Экспедиция «Два Полюса Холода»: якутянин планирует самый протяженный туристический маршрут
В марте этого года стартует экспедиция «Два Полюса Холода» на автомобилях. Протяженность пути составит 4637 километров, соединив две северные точки — Оймякон и Верхоянск. Автором маршрута является Михаил Местников, руководитель компании «InYakutia», туристический инструктор-проводник и член Ассоциации туристской индустрии Якутии. Уже на протяжении многих лет мужчина профессионально занимается путешествиями и изучает просторы Якутии. Михаил поделился подробностями своих путешествий и рассказал «Эхо столицы» об экспедиции «Два Полюса Холода».
Михаил Местников в горах Оймякона и Томпо
В любой экспедиции главное - это люди
Михаил, как вы пришли к путешествиям и решили связать с этим свою жизнь?
- Каждый живущий в Якутии человек с детства близок к природе. В младших классах лето проводил в рыболовецкой бригаде, а повзрослев, во время летних каникул стал работать в лесхозах. Окончив школу, я поступил в Свердловский государственный педагогический институт, мне повезло, там можно было вечерами посещать курсы подготовки инструкторов-проводников спортивного туризма. Сейчас я являюсь инструктором спортивного туризма, инструктором-проводником, т.е. могу водить группы по маршрутам разной категории сложности , также обучать инструкторов-проводников.
Какие из ваших путешествий/экспедиций были самыми запоминающимися и чем?
- Все походы и экспедиции мне очень близки - что-то выделить очень сложно. Я не могу как-то особо высоко ставить те впечатления, которые получал. Например, при поиске троп к Кангаласскому Мысу, или при прохождении новых перевалов в горах Черского. Благодарен всем тем, кто тогда был со мной рядом - мне очень повезло с людьми.
Уникальный пеший маршрут в горах Оймякона и Томпо
Как создавалась компания «inYаkutia» и в чем заключается основная цель компании?
- Компания «inYakutia» была создана после распада туркомпании «Nord Strеаme». После многолетней совместной работы, пришло время нам выбрать самостоятельный путь в сфере спортивного туризма. Сейчас в «inYakutia» работают около двадцати инструкторов-проводников.
С годами наши специалисты значительно повысили свой профессиональный уровень, теперь они, гарантируя безопасность для туристов, могут водить группы по самым сложным маршрутам Якутии. В данное время мы обслуживаем большое количество туристов из других регионов России, в основном с европейской части страны.
Все инструктора-проводники компании имеют профессиональную подготовку и состоят в Реестре инструкторов-проводников России. Зимой много времени и внимания мы уделяем различным обучающим курсам, а весной делаем ряд учебно-тренировочных пеших и водных походов.
Якутия открывает каждый раз новые земли
Почему компания занимается путешествиями именно по Якутии?
- Нам повезло с тем, что Якутия не изучена туристами и даже то, что сейчас есть - это всего лишь по 0,1% маршрутов со всей территории Якутии. Здесь, "открывая новые земли", можно ходить, ходить и ходить. По сравнению с Якутией другие регионы не имеют такого богатства нехоженых и неоткрытых троп.
Автотур Колыма Якутск - Оймякон - Магадан
Как пришла идея провести экспедицию «Два Полюса Холода»?
- Я присматривался к маршруту давно, когда изучал на карте Якутии все существующие официальные зимники. Они позволяют сделать по заданному пути большой круиз, охватывающий арктические улусы. Слабым местом маршрута был участок между поселками Белая Гора и Депутатский. Дорога хорошо функционировала, когда работал Горно-обогатительный комплекс «Депутатский». В последние годы в этом районе стали функционировать предприятия золотодобычи, также на комплекс обратили внимание республиканские власти, и он вошел в список зимников, который стал содержаться за счет бюджета Якутии.
В октябре прошлого года я начал вплотную заниматься маршрутом, искать информацию в просторах интернета, где обнаружил много интересного. Ознакомился с путешествиями Александра Еликова из команды «Arctic Spirit», Аркадия Колодкина из команды «73 градуса ниже экватора» и Алексея Жирухина. Недавно узнал, что по нашему маршруту в 2020-м году совершила одиночный автопробег на Уаз-Патриоте наша землячка из села Туора-Кеюль Таттинского улуса - Клавдия Аянитова. К сожалению, о путешествиях Клавдии Николаевны мы мало, что знаем. Она единственная якутянка, проехавшая на своем автомобиле все арктические улусы Республики Саха (Якутия).
Действительно, Верхоянск и Оймякон - известны во всем мире как два Полюса Холода, что вызывает интерес у людей со всего мира. Если в Верхоянске в 1885-м году была отмечена самая низкая температура -67,8 градусов по Цельсию, то Оймякон известен тем, что является самым холодным местом, где проживают люди. Исследования показывают, что в среднем температура воздуха в Оймяконе ниже на 3,4 градуса, чем Верхоянске.
Весь маршрут пути Михаила Местникова: Якутск-Баяга-Хандыга-Оймякон-Хонуу-Белая Гора-Депутатский-Усть-Куйга-Верхоянск-Тополиный-Хандыга-Якутск.
Кисилях Верхоянска
Также Михаил рассказал о том, что этот маршрут вызывает интерес не только у путешественников, но и у профессионалов других сфер. Предстоящий им путь может стать отличным полигоном для испытаний техники в самых суровых условиях нашего Севера. Михаил и его команда будут рады поделиться знаниями и помочь в планировании проекта тем, кто в этом заинтересован.
