Дороги, которые надо беречь...
И их не просто делают, но и учатся в данное время беречь. Одним из примеров может служить приказ Федерального дорожного агентства «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия) в весенне-летний период 2013 года". Где на период интенсивной оттайки земляного полотна было введено ограничение на проезд по значимым трассам большегрузных автомобилей. Естественно, исходя из местных условий, не для всех. Автомобили с социально значимыми грузами - продуктами, медикаментами, топливом, а также автобусы, автомобили МЧС пропускаться будут. А остальным лучше переждать. Дорожников понять и простить можно. Недостроенную дорогу, в которую уже вложены десятки и сотни миллионов рублей, за весеннюю распутицу разбить до первозданного состояния проще простого. Разбить и жаловаться, мол, нет ничего в России хорошего: одни дураки, да дороги...
Оборона Заболева
Все дороги у нас, как известно, ведут в Якутск. Именно нашему городу приходится держать вес многотонных американских, корейских, германских, китайских грузовиков-тяжеловозов. Заверю вас, что такого количества большегрузов, как у нас, на трассах общего пользования нет нигде. Такова специфика развивающегося, но лишенного полноценного железнодорожного сообщения региона. Якутск, как логистический центр и крупнейший в наших краях мегаполис, готов переварить любое количество грузов. Но одно дело аппетит, а другое - возможности. Первый тревожный звоночек прозвучал в 2006 году, когда по осенней распутице накрылась медным тазом федеральная трасса «Лена», между Нерюнгри и Якутском. Колонны автомобилей превратили дорогу в нечто адское, что мировые каналы назвали самой страшной трассой в мире...
Не забудем, что вся эта техника шла неумолимым курсом на Якутск! От этого потока надо было как-то ограждаться. Первую попытку сделал бывший градоначальник Юрий Заболев. Ход был довольно нетривиальным. Юрий Вадимович решил было и дороги сохранить, и для городского бюджета копеечку заработать. На период распутицы с 27 мая по 27 июня 2010 года он объявил под предлогом "обеспечения сохранности автомобильных дорог и сооружений на них" проезд по дорогам Якутска для транспортных средств с полной массой более десяти тонн платным.
Увы, благое начинание оказалось нежизнеспособным и погрязло в бюрократии. Для получения разрешения на проезд по улицам города водителям надо было подать заявку в отдел транспорта Управления предпринимательства, промышленной политики и транспорта, где ее рассматривали в течение трех дней. После этого автомобилисту необходимо было оплатить пошлину. Ее сумма, как значилось в указе, «будет зависеть от размера вреда, который транспорт нанесет дорогам Якутска». Никакой, в общем, конкретики, одни возможности для коррупции. Да и какой водила-транзитник, который приехал в Якутск, только чтобы разгрузиться, будет бегать в мэрию и ждать три дня начисления пошлины... Так что, указ по большей части принес неприятности только своим автопредприятиям, которые работали в черте города. Бюджет, в принципе, получил немного.
Ультиматум Николаева
Новый глава Якутска Айсен Николаев не стал придумывать заново колесо. Он пошел по вполне цивилизованному, проверенному московскому пути. Где ограничения действуют с 1998 года, и с тех пор они только ужесточаются. Сегодня, к примеру, в Москву запрещено въезжать на МКАД и на территорию, ограниченную кольцевой автодорогой, с 6.00 до 22.00 буквально всем грузовикам, кроме автомобилей, принадлежащих городским службам жизнеобеспечения. Ну, судя по всему, и военной технике, участвующей в параде Победы. МКАД - это даже не центр Москвы, а чуть ли не ее пригороды.
Айсен Николаев запретил с 1-го августа прошлого, 2012, года въезд грузовиков в центр города. Запрет коснулся грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, а также тракторов и самоходных машин. Грузовикам запрещено ездить по улицам Красильникова, Лермонтова (участок от Красильникова до Петровского), Петровского (участок от Лермонтова до Чайковского), по Вилюйскому и Объездному шоссе, улице Очиченко (отрезок от Объездного шоссе до ул. Кржижановского), ул. Кржижановского (от Очиченко до Бабушкина), Бабушкина, 50 лет Советской Армии, Богдана Чижика, Хабарова и Чернышевского.
