Дворец детства: вперед к 85‑летию!
Сейчас дворец носит имя Фатии (Фаины) Иннокентьевны Авдеевой. Легендарной личности, которая всю свою жизнь посвятила становлению и развитию детского движения, внешкольной работы и дополнительного образования.
О сегодняшней жизни дворца в День защиты детей беседуем с Татьяной Ивановой.
ЮБИЛЕИ, ЮБИЛЕИ…
— Главным событием в минувшем учебном году стало, без сомнения, 65‑летие нашего образцового коллектива РФ «Оркестра народных инструментов».
Очень было приятно, что в ноябре в праздничном концерте приняли участие выпускники разных лет, которые закончили свои занятия в оркестре много лет тому назад, но собрались на юбилей. Они в свое время завоевывали славу оркестра на различных конкурсах. Городских, республиканских, всероссийских, международных, участвовали в международных фестивалях и с большой радостью снова присоединились к оркестру в этот день!
19 мая у нас прошёл Фестиваль Российского движения школьников, посвященный 100‑летию пионерского движения. Со всей республики к нам прибыло 19 делегаций из пяти улусов и двух городских округов, более 200 участников.
Это был насыщенный, эмоциональный, прекрасный день для всех, кто принял участие в этом фестивале. Ребята в течение дня общались, знакомились, играли в различные игры, защищали проекты, участвовали в конкурсе девизов, речевок, кричалок о детском движении «В ритме РДШ», активно участвовали в выставке-конкурсе детских общественных объединений «РДШ вчера, сегодня, завтра» и многое другое.
После долгого перерыва из-за пандемии фестиваль оказался замечательной площадкой для радостных встреч.
А вообще очень ожидаемым, большим событием 2022 года является 85‑летие самого Дворца. 24 ноября будет у нас юбилей, подготовка к событию началась уже сейчас.
«ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ПРОГРАММЫ»
— Какие направления допобразования планируется открыть в следующем учебном году?
— Планируем реализацию таких новых программ, как «GIS — информационные системы», «3D-лаборатория» на базе детского технопарка «Кванториум».
Также в плане дальнейшее развитие наших новых проектов — профориентационная каникулярная смена «Этноскиллс», сетевая программа «Старшая школа», мобильные технопарк «Кванториум» и «Лаборатория безопасности».
«Этноскиллс» в марте мы провели первый раз для ребят от 12 до 17 лет. Выиграли федеральный грант по этому проекту. В течение недели дети обучались косторезному делу, швейному, гончарному, плетению изделий из конского волоса. Выезжали в АГИКИ, колледж технологий и дизайна, в «Сахабулт», керамическую мастерскую «Камелек» и другие учреждения.
Мобильный «Кванториум» работает с 2020 года, тоже выиграли федеральный грант. Это передвижной многофункциональный комплекс, в который входят устройства для работы в дополненной и виртуальной реальности, 3D принтеры, сборочная и паяльная зоны, программные обеспечения для 3D моделирования, ГИС-технологии и т.д. По заявкам из улусов «Кванториум» выезжает и проводит занятия.
Также совместно с мобильным «Кванториумом» работает выездная «Лаборатория безопасности». Это тоже оснащенный всем необходимым оборудованием комплекс, который помогает обучать детей правилам дорожного движения, моделируя дорожные ситуации в игровой форме, и даже оказанию первой помощи пострадавшим.
Основная идея «Старшей школы» — разработка индивидуальных стратегий развития для каждого старшеклассника. Участниками проекта по реализации дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме являются школы Якутска с углубленным изучением отдельных предметов: школы № 2, № 5 им. Н.О. Кривошапкина, № 7, № 23, № 29, № 31, № 33 им. Л.А. Колосовой, Городская классическая гимназия.
На лето у нас завершился приём в оздоровительный лагерь «Фантазия», смена пройдёт в июне, также будут краткосрочные понедельные программы — например, по туризму и в «Кванториуме».
— Какие направления оказались самыми востребованными в этом году?
— Традиционно это такие программы, как «Полиарт» (187 детей), «Грани творчества» (175 детей), музыкально-хореографический театр «Зазеркалье» (183 ребенка), «Спортивное ориентирование и туризм» (139 детей), «В мире анимации» (123 ребенка), «Юный математик» (120 детей) и программы по изучению английского языка.
То есть, в основном выбирают базовые, можно сказать, программы по развитию ребёнка. Чувство прекрасного, навыки дизайна, рисования необходимы сейчас во многих востребованных IT-профессиях, том же популярном SMM. Танцы и туризм развивают выносливость, дают общую физподготовку и так далее.
— Особенности приёма детей, изменились ли требования?
— С 2021 года запись на кружки ведется через сайт «Навигатор дополнительного образования РС (Я)». Родитель создает там личный кабинет, добавляет данные о ребенке и записывается на кружки. Он может прочитать там всю подробную информацию о выбранном направлении, количестве часов, расписании и так далее.
После заполнения заявки на почту родителя будет направлено уведомление с данными заявки и контактами организатора. Затем нужно ждать звонка или письма от организатора для подтверждения данных заявки и дальнейших инструкций.
Все педагоги при возникновении трудностей с «Навигатором» могут научить любого родителя пользованию сайтом. Для этого можно подойти к педагогу непосредственно во Дворец детского творчества по адресу: Кирова, 20 или созвониться.
На следующий год запись начнется с августа.
ПЕДАГОГИ И ИХ РОЛЬ
— Расскажите о наиболее опытных, старших преподавателях, и кого из молодых можете отметить?