"Два Полюса холода" - энциклопедия для новых маршрутов по Арктике
Расскажите подробнее об особенностях вашей экспедиции?
- Цель нашей экспедиции «Два Полюса Холода» - это не только проехать весь маршрут, но и сбор информации, которая будет нужна путешественникам для создания новых маршрутов по Арктике. На протяжении всего пути, мы планируем проведение мастер-классов, встречи с местными предпринимателями, оценку уровня гостеприимства в этих районах.
В пути у нас будут остановки в районных центрах, где администрации готовятся проводить туристические мероприятия. Нас очень радует их активное участие. Уверен, что наша экспедиция даст толчок развитию арктического туризма!
Получается, что идея превращается в реальность с большим будущим!
Таас Кыстаабыт - Кисиляхи Оймякона
В реализации проекта привлечены экипажи с автомобилями повышенной проходимости, в составе группы участников будет пять специалистов со сферы туризма. Во время экспедиции участники посетят знаменитый Оймякон, станут участниками Фестиваля Холода в Верхоянске, взойдут на гору Кисилях Верхоянска, участвуют в Празднике Оленеводов в поселке Тополиный, а также увидят Северное Сияние.
Кому точно стоит попробовать себя в автопробеге «Два Полюса Холода»?
- Уверен, что это самый «суперовый» маршрут, т.к. охватывает девять районов Республики Саха (Якутия), в том числе четыре арктических. В перечне турмаршрутов Якутии другого такого нет! Трудно представить, чтобы какой-то из маршрутов мог бы воплотить в себе такое разнообразие. Нужно добавить, что маршрут, можно назвать самым протяженным круизным маршрутом по зимникам Арктического Севера России. 2/3 пути - это дорога по зимникам Лены, Индигирки, Яны и по их многочисленным притокам. В арктической части маршрут пройдет по тундровой и лесотундровой зоне.
Также хочется узнать, есть ли какие-то медицинские противопоказания или что-то о чем стоит знать перед тем, как соглашаться на такое путешествие?
- Человек должен быть здоровым, так как в пути будут места, где не будет медицинских пунктов. Он должен понимать, что, соглашаясь на путешествие, становится частью команды - частью одного организма.
Путешествие к Каменным Людям Сундуруна
Удивительная и загадочная Арктика
Почему Арктика так привлекает туристов?
- К сожалению, наша арктическая часть Якутии в сфере освоения ее туристами хорошо не изучена. Наша экспедиция имеет цель максимально восполнить этот пробел. Наш Арктический Север очень интересен и имеет большие перспективы.
К примеру, можно назвать два маршрута в этих районах, которые уже стали пользоваться большой популярностью у туристов: это «Гранитные Города Улахан Сис», «Каменные Люди Сундуруна», расположенные на границе Абыйского и Аллаиховского районов - Аллаиховского и Нижнеколымского. Большой интерес для нас имеет Усть-Янский улус, который еще не раскрыл свои тайны и, как я знаю, на территории улуса находятся не менее интересные останцы и ландшафтные образования, и Верхоянск, имеющий место силы природы – горы Кисилях.
Томпо, Мома, Оймякон находятся ближе к Якутску, чем эти районы и лучше осваиваются туристами, но не так сильно как хотелось бы - большинство территорий этих улусов все еще белое пятно для нас.
Экспедиция, которой еще не было в Якутии
Вещи, которые необходимо взять с собой при передвижении по Якутии на авто?
- Во время путешествия будут места, где, несмотря на весну, температура воздуха будет опускаться до -45°C, что значит от путешественника потребуется одежда, обувь в соответствии с этими низкими температурами. В пути планируются три ночевки в отапливаемых палатках, спальники, коврики и другое снаряжение, включая спутниковые трекеры, телефоны предоставляют организаторы. Также сейчас ведется работа по оснащению экспедиции спутниковым интернетом.
По пути экспедицию ждут много опасных мест с наледями. Наледи - это выход воды над льдом. Они будут мешать нашему передвижению и возможно будут длительные остановки. В этих местах нужны будут сапоги. Я бы посоветовал полюбившиеся народу эва сапоги (в народе "дошираки"). Они практичны и, главное, отлично держат тепло. При выборе сапог особо нужно обратить внимание на подошву - они должны быть нескользящими.
Северное сияние
Что вы сами ожидаете от такого путешествия и почему советуете не упустить возможность?
- Экспедиция наша обязательно состоится! Наша команда готовится!
Такие экспедиции, охватывающие многие районы республики, организовывают нечасто. До нас это делали только команды с других регионов России, которые имели мощную поддержку со стороны крупных бизнес структур. Понятно, что стать участником тех экспедиций для якутян было нереально. В отличии от них, наша экспедиция открыта для всех желающих. Единственное, что останавливает людей - это высокая стоимость участия. Она высока, так как по пути мы останавливаемся в гостиницах, в стоимость включены питание, аренда автомашин, сопровождение группы через спутниковую связь, также для каждого участника мы закажем форму. Наша экспедиция самоокупаемая, т.е. она не финансируется из бюджета. Но это и не коммерческий проект - никто не получит финансовой выгоды. Нам нужно всем вместе результативно провести общее полезное дело!
Узнать об экспедиции «Два Полюса Холода» более подробно можно на сайте inyakutia.ru
- В тексте:
- путешествие
- Якутия
- Оймякон
- Верхоянск
- полюс холода
- путешественник