В список вошли и отдельные улицы: Сергеляхское шоссе, ул. Пилотов, ул. Курнатовского, Хатынг-Юряхское шоссе (на участке от ул. Курнатовского до Вилюйского шоссе), ул. Билибина, ул. Чайковского, ул. Каландаришвили, ул. Кеши Алексеева.
Исключение только для спецтранспорта, уборочных машин, автобусов, а также транспорта, осуществляющего доставку груза по адресу, указанному в перевозочных документах. Контролируют исполнение постановления мэра сотрудники ГАИ.
Тяжелые условия
Действиям главы можно только аплодировать. Городские дороги - вещь хрупкая. Это на федеральной трассе можно положить трехметровую насыпь из скальника, залакировать галькой и песком, а потом проутюжить асфальтом. А в городе, увы, технологии и условия другие. Местность под Якутском низменная, системы водоотвода как таковой нет. Поэтому на многих участках встречается застой воды. Грузовики разбивают трассы. Вода в наших условиях имеет свойство замерзать в трещинах и выбоинах и рвать дорожное покрытие. Так, из-за луж и застоев воды под колесами большегрузных машин гибнут улицы Кальвица, Бестужева-Марлинского, Чернышевского, Хабарова, Бабушкина-Беринга, продолжает тонуть улица Жорницкого. На многих улицах, где, казалось бы, недавно был не просто ямочный ремонт, а капитальное дорожное строительство, через год уже идут трещины, и появляются ямы.... Просадки и разломы в дорожном покрытии наблюдаются также в местах прокладки коммуникаций, на линзах, морозных вспучиваниях...
Сохранить и приумножить
За последние годы в обустройство городских дорог вложены серьезные ресурсы всех уровней бюджета. Так, только за 2011-2012 гг городом было освоено порядка 1,5 миллиардов рублей на обустройство наших дорог. На ремонт улично-дорожных сетей на 2013 год выделено 800 млн рублей
Так, в текущем году пройдет ремонт Сергеляхского шоссе на участке от Гимеина до ул. Билибина протяженностью 6,4 км.
Сюда включены работы по:
- Ликвидации пучин с заменой основания;
- Усиление асфальтобетонного покрытия (срезка старого покрытия, укладка геосетки и устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия);
- Устройство заездных карманов для автобусных остановок;
- Уширение проезжей части до 8 метров;
- Частично ремонт наружного освещения.
- Также пройдет капитальный ремонт ул. Чернышевского на участке от ул. Кулаковского до ул. Автодорожной протяженностью 4,2 км.
- В капитальный ремонт ул. Чернышевского включены работы по:
- Ликвидации пучин с заменой основания;
- Усиление асфальтобетонного покрытия (срезка старого покрытия, укладка геосетки и устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия);
- Устройство заездных карманов для автобусных остановок;
- Уширение проезжей части до 3 полос (2 на выезд из города, 1 на въезд);
- Ремонт наружного освещения.
- Ремонт водопропускных труб;
- Устройство водоотводных лотков;
- Устройство пешеходного тротуара с обеих сторон;
- Монтаж металлического ограждения;
- Переустройство ЛЭП, сетей связи и наружного освещения.
Работы будут вестись в короткий летне-осенний период. Как заверяет заказчик «Главстрой», перекрытие Сергеляхского шоссе не планируется. Строители будут работать по полосам. Для улицы Чернышевского план объезда пока еще находится в разработке.
Помимо этого, в данное время чувашский подрядчик крупномасштабной реконструкции сети автодорог в Якутске - фирма "Дорисс" - в рамках исполнения гарантийных работ по сохранению полотна уже приступила к ремонту дорожного полотна по ул. Дзержинского, уложенного год назад. Госконтракт предусматривает гарантийный срок сохранности полотна в течение двух лет.
Городская комиссия ведет работу по выявлению недостатков по 13 построенным в прошлом году объектам, куда входят улицы Лермонтова, Октябрьская, Петра Алексеева, Кирова, Аммосова, Белинского, Семена Данилова и др.