23.12.2020 | 09:17

«Думал, врага увижу». Якутский предприниматель о бизнесе, пандемии и успехе «Фартука»

Василий Шарапов запустил свою первую кофеточку семь лет назад. Через четыре года он открыл кафе «Фартук», которое стало одним из самых популярных мест в Якутске. Мог ли он предположить, скитаясь по съемным квартирам с отцом, что через несколько лет увезет его путешествовать и поможет купить квартиру, а во время кризиса, о масштабах которого в марте 2020 года никто не догадывался, лишится семи миллионов.
Автор: Саша Александрова

32-летний Василий по профессии графический дизайнер. По специальности он работал совсем немного. Главной целью тогда для него было оформление ипотеки: в то время он с женой и отцом жил в арендованной комнате площадью 12 кв. м. Судя по его рассказу, это был не самый худший вариант для него. В первое время в Якутске ему приходилось, как он выражается, выживать. «Денег не было. Помню, какое-то время мы жили в офисе на работе у отца. Утром надо было быстренько умыться и уходить. Это были сложные времена, и воспоминания о них нерадостные», — говорит Василий.

Coffee Cup

Казалось бы, кофе зерновой и «3 в 1» сильно отличаются по своему вкусу. Но именно он послужил идеей для бизнеса Василию. Работники муниципального учреждения, где он тогда работал, любили пить кофе в пакетиках, и напиток быстро заканчивался. «Никто не хотел идти за новой партией, потому что наш офис находился на девятом этаже. И друг как-то говорит: хорошо бы кофе продавали при входе в здание. Я подумал: хорошая идея, можно на этом заработать деньги». Это было в 2013 году, тогда в Якутске не было ни одной точки «кофе с собой».

Василий начал изучать информацию, а ее в интернете оказалось крайне мало. Тогда он пошел по заведениям: «Захожу, сажусь за барную стойку, заказываю эспрессо, потому что он не сильно дорогой, и наблюдаю за бариста. Пробую кофе, тогда он мне не очень понравился. Так ходил в несколько кафе. Каждый раз платил по 150–200 рублей. Тогда для меня это были существенные деньги. Зато понял, как делается кофе и какой у него вкус».

С зарождения идеи и до запуска бизнеса прошло полгода. Открыть точки в небольших торговых центрах не получилось. В то время почти в каждом ТЦ были кофейные автоматы, и администрация говорила: «Зачем нам ваша точка с кофе, пусть даже свежезаваренным». В итоге, купив в кредит кофемашины с рожком, Василий запустил три точки: в «Палладиуме», ТРК «Туймаада» и деловом центре на улице Аммосова.

Проект стоил 400 тысяч рублей. «Друг, который подсказал идею, как раз оформлял ипотеку и отказался участвовать в деле. До сих пор жалеет, — рассказывает Василий. — А я был всем: владельцем, снабженцем, грузчиком, продавцом. Причем у меня не было машины, и я ездил в оптовки на автобусе. Помню, как люди с подозрением смотрели: “Что за тип, постоянно таскается то с молоком, то со стаканчиками”».

Каждое утро предприниматель обходил свои точки, пробовал напитки на вкус. И специально шел по улице со стаканчиком кофе. «В то время никто не ел и не пил чай на улице. Это считалось дурным тоном. Я сам поначалу смущался ходить со стаканом. Внимания и вопросов во время этих прогулок стало больше, когда мы стали использовать стаканы красного цвета. Спрашивали, что это и где купил. Я отвечал: “Coffee cup. Продают там”».

Так постепенно начал формироваться вкус к зерновому кофе, стаканчик с которым можно забрать с собой и пойти по делам. Василий вспоминает, что стал замечать в руках прохожих и посетителей все больше красных стаканов Coffee Cup: «Это как бы зажигались такие огоньки: сначала их было видно то там, то здесь, а потом все больше и больше. В какой-то момент зашел в фудкорт и увидел, что все сидят с красными стаканами. И у меня на душе — радость и гордость за свое дело».