— У нас сплочённый, любящий детей и свою работу коллектив, сложно выделить кого-то, но постараюсь.
Конечно, это Белолюбская Людмила Спартаковна, старший педагог дополнительного образования, бессменный руководитель оркестра народных инструментов, единственного в республике Образцового детского коллектива Российской Федерации. Она удостоена специальной премии в области образования к 100‑летию образования Якутской АССР.
Много лет выпускает воспитанников Жиркова Агния Спиридоновна, старший педагог дополнительного образования, основатель и руководитель детского творческого объединения хомусистов «Этигэн хомус» — народного самодеятельного коллектива Якутии, Стипендиат МДФ «Дети Саха — Азия».
В центре туризма экологии и безопасного поведения работают опытные педагоги. Одним из них является старший педагог высшей квалификационной категории Елена Викторовна Половинкина. Елена Викторина посвятила педагогической деятельности во Дворце больше сорока лет. Она ведет кружок «Школа дорожных наук», что очень актуально особенно для младших школьников. Елена Викторовна создала единственный в городе оснащённый кабинет по безопасному дорожному движению.
Старший педагог высшей квалификационной категории Ботулу Надежда Алексеевна в системе дополнительного образования работает более 20 лет. Надежда Алексеевна реализовала проект «Зеленый остров детства» на территории Дворца. Сквер, живая изгородь из акаций, альпийская горка, многолетние растения, цветочные композиции украсили территорию Дворца, дворы и прилежащие территории учреждения. В рамках проекта под руководством Надежды Алексеевны заложена «зеленая изгородь» из акаций и установлен декоративный забор. В сквере им Ф.И. Авдеевой отремонтирована и запущена поливочная система, посеяна многолетняя газонная трава.
Из молодых преподавателей хотелось бы отметить Корякина Николая Васильевича, педагога дополнительного образования, обладателя гранта конкурса «Муус устар» 2021 года, обладателя 2 места республиканского конкурса профмастерства «Сердце отдаю детям» по социально-гуманитарному направлению в 2021 году. Он настоящий патриот, и активно болеет за развитие якутского языка.
Очень талантливый педагог, ведёт студию «Мода и дизайн» — Иванов Евсей Иванович, победитель грантового конкурса «Муус устар» 2021 года. Создал коллекцию к 100‑летию ЯАССР.
Напомню о молодых педагогах, получивших призовые места в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в 2022 году. Это Бусель Мария Николаевна — 1 место в номинации «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности». Тимофеев Анатолий Павлович — 1 место в номинации «Педагог дополнительного образования по технической направленности». Захарова Анна Дмитриевна — 2 место в номинации ««Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности», приз зрительских симпатий.
— Как родителям выбрать подходящее направление? Роль родителей в дополнительном образовании?
— Перед тем как записать ребенка в кружок, важно спросить, поинтересоваться мнением самого ребенка «Чем хочешь заниматься? Какой кружок хочешь выбрать? Что было бы тебе интересно?» Любой родитель лучше всех знает своего ребенка: интересы, склонности, характер, темперамент, увлечение, интересы собственного ребенка. Учитывая все эти моменты, важно предложить ребенку кружки и секции.
Также, при выборе кружка важно учитывать отдаленность дома. Если ребенок учится в 1–2 классе, то родителям придется нести ответственность за посещение кружка.
Во Дворце мы стараемся также беседовать с родителями, находить общий язык с ними. Например, в минувшем учебном году провели родительские коворкинги на такие темы, как «Причины, влияющие на эффективность проекта», «Семейный опыт воспитания, обучения и развития ребенка», «Развитие финансовой грамотности у детей».
Кроме того, у нас много краткосрочных программ, рассчитанных на месяц, полгода. Так что дети за год могут попробовать разные направления, и выбрать наиболее интересное для них.
— Дополнительные занятия — ещё и воспитательная функция. Какая работа ведётся во Дворце с детьми из неблагополучных, сложных семей?
— Да, дополнительное образование имеет огромное воспитательное значение для каждого ребенка. Создаются условия для личностного роста: дисциплина, ответственность, сила воли, целеустремленность и др. Например, занимаясь в шахматном кружке, ребенок развивает системное мышление, пение в хоре дает умение работать к команде, занятие танцами развивает эмоциональный интеллект и т. д. Также кружковые занятия помогают развивать свои способности, склонности, интерес и профессионально самоопределиться.
Дворец детского творчества занимается со всеми детьми. У нас занимаются дети с ОВЗ, дети из неблагополучных, многодетных, неполных семей. Педагоги бережно находят подход к любому из наших детей. Если у родителей есть сомнения, всегда можно заранее подойти и поговорить с преподавателями, рассказать о своём ребёнке, и решение найдётся всегда.
МЕЧТЫ И БУДУЩЕЕ
— О чем мечтает Дворец детства в преддверии своего юбилея?
— Если можно сказать — то о большой светодиодном экране (улыбается.) В целом хочу поблагодарить администрацию Якутска за постоянную поддержку нашего Дворца! Сейчас ведём работы по ремонту внутренних помещений, починили вот крышу, готовимся к косметическому ремонту фойе.
Все руководители города всегда активно работали с нами, оказывали помощь по всем направлениям. Благодаря этому Дворец пережил и 90‑е, и разные кризисы, и пандемию… Такого большого центра притяжения детей во многих городах, даже областях России уже нет, к сожалению. В Якутске — благодаря усилиям администрации города и республики — есть. И у нас впереди много планов.
- В тексте:
- дворец детского творчества