведении дорожных работ их не избежать. Но по сравнению с другими городами это не так страшно, я считаю. В других городах люди по 1,5-2 часа стоят в пробках. Это раз. Во-вторых, когда мы полностью перекрываем дорогу, мы в два-три раза быстрее закончим свою работу. Например, мы перекрыли Чернышевского от Аржакова. Далее, мы пойдем на следующий участок до пр. Ленина, далее до Чиряева.
Так что горожанам придется потерпеть некоторые неудобства, зато в итоге город получит прекрасные новые дороги. Вообще, за прошедшие годы с приходом «Дорисс» уровень дорог в Якутске стал достаточно приличным, и, если бы не напасти, связанные с капризами природы и климатическими условиями, от которых здесь не избавиться, их вполне можно было сравнить с европейскими.
«Дорисс» - чемпион!
В 2015 году представители «Дорисс» были признаны лучшими в трех номинациях из четырех. Тогда в Якутии прошел конкурс профмастерства среди работников дорожного хозяйства под эгидой чемпионата WorldSkills Russia.
Ими стали: Алексей Тимофеев (лучший машинист фронтального погрузчика), Евгений Григорьев (лучший машинист автогрейдера) Владимир Терентьев (лучший машинист экскаватора). Еще один участник «дориссовской» команды Эдуард Штыров стал вторым среди машинистов самосвала. А уже в сентябре Евгений Григорьев, добравшийся до финала, стал первым в Чемпионате России «Лучший по профессии-2015».
В 2016 году на аналогичных состязаниях из ПАО «Дорисс» отличился машинист бульдозера Павел Васильев, став победителем первого этапа и серебряным призером во втором.
На чемпионате «Молодые профессионалы-2016» (WorldSkills Russia) бульдозерист СУ-5 ПАО «Дорисс» Дмитрий Кодяков добыл серебряную медаль как участник из Якутии, где ПАО «Дорисс» вот уже несколько лет работает на автодороге А-331 «Вилюй».
Главный технолог ПАО «Дорисс» Сергей Васильевич Криворучко:
- Если сейчас вспомнить тот далекий 2011 год, когда мы только появились в Якутии, то дорог, в том понимании, к какому мы привыкли, например, у себя в Чебоксарах, не было. Более-менее нормальными можно было назвать одну-две улицы, не больше. Остальные фактически не имели даже дорожного покрытия.
- Центр города был в ямах. Посреди улиц торчали пеньки, фактически отсутствовала ливневая канализация, и вода озерами скапливалась на улицах. Если домовая канализация еще существовала, потому как она углублена в землю, то с ливневой была большая проблема. То же самое касается и тротуаров – их можно было встретить разве что около новых магазинов. Теперь такое можно увидеть только на старых фотографиях.
- Вечная мерзлота, с которой мы здесь столкнулись, добавила работы, которую не встретишь в европейской части страны.
- Городские улицы в Якутске строятся не на насыпи, а в «корыте». И если «корыто» уже выкопано, приходится быстро укладывать щебень, а затем и асфальтобетон. Но это не всегда удается сделать, бывают задержки. Пройдет три-четыре дня, неделя – начинается оттайка, и вода полностью заливает весь этот котлован. Приходится откачивать помпами воду, а если она начнет уходить по тротуару, начинает оттаивать и сам тротуар.
- Систему ливневой канализации мы устанавливаем на глубине 80 см–1,2 м. Когда весной и осенью за ночь вода в ней замерзает, а днем оттаивает, ледяные глыбы нарастают так, что иногда эксплуатационным службам приходится смывать их горячим кипятком.
Общая протяженность дорог Якутска составляет 400 км. И за последние пять лет из них отремонтировано 72 км, а это - 76 участков 56 улиц.
В Окружной администрации утвержден план развития улично-дорожной сети, согласно которому до 2022 года будет отремонтировано 92 км дорог. При его разработке большую роль сыграла «Карта убитых дорог» Общероссийского народного фронта, составленная общественниками и неравнодушными горожанами.
Всего в списке ОНФ по Якутску числится 32 улицы, и почти все они включены в план на текущий и предстоящие годы.
В этом году на ремонт улично-дорожной сети направлено 570 млн рублей из городского и 633 млн рублей из республиканского бюджетов. Общая протяженность ремонтируемых «Дорисс» дорог составит 7,2 км.