«Фартук»

Василий говорит, что из-за ошибки в расчетах в первое время выручка была незначительной. Когда он понял и исправил ошибку, удалось открыть еще несколько точек и купить машину. В это же время он с супругой решил расширить бизнес и открыть кофейню. Идея совместить кофейню и пиццерию пришла после посещения московской выставки-ярмарки кофе и чая, где Василий попробовал пиццу «не как в Якутске». «В то время здесь продавалась пицца на тонком тесте, она была почти прозрачная. А я там купил такую, чтобы было сытно и не очень дорого. Мне понравилось. И я подумал, хорошо было бы в Якутске запустить кафе со вкусными и не очень дорогими блюдами».

В Якутске предприниматель начал искать помещение, ему помогал друг. Параллельно покупал оборудование под кафе. И через полгода ему и партнерам по бизнесу приглянулся зал на первом этаже многоквартирного жилого дома на улице Крупской, недалеко от студгородка. Сначала их отпугнула черновая отделка. Но потом они решились на аренду помещения, потому что кафе они хотели запустить для студентов. «Как перфекционист, я хотел все сделать с нуля и качественно. Ремонт делали долго, у нас закончились деньги, и я попросил двоюродную сестру стать партнером по бизнесу. Она согласилась».

Создать рецепт пиццы, которая была бы вкусной, сытной и недорогой, Василий поручил супруге Екатерине. «Мы хотели дать понять гостям, что можно кормить их вкусно, обслуживать на уровне и не требовать с них баснословные деньги. По-моему, нам это удалось. Хотя мы и ориентировались на студентов, которые жили неподалеку от нашего кафе, к нам приходили со всего города, часто семьями. Были постоянные очереди. Мы пытались это как-то решить, поставив в смену больше поваров и официантов. Но так и не получилось, потому что кухня маленькая, помещение небольшое. Работники друг другу мешали».

«Это был первый сильный удар»

«Фартук» просуществовал два с небольшим года и успел стать одним из популярных мест в городе. В феврале этого года заведение закрылось из-за жалоб жильцов многоквартирного дома, где располагалось кафе.

«Это был мой первый сильный удар по бизнесу. Страдал больше полугода, ушел в себя, не общался ни с кем и сидел дома. Думал о ситуации: “Что мы такого плохого сделали этим людям, почему они так с нами поступают?”. Хотел поговорить с ними, обходил квартиры. Вот открывается дверь, и я вижу цементный пол, ремонта нет, страшные двери. Понимаю, что в этой квартире не из-за запаха нашего кафе страдают, а от злости ко всему миру. В другой меня посылает мужик, будто пришедший из 90-х. А в тех квартирах, где уютно и красиво, говорили, что будут рады за нас поставить подписи, которые мы планировали собрать, чтобы представить в Госстройжилнадзор. И я понял, что у людей совсем другие проблемы, им и нет до нас дела, и мы никогда не соберем подписи 90 процентов жильцов этого дома. Поэтому мы решили закрыться, хотя суды мы выиграли. Подумали, не стоит продолжать дело, связанное с негативом».

Василий рассказывает, что до закрытия «Фартука» он с партнерами запустил другие проекты в качестве подушки безопасности. Одним из них стал компьютерный клуб «Рагнарёк». Он признается, что к этому времени немного устал от постоянного внешнего контроля над заведениями общепита. Выручка, говорит Василий, у кафе больше, но и проблем, соответственно, тоже. Поэтому, сравнив и подумав, предприниматель решил открыть компьютерный клуб.

«Возможно, меня к этому еще и подтолкнула мечта детства. Подростком я ездил из деревни в Якутск играть на накопленные от сдачи в магазинах за покупку хлеба деньги».

Следуя своему главному принципу делать все на качество, партнеры по бизнесу купили действующий клуб за 1,3 млн рублей и переоборудовали его полностью. «Там были страшные стены, столы, стулья. Мы всё выкинули. Конечно, глупо. Но хотели создать что-то совсем другое, которое не вызывает ассоциации с компьютерными клубами 90-х. Поменяли оборудование, сделали ремонт, моя профессия дизайнера, кстати, в этом очень помогает. Во вторую точку вложились еще больше. Там один потолок со звукоизоляционной панелью стоит больше 150 тысяч рублей. Заявили новый тренд в компьютерном мире города и стали топовым клубом».

Но как раз после открытия второго места случилась пандемия, и компьютерный клуб проработал всего две недели.

«Мы сидим месяц, потом еще месяц, потом еще и еще. Я начинаю понимать, что нельзя сидеть сложа руки и призываю владельцев других клубов обращаться к властям, писать в соцсетях о проблеме. Хотел даже просить блогеров репостнуть мой пост, но его взяли новостные каналы, и все само начало нарастать снежным комом. Для нас в этот момент главной целью было показать людям, что компьютерные клубы видоизменились, это не те страшные места, которые были когда-то. И нас услышали».

Но обратиться напрямую к властям с просьбой разрешить деятельность компьютерных клубов у владельцев так и не получилось. Во время прямого эфира главы Якутии Айсена Николаева их опередили и пожаловались на то, что клубы продолжают работать, несмотря на запрет.

После этого предприниматели, конечно же, не могли задать свой вопрос о том, когда им позволят работать. Василий говорит, что в условиях неопределенности самым оптимальным решением было закрыть клуб. Всего три дня понадобилось партнерам на распродажу оборудования.

«А через 10 дней вышел указ об открытии клубов. Я читаю об этом, и меня накрывает странное ощущение, которое не испытывал до этого ни разу. Одно дело, когда ошибаешься, другое, когда проигрываешь деньги. А тут такое… Вроде делаешь все правильно, но все равно проигрываешь».

Сутки Василий размышлял, затем предложил партнерам открыть клуб заново: «Они, конечно, сначала не поняли, но потом согласились. У нас осталось восемь компьютеров, и не было ни одного кресла. Мы попросили вернуть за хорошие деньги, но никто не откликнулся. Пришлось покупать новые в два раза дороже. Скоро должны доставить в Якутск».

У меня появилась мама, у супруги — отец

Василий говорит, что никогда не имел привычки транжирить деньги. Всё, что зарабатывал, кроме покупки квартиры своей семье и отцу, вкладывал в бизнес.

«Всегда держал в голове мысль, что это может закончится. Жене то же самое говорил. Как говорится, готовься к худшему, надейся на лучшее. Поэтому мы никогда не гнались за дорогими вещами. Жена только в этом году купила сумку Fendi. Могла бы за 300 тысяч, но купила за 50.

Единственное, на что я не поскупился, так это на поездки с родителями. Я рос без матери, супруга — без отца, сейчас у нас и папа, и мама. И мне очень хотелось, чтобы родители наконец увидели мир. Мы путешествовали всей семьей, побывали в нескольких странах, потратили 3,5 млн рублей. Но это самое лучшее, что я мог сделать для своих родителей».

Василий говорит, что во время пандемии ушел в минус на семь млн рублей. «Удар смягчили постоянные мысли, что в любой момент можно потерять деньги. Но не думал, что он будет таким. Думал, врага увижу, а тут без подготовки.

Я понимаю, что ничего не заработаю сейчас. Но так же знаю, что наш клуб нравится людям, что наши сотрудники ждут, когда можно выйти на работу. Конечно, будет идти амортизация: компьютеры и кресла будут ломаться. Но проект стоит того, чтобы его возродить. Выстрелит так выстрелит, терять особо нечего. А летом что-нибудь придумаем».

Новости

Популярное

Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Город | 1 день назад
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Ледовая переправа Нижний Бестях – Якутск будет открыта 5 января для транспорта массой до 10 тонн. 
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
Город | 1 день назад
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
В республике зарегистрировано более 8 тысяч случаев острых респираторных вирусных инфекций, что выше показателя предыдущей недели на 20,6%.
Яндекс Карты начали показывать маршруты через отапливаемые остановки Якутска
Город | 1 день назад
Яндекс Карты начали показывать маршруты через отапливаемые остановки Якутска
Карты разметили более 30 отапливаемых остановок города, чтобы предлагать жителям комфортные маршруты.